Этический кодекс специалиста

Выход на профессиональный уровень постановки социально-педагогической работы в стране требует, чтобы эту профессию избирали люди особых личност­ных качеств, так как она основана на этически допусти­мом вмешательстве в процесс оказания социальной и психолого-педагогической помощи человеку. Обязатель­ными качествами специалиста являются эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность. Человек, избравший эту профессию, должен быть гуманным, обладать коммуникативными и организаторскими спо­собностями, высокой культурой, чувством такта.

В Кодексе этики социального педагога определе­ны следующие позиции:

– не поучать, не приказывать, не запрещать; вдох­новлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, помогая ему жить, опираясь на собствен­ные личностные возможности, уважая достоинство и уникальность личности;

– уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понимать проблему и ситуацию, входить в его положе­ние, проявлять деликатность, чувство такта;

– быть коммуникабельным, общительным, контакт­ным, уметь разговорить клиента, совместно определять пути решения проблемы; уметь быть нужным, интерес­ным для окружающих, направляя на это свои личнос­тные возможности, эрудицию, опыт;

– быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами со­циальной работы; обеспечивать субъектную позицию самого клиента, не допускать унижения его достоин­ства формами оказываемой ему благотворительной помощи;

– уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в реше­нии им собственных проблем, строить взаимоотноше­ния на основе диалога, на равных;

– исходить всегда из позиций гуманизма и мило­сердия; не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство; предупреждать возможности негуманно­го или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстрой­ства, опасности или унижения;

– соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблужде­ние, нечестные действия; всегда действовать исключи­тельно в интересах клиента;

– уметь находить себе помощников в социальной работе, поддерживать участие общественности в раз­витии социальной защиты, социальной политики;

– вести работу только в рамках своей компетент­ности, нести персональную ответственность за каче­ство своей работы, не поддаваться влияниям и нажи­мам, встречающимся на пути профессиональной дея­тельности, беспристрастно выполняя обязанности;

– полностью информировать клиента о предпри­нимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных;

– не использовать свои профессиональные отно­шения в личных целях; участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом; принимать плату за услуги, только добровольно пред­лагаемую и на законных основаниях; не принимать ценных подарков за выполненную работу;

– стремиться к постоянному повышению профес­сиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы; осно­вывать свою практическую деятельность на професси­ональных знаниях;

– защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии; уважать доверие коллег в ходе професси­ональных взаимоотношений и взаимодействия, соблю­дая деликатность и справедливость; предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег;

– всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными различным группам населения;

– содействовать развитию благосостояния обще­ства посредством:

а) расширения личностных возможностей людей, различных семей, проявления особого внимания к ущемленным группам и лицам с ограниченными физи­ческими возможностями;

б) активной борьбы против несправедливости и ущемления на основе национального происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуаль­ных ориентации, возраста, брачного статуса, психичес­ких или физических недостатков, а также против при­вилегий отдельных категорий населения;

в) создания условий для поддержки уважения к различиям культур, составляющих общество;

г) инициативы, направленной на изменения в по­литике и законодательстве с целью улучшения соци­альных условий жизни и поддержания социальной справедливости.

Наши рекомендации