Принципы лидерства и соответствия задач, подчинение индивидуальных интересов общим.
В чем состоит логика и содержание основных этапов принятия и реализации управленческого решения.
Решение— это выбор альтернативы.
Принятию решений предшествую несколько этапов:
1) определение проблемы
2) установка целей
3) разработка альтернативных решений
4) выбор альтернативы
5) осуществление решения
6) оценка результатов
Разберём каждый шаг:
1) определение проблемы
Проблема состоит в некоторых отклонения от ожидаемого хода событий. Процесс обозначения проблемы состоит в её обнаружении и определении. Обнаружение проблемы – процесс осознания, что существует некоторый вид проблемы. Источники, из которых менеджер может узнать о существовании проблемы включает в себя личный образ, анализ данных и документов компании, кроме того, общественное мнение (включая мнение покупателей и их замечания). Мнение менеджеров и их подчиненных тоже является важным источником при обнаружении проблемы. Менеджеры часто начинают осознавать суть проблемы по двум или нескольким таким источникам.
2) установка целей
За определением проблемы следует постановка целей, которые будут служить основной для будущего решения. Менеджер должен спросить себя: что я надеюсь достигнуть этим решением? И что оно под собой подразумевает?
3) разработка альтернативных решений
Альтернативные решения – два или более рассмотрения проблемы. Процесс разработки альтернативных решений проводится для того, чтобы найти наилучшее возможное решение, учитывая все сковывающие менеджера факторы. Вместо того, чтобы рассматривать отдельно друг от друга все всякой зависимости, варианты решений рассматриваются вместе. Менеджеры могут сначала оценить одно решение относительно другого, а затем выбрать лучшее из двух. Далее они могут повторить то же самое с двумя другими. Затем два лучших выбранных решения сравнивают между собой и выбирается более выгодное из этих двух. Процесс разработки альтернативных решений завязан на сборе актуальной информации по проблеме и её анализу. Информация может быть получена из многих источников, таких, как покупатели, поставщики, независимые эксперты, рабочие и управленческий аппарат, наблюдение за процессом принятия решения, технические публикации и документы, собранные из собранных отчётов компании. Менеджер должен решить, когда прекратить сбор информации и начать процесс отбора альтернатив. Процесс принятия решений не может быть абсолютно рациональным, т.к. нельзя собрать абсолютно всю актуальную информацию. Альтернативы предполагают широкий сбор информации, об издержках массовой рекламной компании с одной стороны, и с другой, о потенциальных размерах доступных рынков и т.д.
4) выбор альтернативы
Менеджер должен задать себе вопрос о каждой альтернативе: является ли это решение наилучшим? Чтобы ответить на этот вопрос, менеджер должен оценить внимательно широту размаха альтернатив. Ожидаемый эффект каждого варианта должен быть просчитан вместе с оценкой вероятности того, что этот эффект будет получен. Позитивный и негативный результаты каждой альтернативы должны быть предусмотрены. Менеджер должен пополнить этот подход путём ответа на следующие вопросы по каждой альтернативе:
- Будет ли альтернатива эффективна? Эффективность альтернативы может быть рассчитана путём оценки двух факторов: как реальная альтернатива в условиях поставленных целей и ресурсов организации и как хорошо она сможет решить проблему.
- Может ли эта альтернатива быть осуществлена? Если альтернатива не может быть осуществлена, она должна быть устранена.
- Каковы организационные последствия альтернатив? Менеджер должен определить, не создаст ли эта альтернатива ненужных проблем. Он должен также определить, как подчиненные и рабочие будут реагировать на данное решение. Должно ли оно приниматься во всеуслышание, или лучше сделать это без огласки. То, что альтернатива спорна, не исключает её. Менеджеры должны предположить, какой эффект альтернатива принесёт в других сферах организации.
5) осуществление решения
Выбор альтернативы влечёт за собой её осуществление, т.е. внедрение решения в действие. Многие факторы вовлечены в осуществление решения.
- Объявление альтернативы. Менеджер объявляет решение чётко и без сомнения. Если альтернатива стоящая, она будет поддержана.
- Выдача необходимых распоряжений. Менеджер должен обсудить выбранную альтернативу с подчинёнными и менеджерами, имеющими отношение к осуществлению решения. Распоряжения должны отдаваться чётко, все изменения объясняться.
- Назначение специфических заданий. Осуществление решения предполагает множество поручений различным людям. Иногда такие поручения лишь совсем немного отличаются от тех, которые производители дают ежедневно своим подчиненным. Временами они влекут за собой новые поручения и новые задания. В большинстве случаев менеджеры, которые отдают новые поручения подчинённым, должны объяснять их причины.
