Опросный лист аттестуемого специалиста
1. Общие данные сотрудника:
1. Фамилия, имя, отчество __
2. Подразделение__________
3. Должность _____________
4. Год рождения __________
5. Национальность _________
6. Семейное положение _____
7. Учебное заведение (год окончания) _________________________
8. Специальность __________
9. Вид обучения (очное, вечернее, заочное) _____________________
10. Общий стаж работы _____
11. Стаж работы в данной должности _________________________
12. Основные функции должности ____________________________
13. Какой общественной работой любите заниматься_____________
14. Учились ли (учитесь) на курсах повышения квалификации (когда, где)
15. Имеете ли публикации, методические разработки за период с последней аттестации _________
16. Какие награды (поощрения) имеете за период аттестации _________
17. Имеете ли взыскания за период аттестации _____________________
18. Какие знания и в какой области хотели бы углубить и расширить __
19. Какую специализацию по профессии и какие методы хотели бы изучить _____________________
20. Где хотели бы пройти стажировку. У кого из передовых руководителей пройти практику _____
21. Где бы вы, в соответствии с вашими способностями и интересам, хотели поработать _________
22. Кого предлагаете на свое место в резерв _______________________
23. Удовлетворены ли вы своей работой, и что вам мешает __________
24. Ваши замечания и предложения по кадровой, организационной и технико-экономической жизни организации (можно предлагать даже идеальный вариант) _____
"___"______________200___год. Аттестуемый__________________
2. Характеристика сотрудника.
Уважаемые члены экспертной группы!
Цель аттестации – выявить сильные и слабые стороны в действиях руководителя и специалиста. Слабые можно усилить, а сильные поддержать с помощью рекомендаций аттестационной комиссии.
Каждая характерная черта в действиях руководителя или специалиста оценивается семью высказываниями по признаку «от лучшего к худшему» (табл.2). Ваша задача – найти соответствующие высказывание и отметить крестиком коллективное мнение. Если вы в чем-то не уверены, пропустите этот признак. Если ваши мнения расходятся, можно отметить два мнения, но не более.
Таблица 2
Код | Характеристика | Годы аттестации | ||
1. Самостоятельность | ||||
1.1 | В сфере своей ответственности принимает решения по вопросам любой сложности самостоятельно и компетентно | |||
1.2 | Любые вопросы, касающиеся его работы, старается решить самостоятельно, но не боится обратиться за советом | |||
1.3 | Стремится решать любые вопросы, даже вне сферы его ответственности и компетенции самостоятельно, иногда без особой надобности и не посоветовавшись | |||
1.4 | Может решать все вопросы, касающиеся его работы, самостоятельно, но не всегда на это идет | |||
1.5 | В большинстве случаев стремится устраниться от ответственности в принятии решений по более или менее сложным вопросам | |||
1.6 | Самостоятелен и ответственен только в решении не особо сложных вопросов | |||
1.7 | Всегда ждет указаний от руководителя, избегает самостоятельных решений | |||
2. Настойчивость | ||||
2.1 | Крайне настойчив, упорен и цепок, не останавливается, пока не достигнет цели или не разберется в каком-либо деле досконально | |||
2.2 | Довольно настойчив, уверен и цепок, не любит останавливаться, пока не доведет дело до конца и не разберется в каком-либо вопросе | |||
2.3 | Хотя иногда упускает мелочи, но в основном проявляет настойчивость и упорство в достижении цели | |||
2.4 | В своей работе ему надо быть понастойчивее в достижении цели, но особых отклонений нет | |||
2.5 | Ему не всегда хватает цепкости и упорства для достижения цели, особенно если этому необходимо посвятить много времени | |||
2.6 | Обычно ему хватает упорства на решение оперативных вопросов, но довести дело, требующее затрат времени и усилий, до конца он мало способен, все начинает и бросает на самотек | |||
2.7 | Даже в простых случаях не способен проявить настойчивость и упорство в достижении цели | |||
3. Требовательность | ||||
3.1 | Очень требовательный, иногда излишне придирчив как к подчиненным, так и к руководству | |||
3.2 | Требователен в меру и объективен как с подчиненными, так и с руководством, работать с ним легко | |||
