Понятие индивидуальных задач

Как определить индивидуальную кармическую задачу в гороскопе? Вопрос актуальный. Если бы не было столько всего сказано и написано об индивидуальной кармической задаче — можно было бы сразу и приступить к ответу. Но мне необходимо будет прокомментировать ло­гику такого решения, чтобы избежать непонимания и ас­социаций с уже существующими "рекомендациями" и обой­ти типичные ошибки.

Прежде всего, помните: натальный анализ и прогнос­тика отвечают на вопросы "что есть?" и "что будет?" Кар­мический анализ стоит на том же фундаменте, но загля­дывает глубже и должен отвечать на вопросы "почему?" и "что с этим делать?" Определение задач — это конеч­ная фаза кармического анализа, последняя точка. Чтобы подойти к ней корректно, астролог должен опираться на несколько общих положений и быть максимально непред­взятым. Непредвзятость, непредубежденность — это пер­вое общее положение. Необходимо принять как факт, что другой человек — это другая Вселенная, со своими зако­нами, которые могут существенно не совпадать с наши­ми представлениями. Наш опыт, наши представления о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо", наши пре­тензии на единственно правильное понимание, "как надо" — это грубейшая ошибка, если прямо не сказать — грех. Как часто Вам приходилось встречать практикующих эзо­териков, которые все физические и духовные немощи кли­ентов пользуют одной панацеей? Отправляют в церковь, рекомендуют посещать свою магическую школу (разу­меется, единственную в своем роде), корректируют кар­му, дают "проверенные" рекомендации и т.д. А самое глав­ное и общее, независимо от вида панацеи — пытаются передать свой взгляд на мир как истинный, часто совер­шенно этого не осознавая. Не исключено, что он и в са­мом деле истинный и эффективный, но для них самих, с их кармой и с их задачами. Общая биология вводит нас в заблуждение. На духовном уровне люди друг от друга отличаются значительно сильнее, чем кошка от собаки. Каждый из нас — уникален, о чем свидетельствует не­повторимость гороскопа, хотя это всего лишь один из сре­зов нашей духовной сущности.

И потому задачей консультанта должна стать другая целевая установка: определять кармическую задачу это­го воплощения, исходя из самого гороскопа клиента, а не втискивая этот гороскоп в прокрустово ложе собственной философии. Это очень сложно само по себе. Я уже упо­минал выше, что не верю, будто бы эта задача может быть действительно решена, если человек также открыто не идет Вам навстречу. И даже в этом случае успех будет лишь частичен — слишком многое теряется при понима­нии, при коммуникации и при кодировании смысла в сло­весную форму. Если Вы работаете со своей картой — то задача, конечно, на порядок упрощается.

Второй общий принцип работы — необходимо отчет­ливо понимать, что нынешнее воплощение и его гороскоп — лишь одно звено в длинной цепи. И судить по нему од­ному о глобальной задаче Духа в этом конкретном цикле — это как минимум очень смело, чтобы не сказать глупо. Гороскоп нынешнего воплощения — лишь один срез бес­конечного пути, одна из плоскостей в объемной фигуре. В плоскости нет информации обо всем объеме. И пытаться говорить о глобальных кармических задачах может толь­ко религия. Даже задачу текущего кармического цикла очень сложно определить, опираясь на астрологию. Од­нако по гороскопу уверенно можно говорить о тактичес­ких задачах этого конкретного воплощения.

Вот теперь подойдем к ответу на вопрос "как?" Для всех живущих, в самом общем случае, кармическая за­дача одного воплощения всегда одинакова. Ее суть — кор­ректировать и вытягивать свои "слабые" стороны, обязательно опираясь на свои "сильные". Не верьте тем, кто говорит, что целью жизни человека является страдание или смирение. И то и другое — лишь средства, зачастую временные, и всегда не единственные. Те, кто этому учит, либо слепо следуют традиции, либо имеют корыстный интерес, либо выдают свои слабости за свою силу.

Существует мощный императив в природе — есте­ственный отбор, эволюционирование. От бактерий до че­ловека побеждают и имеют лучшие возможности продол­жать свою эволюционную линию лучшие представители. Этот закон придумали не мы, он дан свыше как абсолют­ный и является отражением глобальных закономерностей в природе (в том числе и в неживой).

