Этический кодекс консультирования.
Деятельность христианского консультанта характеризуется его особой ответственностью перед консультируемым за те рекомендации, которые он предлагает.
Свою работу христианский консультант строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности консультируемого (оскорбление, грубость, унижение)
В работе консультант руководствуется принципами честности и открытости (искренности)
Обязательной составной часть работы консультанта является постоянное поддержание знания на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.
Консультант не имеет право разглашать или передавать третьим лицам данные о консультируемых или результатах консультирования.
1. Правила перед консультацией: противоправные деяния или грех против церкви, не могут быть сокрыт.
2. Побудить человека пойти к пастору. Ваш грех влияет на церковь.
Нельзя скрывать:
Преступление, совершенное консультируемым.
Преступление над детьми
Намерение суицида
Намерение совершить преступление
Консультанту следует соблюдать осторожность, что бы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны консультируемого, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить (максимально реалистические)
Организация и процесс консультирования:
Организация центров:
Центр консультирования при церкви.
Центры внецерковные, при региональном объединении.
Специально выделенное помещение (не проходное место, не общественное, не шумное) Звукоизолированное, создание атмосферы, стол, стулья, компьютер. Желателен интерьер и рабочая атмосфера.
Причины отказа от консультаций.
1. Консультант не компетентен решать проблему консультируемого. (профиль, собственные проблемы: разведен)
2. Различие личностей консультируемого и консультанта настолько велики, что мешаю завязать и поддерживать консультативный контакт. (мужчина и женщина, холерик и флегматик, негативный опыт с алкоголиками)
3. Консультируемый является родственником или другом консультанта. С ним трудно установить и поддерживать консультативные отношения, и это делает невозможным серьезное консультирование.
4. Консультируемый по каким либо причинам отказывается обсуждать свои проблемы с консультантом. (строит границы, обманывает, не обговаривает отдельные вопросы. Консультация строится на взаимном доверии)
5. После несколько их встреч с консультируемым напрашивается вывод, что консультативный контакт неэффективный и мала вероятность изменения его в продуктивном направлении.
Процесс консультирования
Этап 1 Подготовка. Цель: Помощь консультанту подготовиться к встрече.
Духовная подготовка: молитва, чтение Слова. (молитва о конкретной проблеме, мощная духовная подготовка)
Подготовка физическая: раздеться, отдохнуть, подготовиться.
Подготовка интеллектуальная: почитать литературу по проблеме, приготовить пособие.
Проблема - много говорит (не может говорить об одной проблеме более 10 минут)
Выбрать паузу, предложить задать вопросы с вашей стороны.
Этап 2 Знакомство Цель: Установить доверительные отношения, составить первое впечатление о консультируемом.
Приветствие.
· Подумайте, как вы будите приветствовать человека, как вы будите обращаться к нему.
· Приветствие, рукопожатие согласно этикету.
· Представляться по И.О.
· Записать как человек назвался, и называть его в процессе только так, как он представился.
Место расположение консультируемого.
· Пригласить присесть
· Стулья ставятся буквой v
· Контакт в глаза в глаза не рекомендуется.
· Семейная пара подальше друг от друга, через стол, но не напротив друг друга.
Организационные вопросы
· Получить информацию о консультируемом.
· Список правил предъявляем консультируемому.
· Организационные вопросы, когда и как вы будите встречаться.
Этап 3 Опрос Цель: получить максимально полное представление о проблеме консультируемого.
· Свободный рассказ (интервью) (не подходит детям)
· Использование проективных методик (рисунки, песочная терапия и др.)
· Методика - Я высказывание
· Преобразование жалоб в просьбы
· Используются методики: активного слушания, уточнения
Зафиксировать запрос, что хочет человек, что переживает, какие эмоции у него, и задачи которую мы поставили.
Я высказывание – методика
Факт
Чувства
Намерение
Поведение