3.3 | Требователен только с подчиненными, потребовать у руководства у него не всегда получается | |||
3.4 | Требователен до мелочей и постоянных придирок, часто необъективен, работать с ним тяжело | |||
3.5 | Может требовать с подчиненных, но иногда закрывает глаза на их поступки, потребовать с руководства не способен | |||
3.6 | Излишне либеральничает с подчиненными, в его действиях не хватает жесткости и требовательности | |||
3.7 | Крайне мягок, не может потребовать и приказать | |||
4. Отстаивание точки зрения | ||||
4.1 | Исключительно упрям, не изменит своей точки зрения, если уверен в своей правоте, будет отстаивать ее до конца | |||
4.2 | Довольно-таки упрям, неохотно меняет свое мнение, даже в тех случаях, когда оно идет вразрез с логикой дела | |||
4.3 | Несколько упрям, неохотно меняет свои мнение, но, убедившись в необходимости другого решения или в своей ошибке, меняет его | |||
4.4 | В своем мнении стремится к объективности, требуемой обстоятельствами, проявляя необходимую гибкость, но в то же время без особых причин его не меняет | |||
4.5 | Хотя без особых причин мнение не меняет, но если на него оказать определенное, аргументированное давление, отстаивать свое мнение не будет | |||
4.6 | Если на него оказать давление, он легко меняет свое мнение, даже осознавая неправильность принятого решения | |||
4.7 | Крайне легко соглашается с любым мнением, даже без особого давления | |||
5. Принципиальность | ||||
5.1 | В своих поступках принципиален до максимализма, невзирая на лица, всегда соблюдает моральный кодекс | |||
5.2 | У него есть система положительных принципов, которой он твердо придерживается, требуя этого и от окружающих | |||
5.3 | В своих поступках принципиален, но другим не навязывает своих взглядов на жизнь, если это не затрагивает интересы дела | |||
5.4 | Принципиален, но только в своих действиях, потребовать с других не всегда способен | |||
5.5 | Принципиален больше по отношению к окружающим, чем к себе | |||
5.6 | В своем поведении, требованиях, предъявляемых к другим, далеко не всегда придерживается каких-либо принципов | |||
5.7 | Беспринципен, у него нет какой-либо устоявшейся системы принципов и моральных ценностей | |||
6. Умение разбираться в вопросах | ||||
6.1 | Может мгновенно схватить суть вопроса, не путаясь во второстепенном, выделить главное | |||
6.2 | Способен быстро разобраться в вопросах, выделить узловые моменты | |||
6.3 | Всегда стремится понять суть дела, хотя и не быстро, но способен отделить главное от второстепенного, найти узловые проблемы и помочь подчиненным | |||
6.4 | Хотя и не всегда схватывает суть проблемы, но в процессе работы способен найти необходимый выход | |||
6.5 | Тороплив, иногда второстепенное принимает за главное, путается в мелочах | |||
6.6 | Обычно с трудом до него доходит суть дела, но и при этом постоянно путается в мелочах, опуская главное | |||
6.7 | Совершенно не может выделять узловые моменты, "заклинивается" на второстепенных и мелких вопросах | |||
7. Умение координировать и взаимодействовать | ||||
7.1 | Легко может установить необходимые контакты, скоординировать действия людей или подразделений, умело согласовать их интересы | |||
7.2 | Хороший координатор, способен находить приемлемые решения при согласовании интересов различных работников или подразделений | |||
7.3 | Не всегда способен самостоятельно установить необходимые контакты, но стремится все наладить и скоординировать, и у него это получается | |||
7.4 | В вопросах координации стремится действовать в основном через высшее руководство, избегая контактов с исполнителями | |||
7.5 | В вопросах координации стремится опираться на официальные документы, запросы, избегая контактов с работниками | |||
7.6 | Не может справляться с вопросами координации без особых столкновений и отклонений, действует малоэффективно | |||
7.7 | Не способен координировать действия других людей, типичный исполнитель | |||
8. Умение контролировать работу | ||||
8.1 | Способен держать под контролем массу дел и деталей, вовремя реагировать на любое отклонение | |||
8.2 | Способен и умеет осуществлять правильный контроль за узловыми вопросами, но и мелочей старается не выпускать из виду | |||