Мир невообразимо огромен и сложен. Для Него все точки концентрации Его самосознания (каковыми являются живые существа) — равноценны. Мир одинаково пре­доставляет равные шансы развития всем сформирован­ным центрам осознания — живым существам. Чувство собственной значительности человека, обусловленное лишь инстинктом самосохранения, не имеет никакого зна­чения для эволюции Мира. Именно поэтому преодоление собственного Эго — одна из ключевых задач в духовной практике. Общий принцип эволюционного процесса — стремление к выработке максимальной эффективности и интенсивности концентрированного осознания. Отдельные существа находят более эффективные методы и преуспе­вают в борьбе, оттирающей "на обочину" тех, чья жизнь менее эффективна. Мир бесконечно милостив, Он предо­ставляет всем существам примерно равные шансы, но Он же и абсолютно безжалостен, выделяя лишь тех, кто наи­более эффективен в роли центра концентрации осознания(Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения автора).

Изначально фактором отбора была физическая сила, за­тем эта роль перешла к социальной коммуникации, позднее — к жесткому интеллекту, теперь же на первый план вы­ходит нечто иное, а именно — умение осознанно манипу­лировать своей волей. Здесь, кстати, наблюдается связь и с соответствующими чакрами.

Мы можем не согласиться с этим всеобщим Зако­ном, как не соглашается самоубийца с правом жить. Но не стоит подменять при этом понятия и искренне верить, что Бог заинтересован в нашем страдании или мучениях. Тот путь, который мы проходим, справляясь с трудностя­ми, тот опыт, который мы приобретаем — это и есть то, ради чего собственно мы и живем. А вот в каждом кон­кретном случае эта вселенская задача будет выглядеть совершенно по-разному. Кому-то для реализации надо по­садить дерево, кому-то построить дом, кому-то вырастить сына, а для кого-то иного — все будет совершенно не так. Это напрямую связано с тем, какими Домами управляют сильные и слабые сигнификаторы, какие существуют вза­имосвязи в гороскопе.

Судя по всему, есть две главные ошибки в самореа­лизации. Первая — неиспользование своих сильных сто­рон, их фактическая деградация. Вторая — отсутствие коррекции ослабленных качеств, либо еще большее их осложнение. И то и другое встречается повсеместно. Весьма часто встречаются люди, которые элементарно несчастливы потому, что не реализовали в себе заложен­ные таланты или способности, которые у них были, года­ми подавляя их в себе ради сиюминутных задач или вы­год. Иногда это настолько ярко выражено, что человек просто не знает, чего бы он (и только он сам) хотел бы от своей жизни, настолько пропитали его мировоззрение об­щественные установки, книжные образы и рекламные ролики. Причем чуждость этого наносного слоя даже не осознается, хотя и вызывает мучения. Другая крайность — когда человек активно эксплуатирует свои "кармичес­кие плюсы", чтобы не исправить, а именно спрятать, вы­теснить свои "кармические минусы", разрывая самое себя, подобно фигуре на знаменитой картине Сальвадора Дали "Предчувствие гражданской войны". Самый типич­ный пример в этой области — скрытые мотивы людей, стремящихся к власти, славе или богатству, а также то, что бывает с теми из них, которые добиваются своей "мечты", не исправив мотивирующий дефект в себе. Результатом становится жесточайший внутренний кризис, который за­частую заканчивается духовной (а то и физической) дег­радацией. "Если ты такой умный — то где твои деньги? А если ты такой богатый — то где твое счастье?"

Планеты в индивидуальном гороскопе — как альпи­нисты в единой связке. Все, как правило, очень различны по устремлениям и по способностям. А жизненные зада­чи им решать предстоит вместе, потому что они связаны друг с другом. Ситуация даже более интересная, чем в этой метафоре, так как спортсмены представляют собой более-менее сплоченную и подготовленную команду. И все вместе, и каждый сам по себе. В гороскопе же обыч­ного человека зачастую самый настоящий хаос — лебедь, рак и щука. И кого-то придется нести на себе, чтобы все вместе смогли добраться до финиша. А кого-то тянуть с усилием, потому как он норовит улизнуть и вовсе в обрат­ную сторону.