- Распределение ресурсов. Осуществление решения может повлечь за собой новое перераспределение материальных и трудовых ресурсов. Менеджер должен отдавать себе отчёт в том, что многие ресурсы могут понадобиться ещё на стадии создания различных альтернатив.
- Наблюдение за процессом осуществления решения. Менеджер должен знать, осуществляется ли решение нежным образом. Множество хороших решений несправедливо признано плохим только из-за плохого их осуществления.
- Принятие решений, которые будут следовать за нынешними. Осуществление решения часто требует принятия последующих решении, которые будут направлены на то, чтобы осуществить первое наилучшим образом. Но принятие вытекающего решения может быть частью решения общей проблемы, направленной на успешное осуществление решения.
6) оценка результатов
После того, как решение осуществлено, менеджеры должны оценить эффективность. Достигло ли решение цели? Вносит ли свою долю в увеличении объема товаров? Было ли оно эффективно по издержкам? Открыло ли горизонты роста для фирмы? Согласны ли подчинённые, что это продуктивное решение? Какие трудности встретились при осуществлении решения? Если решение оценено как неэффективное, менеджер может столкнуться с выбором другой альтернативы или создать новый список альтернатив. Если решение оценено как эффективное, менеджер должен пересмотреть элементы, которые сделали его таковым. Опыт принятия и осуществления каждого решения становится бесценной частью управленческого опыта. Он будет использован повторно для принятия решений в будущем.
Любое принятое менеджером решение должно быть реализовано. Очень важно для менеджера принять такое решение, которое поддержат все подчинённые. Надо привлекать сотрудников к принятию решений.
Принципы лидерства и соответствия задач, подчинение индивидуальных интересов общим.
Лидерство — это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.
Принципы лидерства:
1. Познание самого себя и самосовершенствование. Настоящий лидер должен обладать присущими лидеру убеждениями и характером, он должен знать работу, задачу и человеческую природу, и уметь реализовать свои цели, мотивировать и направлять людей. Лидер должен постоянно совершенствовать свои навыки и качества.
2. Между небом и землёй – невозможно вести за собой людей, если витаете высоко в облаках или крепко увязли в земле. Будьте где-то посередине.
3. Вести, а не навязывать – лидер перестаёт быть лидером из-за высокомерия, обычной глупости, а главное, будучи одержимым навязыванием своей власти последователям.
4. Цивилизованный подход – любой человек может прибегать к угрозам и агрессии, вот только проявлять агрессию – не значит вести людей. Это было актуально тысячу или пару тысяч лет назад, но не сейчас. Будьте цивилизованными.
5. Техническая опытность – лидер должен знать свою работу и уметь распределять задачи между опытными сотрудниками. Здесь на первое место выступает именно опыт в управленческой деятельности.
6. Ответственность за свои действия – лидер должен искать пути для поднятия организации на новую высоту. Если дела идут плохо – не стоит обвинять в этом других. Необходимо анализировать ситуацию, принимать меры по исправлению положения и переходить к следующей задаче.
7. Принятие обоснованных и своевременных решений – важно уметь хорошо решать проблемы, принимать решения и составлять план.
8. Пример для других – лидеру необходимо быть хорошим образцом для подражания. Сотрудники вашей организации должны не только слышать, что им нужно делать, но и видеть это.
9. Знание людей и забота об их благополучии – лидер должен быть хорошо осведомлён о человеческой природе и искренне заботиться о своих работниках.
10. Предоставление информации работникам – ваши работники должны обладать знаниями, что они делают, как они должны это делать и для чего они это делают.
11. Достижение общего видения – лидер не просто говорит, что делать, он помогает людям достичь общего видения единой цели.
12. Развитие чувства ответственности в ваших работниках – помогайте людям развивать хорошие черты характера, которые позволят им нести свою профессиональную ответственность.
13. Знание людей – люди обычно много умнее и имеют более острое чувство правды, чем думает большинство лидеров, и если лидер не хочет замечать этого, он потеряет в себя веру.
14. Поддержание понимания задач и контроля над их выполнением – здесь ключевым элементом является поддержание связей с работниками.
15. Командный дух – необходимо уметь поддерживать в работниках командный дух. Они должны быть не просто группой людей, совершающих свою работу, они должны быть командой.
16. Использование всех возможностей организации – разрабатывая командный дух, вы можете раскручивать возможности ваши организации, отдела или группы на полную катушку.
Подчинение индивидуальных интересов общим– «заставляет вспомнить о том, что в бизнесе интерес одного подчиненного или группы подчиненных не должен противоречить целям предприятия». А. Файоль обращает внимание на то, что одной из серьезнейших проблем управления является согласование общих и личных, или групповых интересов.