Опросный лист к диагностике

№ п/п А Б В
Центральное руководство требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие
Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит Приказывает так, что хочется выполнять Приказывать не умеет
  Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами Ему безразлично, кто работает у него заместителем, помощником Добивается от заместителей и помощников безотказного исполнения и подчинения
Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу В работе не заинтересован, подходит к делу формально Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе
Наверно, он консервативен, так как боится нового Инициатива подчиненных руководителем не принимается Способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно
На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней Не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает
Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность Ответственность распределяет между собой и подчиненными Руководитель единолично принимает решения или отменяет их
Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали

Окончание табл.

Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных
Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым
В критических ситуациях плохо справляется со своими обязанностями В критических ситуациях, как правило, переходит на более жесткие методы руководства Критические ситуации не изменяют способа его руководства
Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны
Пожалуй, он не очень требовательный человек Он требователен, но одновременно и справедлив О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым
Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом Контролирует работу от случая к случаю
Умеет поддерживать дисциплину и порядок Часто делает подчиненным замечания, выговоры Не может влиять на дисциплину
С ним приходится работать в напряжении С ним работать интересно Подчиненные предоставлены сами себе

Оценка результатов

Директивный компонент – Д. Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция по отношению к подчиненным, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Попустительский компонент (пассивного невмешательства) – П.

Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности, строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать на подчиненных ответственность в принятии решений.

Коллегиальный компонент – К. Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решений.

Ключ к тесту «Стиль управления трудовым коллективом»

№ вопроса Вариант а Вариант б Вариант в № вопроса Вариант а Вариант б Вариант в
Д К П Д К П
Д К П К П Д
К П Д П Д К
Д П К Д К П
П Д К П К Д
К Д П К Д П
П К Д К Д П
К П Д Д К П

6.Пользуясь методами наблюдения, самонаблюдения и беседы, постарайтесь изучить стили учебной работы своих одногруппников и свой собственный.

7.Опишите и обсудите в группе различные стили(или хотя бы отдельные черты, «штрихи» разных стилей) успешнойработы по вашей профессии, свойственные людям, существенно различающимся по своим личным качествам, возрасту, полу. Если у вас недостаточно жизненных («живых») наблюдений, обратитесь к научным источникам, к материалам по истории профессии, специальности. Несомненно, что не на все приведенные ранее вопросы решится ответить даже специалист-профессиовед. Пусть ваши ответы будут гипотетическими, рассчитанными на последующее сопоставление с реальностью, быть может, в течение многих последующих лет.

8.Произведите сравнения и постарайтесь извлечь из них информацию для совершенствования своей учебной работы.

Наши рекомендации