Правильно выбранный путь, реализация собственно­го предназначения — это то, что внутренне, на очень глу­боком уровне соответствует человеку. Это то, что у Кас­танеды называется "путь с сердцем". В каком-то смыс­ле это направление, в котором хотят идти все лучшие из наших "альпинистов", а также смогут идти при наличии помощи все остальные. И наша задача — выделить из гороскопа такое направление или хотя бы найти отдель­ные четкие ориентиры, если уж не удается сложить всю мозаику целиком. А дальше сделать последние шаги дол­жна либо наша собственная интуиция, либо интуиция че­ловека, которого мы консультируем.

Решая эту задачу, необходимо.... Вот тут стоп. Все сложные вещи надо объяснять просто, тема кармической астрологии и так достаточно сложна. Самый красивый способ облегчить понимание сложных вещей и одновре­менно углубить смысл — это метафора. Не случайно метафора считается одним из самых мощных приемов недирективного гипноза, и не случайно все основатели религий ее широко использовали в своей практике. А мас­тера боевых искусств по той же причине широко исполь­зовали аллегории в названиях технических приемов. Ду­маю, что метафора будет уместна и здесь. Представьте себе определение кармической задачи конкретного воп­лощения как творческое приготовление сложного блюда из неизвестных заранее ингредиентов. Почему бы и нет? И то и другое алхимия. Итак, приступим:

1. На первом шаге возьмем все ингредиенты, которые нам понадобятся — Управителя Первого и Десятого Домов, планеты в Первом и Десятом Домах, оба Светила, Возничего и Оруженосца, Управителя стеллиума (если есть), ключевые планеты в фигуре Джонса (как, например, планету, являющуюся ручкой "корзины").

2. На втором шаге надо оценить качество и вкус тех "продуктов", которые нам достались. Какие-то из них с плесенью ретроградности, а другие, может быть, слишком горькие (поражение), а третьи, наоборот, имеют такой специфический аромат, что "забьют" им многое дру­гое (как, например, в случае с неподвижными звездами). Говоря другими словами, определите кармически силь­ные и слабые стороны гороскопа, опираясь на описанную ранее методику ("Глава 1.3. Пример кармического анали­за"). Это наш "актив" в трансформации собственной кар­мы и наш "пассив", требующий внимания и помощи.

3. Далее нужно выбрать из наших продуктов те, кото­рые будут определять природу всего "блюда", и подумать над оптимальным их соотношением и сочетаниями. Ины­ми словами — выделить среди "актива" такие астроло­гические факторы, которые смогут послужить "точкой опоры" для рычага нашей эволюции. Обращайте внима­ние на наличие аспектов септиля между ведущими плане­тами гороскопа; на аспекты планет с Лунными Узлами, на соединения с благоприятными звездами. К этому момен­ту у Вас должно быть несколько гипотез, описывающих возможные задачи этого воплощения. Например, Вы уже понимаете, что раскрытие кармической задачи возможно через активное включение Марса на МС, который является Управителем Первого Дома. И уже есть ряд версий — ка­рьера и профессия в соответствии со знаком МС и Марса. Но надо еще учесть, к примеру, выгодное положение сильно­го Солнца в Пятом Доме, что добавит нам гипотез.

4. Добавьте информацию, которую дает ось Лунных Узлов, и возможно, фаза Луны. Все полученное тщатель­но перемешайте до однородной массы. Информация Лун­ных Узлов не должна противоречить всему, что уже у Вас сложилось. Она должна дополнять и комментировать ос­новную линию, иначе найденное решение — не оптималь­ное, не правильное. К этому моменту у Вас должна ос­таться главная версия в качестве кармической задачи. Она может быть весьма многословной, но должна быть дос­таточно цельной. Продолжая наш пример — положение Марса, Солнца да еще Северного Узла в Одиннадцатом Доме и в трине к Солнцу во Льве — и у нас уже есть рабочая версия: профессиональный спорт, причем коллек­тивный. Если мы все продумали и оценили правильно на первом и втором шагах, то это направление в жизни за­действует главную позитивную кармическую линию.

5. Добавьте по вкусу остальные ингредиенты так, чтобы по возможности компенсировать все обнаружен­ные недостатки. Допустим, в нашу версию о профессио­нальном спорте не вписывается ослабленный ретро-Са­турн. Значит, необходимо продумать варианты его ком­пенсации, допустим, через сильный Управитель Знака.