8.3 | Обычно держит под контролем только основные вопросы, пренебрегает тем, что считает мелочью | |||
8.4 | Способен контролировать ход дела на основе регламентов и инструкций без особых отклонений | |||
8.5 | Не всегда способен осуществлять контроль за ходом дел на основе регламентов и инструкций без особых отклонений | |||
8.6 | Не всегда способен осуществлять контроль за ходом дел, часто разбрасывается и упускает главное | |||
8.7 | В текучке постоянно выпускает из виду вопросы, требующие постоянного контроля, часто хватается за что попало | |||
8.8 | Сам требует постоянного контроля со стороны руководства и коллег | |||
9. Поведение в напряженной ситуации | ||||
9.1 | Способен быстро ориентироваться в напряженной, сложной ситуации, принять необходимое решение и взять ответственность на себя | |||
9.2 | Способен к действиям в напряженной, сложной ситуации и может взять ответственность на себя | |||
9.3 | Способен отвечать и действовать по необходимости в напряженной, сложной ситуации | |||
9.4 | Способен к действиям в напряженной ситуации, но не всегда возьмет на себя ответственность | |||
9.5 | Не всегда способен к эффективным действиям в напряженной, сложной ситуации, хотя ответственности не избегает | |||
9.6 | Вряд ли рискнет брать ответственность и решительно действовать в напряженной сложной ситуации | |||
9.7 | Постарается всячески уклониться от участия или ответственности в такой ситуации | |||
10. Отношение к порядку на работе | ||||
10.1 | Рачительный хозяин, в его хозяйстве всегда полный порядок, все предусмотрено и налажено | |||
10.2 | Стремится поддерживать в хозяйстве хороший порядок, старается все продумать и предусмотреть, вплоть до мелочей | |||
10.3 | В основном в его хозяйстве поддерживается необходимый порядок | |||
10.4 | Порядок в его хозяйстве на удовлетворительном уровне, хотя некоторые мелочи иногда портят общую картину | |||
10.5 | В его хозяйстве много мелких недостатков, упущений | |||
10.6 | В основном беспорядок, хотя пытается время от времени наводить порядок в своем хозяйстве | |||
10.7 | Халатно относится к наведению порядка в своем хозяйстве | |||
11. Отношение к работе | ||||
11.1 | Очень любит свою работу и болеет душой за свое дело, отдает работе все свое время и силы | |||
11.2 | Болеет душой за свое дело, стремится к эффективному решению любых вопросов | |||
11.3 | К работе относится с интересом, старается все сделать добросовестно | |||
11.4 | К работе относится как к долгу и осознанной необходимости, особого старания не проявляет, но и не подводит | |||
11.5 | Отношение его к работе сложное и противоречивое, то загорается и готов на все, чтобы добиться результата, то равнодушен и пассивен | |||
11.6 | К работе относится без интереса, выполняет «от и до» | |||
11.7 | К работе равнодушен, смирился с ней как с необходимостью, пассивен | |||
12. Отношение к подчиненным | ||||
12.1 | Очень редко вмешивается в работу подчиненных без особой необходимости, решение вопроса оставляет за ними | |||
12.2 | Умело сочетает контроль за действиями подчиненных и предоставление им самостоятельности | |||
12.3 | Часто вмешивается в работу своих подчиненных, когда видит, что "дело валится", и стремится решать за них их вопросы | |||
12.4 | Постоянно вмешивается в работу подчиненных, стремится все сделать сам, все вопросы решает единолично | |||
12.5 | Иногда перепоручает подчиненным решение тех вопросов, которые должен решать сам | |||
12.6 | Часто перепоручает выполнение своих обязанностей подчиненным без всякого на то основания | |||
12.7 | Постоянно перекладывает выполнение своих дел на подчиненных | |||
13. Профессиональные знания и умения | ||||
13.1 | Профессионал, отлично знает свое дело, постоянно стремится найти что-либо новое, применить в работе, расширяет не только свой кругозор, но и заботится о культурном и профессиональном росте подчиненных | |||
13.2 | Хорошо знает свое дело, никогда не упустит возможности узнать и попробовать что-либо новое, следит за профессиональным ростом своих подчиненных | |||
13.3 | Неплохо разбирается и действует в круге своих обязанностей, старается поддерживать необходимый профессиональный уровень, по необходимости проявляет заботу о профессиональном росте подчиненных | |||
