Опросный лист к диагностике
№ п/п | А | Б | В |
Центральное руководство требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему | Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы | Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие | |
Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит | Приказывает так, что хочется выполнять | Приказывать не умеет | |
Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами | Ему безразлично, кто работает у него заместителем, помощником | Добивается от заместителей и помощников безотказного исполнения и подчинения | |
Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу | В работе не заинтересован, подходит к делу формально | Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе | |
Наверно, он консервативен, так как боится нового | Инициатива подчиненных руководителем не принимается | Способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно | |
На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней | Не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это | Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает | |
Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность | Ответственность распределяет между собой и подчиненными | Руководитель единолично принимает решения или отменяет их | |
Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками | Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю | Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали |
Окончание табл.
Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными | Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть | Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных | |
Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно | В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие | По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым | |
В критических ситуациях плохо справляется со своими обязанностями | В критических ситуациях, как правило, переходит на более жесткие методы руководства | Критические ситуации не изменяют способа его руководства | |
Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком | Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим | Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны | |
Пожалуй, он не очень требовательный человек | Он требователен, но одновременно и справедлив | О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым | |
Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных | Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом | Контролирует работу от случая к случаю | |
Умеет поддерживать дисциплину и порядок | Часто делает подчиненным замечания, выговоры | Не может влиять на дисциплину | |
С ним приходится работать в напряжении | С ним работать интересно | Подчиненные предоставлены сами себе |
Оценка результатов
Директивный компонент – Д. Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция по отношению к подчиненным, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.
Попустительский компонент (пассивного невмешательства) – П.
Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности, строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать на подчиненных ответственность в принятии решений.
Коллегиальный компонент – К. Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решений.
Ключ к тесту «Стиль управления трудовым коллективом»
№ вопроса | Вариант а | Вариант б | Вариант в | № вопроса | Вариант а | Вариант б | Вариант в |
Д | К | П | Д | К | П | ||
Д | К | П | К | П | Д | ||
К | П | Д | П | Д | К | ||
Д | П | К | Д | К | П | ||
П | Д | К | П | К | Д | ||
К | Д | П | К | Д | П | ||
П | К | Д | К | Д | П | ||
К | П | Д | Д | К | П |
6.Пользуясь методами наблюдения, самонаблюдения и беседы, постарайтесь изучить стили учебной работы своих одногруппников и свой собственный.
7.Опишите и обсудите в группе различные стили(или хотя бы отдельные черты, «штрихи» разных стилей) успешнойработы по вашей профессии, свойственные людям, существенно различающимся по своим личным качествам, возрасту, полу. Если у вас недостаточно жизненных («живых») наблюдений, обратитесь к научным источникам, к материалам по истории профессии, специальности. Несомненно, что не на все приведенные ранее вопросы решится ответить даже специалист-профессиовед. Пусть ваши ответы будут гипотетическими, рассчитанными на последующее сопоставление с реальностью, быть может, в течение многих последующих лет.
8.Произведите сравнения и постарайтесь извлечь из них информацию для совершенствования своей учебной работы.