13.4 | Его знания и навыки позволяют ему решать необходимые вопросы без особых отклонений, о профессиональном росте, повышении культурного уровня подчиненных особой заботы не проявляет | |||
13.5 | Свое дело знает, старается поддерживать свои профессиональные знания и навыки на современном уровне, но о подчиненных, их профессиональном и культурном уровне не заботится | |||
13.6 | Особого стремления расширять свой профессиональный кругозор не проявляет, живет старым багажом знаний, хотя о подчиненных, их профессиональном росте заботится | |||
13.7 | Не думает ни о своем профессиональном росте, ни о росте подчиненных, знания и умения устарели | |||
14. Умение устанавливать и поддерживать связь с внешними организациями | ||||
14.1 | Постоянно интересуется делами внешних организаций, активно участвует в их деятельности, всегда окажет необходимую помощь, прислушивается к их мнению | |||
14.2 | Учитывает в своей работе мнение общественных организаций, привлекает их к решению разного рода проблем, по необходимости в помощи не отказывает | |||
14.3 | Откликается на просьбы о помощи, оказывает поддержку любым начинаниям, хотя сам в них не участвует, но следит за ними с интересом | |||
14.4 | Связь с внешними организациями поддерживает от случая к случаю, особого интереса к их делам не проявляет, но в помощи не отказывает | |||
14.5 | Мало считается с общественными организациями, не видит в них помощников, на просьбы об участии в помощи в основном отделывается обещаниями или просто отмахивается | |||
14.6 | Контактов с внешними организациями избегает, не считает их помощь действенной, если оказывает помощь, то только под нажимом | |||
14.7 | Полностью подавил своей властью активность общественных организаций, связь с внешним миром минимальная | |||
15. Отношение к критике | ||||
15.1 | К критике относится объективно, хотя иногда невнимателен к замечаниям снизу | |||
15.2 | Самокритичен, к критике снизу относится объективно, хотя иногда не прислушивается к замечаниям снизу | |||
15.3 | Критику принимает, хотя если что и меняет, то с трудом | |||
15.4 | Критику воспринимает только от руководства, критику снизу не терпит | |||
15.5 | К критике относится безразлично – «как с гуся вода» | |||
15.6 | Излишне самокритичен и принимает любую критику, даже необоснованную | |||
15.7 | К любой критике нетерпим и мстителен, злопамятен | |||
16. Порядочность и честность | ||||
16.1 | Очень порядочный и честный человек, никогда не поступается правами человека и христианскими заповедями | |||
16.2 | Порядочный и честный человек в отношении работы, окружающих, денег | |||
16.3 | В общем-то, порядочный человек, в чужой карман не залезет, внешне дисциплинирован | |||
16.4 | Его честность и порядочность зависят от обстановки и внешней оценки на работе и в семье | |||
16.5 | Порядочный только по отношению к себе и близким, «гребет все под себя» | |||
16.6 | Очень часто ведет себя непорядочно и нечестно как по отношению к людям, так и к деньгам | |||
16.7 | Крайне непорядочный, нечестный, лживый и недисциплинированный человек | |||
17. Использование рабочего времени | ||||
17.1 | Трудоголик, вся его жизнь посвящена работе, приходит на работу раньше, а уходит значительно позже окончания рабочего дня, использует каждую минуту рабочего времени | |||
17.2 | Рационалист, рационально использует рабочий день, никогда не опаздывает на работу и не уходит с работы раньше времени, задерживается, когда необходимо | |||
17.3 | Организованный, приходит и уходит с работы строго по распорядку дня, никогда не задерживается, в основном рационально использует рабочее время | |||
17.4 | Имитатор, обычно не опаздывает на работу и уходит вовремя, в присутствии руководства имитирует трудовую деятельность, в отсутствие занимается личными делами, хотя чаще всего все успевает сделать в срок | |||
17.5 | Торопливый, не всегда приходит на работу вовремя, бывает, уходит раньше времени домой, на работе все стремится сделать в спешке, нерационально использует рабочее время | |||
17.6 | Ленивый, часто опаздывает на работу или уходит раньше времени, мало и неохотно занимается основными обязанностями, работает «спустя рукава» | |||
17.7 | Бездельник, практически не занимается основной работой, рассматривая ее как посягательство на личное время (курит, читает, играет, слушает радио) | |||
18. Качество труда (работы) | ||||
18.1 | Выполняет любые плановые задания с высоким качеством работы и всегда без ошибок | |||
18.2 | Качество выполнения работы высокое, работает практически без ошибок | |||
18.3 | Качество работы хорошее, редко допускает в работе ошибки, да и то незначительные | |||
18.4 | Качество работы удовлетворительное, иногда допускает ошибки и небрежности, которые сам исправляет | |||
18.5 | Качество труда и плановых заданий ниже среднего, часто допускает в работе ошибки и небрежности | |||
18.6 | Качество труда низкое, в работе имеют место грубые ошибки, требует постоянного контроля | |||
18.7 | Любые задания выполняет настолько небрежно, с таким низким качеством, что встает вопрос, стоило ли поручать ему работу, и что с ним делать | |||
19. Уровень культуры | ||||
19.1 | Высокообразованный, эрудированный, интеллигентный человек | |||
19.2 | Высокий культурный уровень, обладает обширными знаниями в области искусства, живописи, поэзии, литературы | |||
19.3 | Культурный, интеллигентный человек, увлекающийся искусством | |||
19.4 | Имеет нормальный культурный уровень для своего коллектива, однако есть проблемы со светским этикетом | |||
19.5 | Уровень культуры довольно низкий, допускает много небрежностей и неловкостей в быту, на работе, в общении с партнером | |||
19.6 | Уровень культуры весьма низок, практически не интересуется искусством, ограниченные потребности и интересы | |||
19.7 | Крайне низкий культурный уровень, примитивны интересы и потребности | |||
20. Опытность | ||||
20.1 | Исключительно большой государственный, жизненный и производственный опыт, щедро помогает коллегам и подчиненным | |||
20.2 | Обладает большим опытом работы, практическими знаниями, какие имеет далеко не каждый, помогает другим | |||
20.3 | Имеет обширный опыт в жизни, работе, по должности, однако не всегда передает его подчиненным и коллегам | |||
20.4 | Достаточный жизненный и производственный опыт, чтобы справиться с порученным делом | |||
20.5 | Производственный опыт и практические знания невелики, но это компенсируется личностными качествами человека | |||
20.6 | Опыт работы и практические навыки маловаты для того, чтобы успешно справляться с делом | |||
20.7 | Производственный опыт отсутствует, а жизненный незначителен | |||
21. Отношение к власти и полномочиям | ||||
21.1 | «Соломон», в полной мере и эффективно использует власть и свои полномочия руководителя, всегда принимает мудрые решения | |||
21.2 | Демократ, никогда не превышает свои властные полномочия, использует власть в полной мере, принимая, как правило, верные решения для коллектива | |||
21.3 | Командир, пользуется властью по принципу «кнута и пряника», применяя их по своему усмотрению | |||
21.4 | Нерешительный, недостаточно использует свою власть и полномочия, иногда даже в тех случаях, когда необходимо их применить | |||
21.5 | Автократ, часто превышает свою власть, предпочитает руководить с помощью административных методов | |||
21.6 | Тиран, постоянно превышает свои полномочия, злоупотребляет властью, как будто она ничем не ограничена | |||
21.7 | Бесправный, совершенно не умеет использовать власть, производя впечатление беспомощного и бесправного | |||
Вывод о соответствии занимаемой должности | ||||
Высокий уровень квалификации, перерос свою должность и может быть выдвинут на более высокую | ||||
Необходимо кое-что доработать и подучиться, после чего он будет способен к выполнению ответственной работы, готов к повышению в должности | ||||
По потенциалу и действиям он точно соответствует своему должностному положению | ||||
Для более эффективной работы лучше перевести его на равноценную должность в другое подразделение | ||||
В данной должности неэффективен, лучше понизить в должности | ||||
Было бы лучше для него и для работы, если бы он сменил свою должность или место работы в течение года | ||||
Должен быть немедленно уволен после аттестации | ||||
Члены экспертной группы:
Генеральный директор _
Руководитель аттестуемого_____________________________
Юрисконсульт________
Социальный психолог__
Начальник отдела кадров_______________________________