Кармическая "задача" — вовсе не всегда задача в нашем смысле. То есть это не обязательно нечто, что можно сделать и забыть ("построить" тещу, вырастить живот и посадить печень). Кармическая задача — это, скорее, путь, направление действий, вектор. А как далеко уйдет человек в ту сторону — зависит лишь от его свобо­ды воли. В гороскопе конец духовной эволюции не может быть описан, хотя там будут отражены сопутствующие (или противоречащие) факторы. Это всегда творческая работа для астролога, она может быть алгоритмизирова­на только в первом приближении. Это область философии и искусства жить, а не строгой науки.

Гороскоп зачатия

Использовался ли гороскоп зачатия в исследовани­ях? К сожалению, нет. Работа с гороскопом зачатия должна быть очень перспективной темой, в особенности в вопросе о задачах этого воплощения. И потому, что это уникальный момент воплощения, и потому, что работа по двум точкам (гороскоп зачатия и гороскоп рождения) даст гораздо более точное и полное представление о динамике воплощения, чем одна точка. Однако проблема в том, что обе точки должны быть достоверны, иначе экстраполяции не получится.

Когда мы работаем с картой рождения, мы обычно ее уточняем (ректифицируем) по событиям жизни. Толь­ко в этом случае мы можем использовать астрологичес­кую технику уверенно. Однако многие ли из нас знают хотя бы дату своего зачатия? Вопрос не праздный, но уж очень скользкий. В подавляющем большинстве случаев эти данные недоступны. А то и вовсе спорны — вопрос, что считать зачатием, как говорится, открыт, так как тех­нически это может произойти даже через несколько дней после сексуального акта. Кроме того, существует гипо­теза, что схождение Духа в материю происходит не сразу, а где-то на шестой неделе беременности. Одним словом, слишком много неопределенностей.

Возможна, конечно, версия — восстанавливать кар­ты зачатия, опираясь, например, на Трутину Гермеса. Од­нако ее алгоритм неоднозначен, существует несколько версий. Да и сама идея работы с картами, которые, по сути, окажутся лишь производными от натальной, мне тоже не ка­жется правильной с точки зрения методологии. Это мо­жет ухудшить качество исследований, а не улучшить их.

Фиктивные точки

Почему не упоминаются гипотетические плане­ты? Дело в том, что объем ручной работы был доста­точно велик, а главные закономерности меня интересова­ли больше, чем детали. По этой причине я не рассматри­вал объекты гамбургской школы. А из других гипотети­ческих точек проверял только те, которые по символизму имели отношение к теме наших исследований.

И вот тут я должен высказать совершенно крамольную мысль (крамольную, правда, только для нашей территории с существующей здесь астрологической модой). Хорошим тоном в отечественной литературе по кармической астроло­гии стало переписывание друг у друга идеи о том, что осно­вой кармического анализа должна быть "святая троица" — Лунные Узлы, Селена и Лилит. В итоге, знания, полученные экспериментально, выглядят на этом гладком фоне чуть ли не еретическими. Свой взгляд на роль Лунных Узлов я уже изложил выше в разделе "Связь Светил и планет с Узлами Луны". Пришла очередь следующих — Лилит и Селены. Я сталкивался с ситуациями, когда безусловно думающие пос­ледователи астрологии не находили в себе сил (или смелос­ти) принять мою точку зрения на роль Селены или Лилит. Я уже не говорю про тех, кто старается не рисовать в гороско­пах Лилит по суеверным соображениям или произносит ее название, искажаясь в лице — там реакция бывает и вовсе патологическая.

Дело в том, что мои надежды на использование Белой Луны в кармическом анализе (я ведь учился по тем же са­мым книгам) не оправдались. В эксперименте четких "при­вязок" по описанным свойствам Белой Луны или логичного перехода ее между воплощениями (как для всех остальных факторов) заметно не было. Я очень осторожный человек, и когда всерьез заподозрил, что она малоинформативна, я все равно продолжал ее использовать и проверять еще несколь­ко лет, пока не приобрел окончательную в том уверенность. Сразу отвечу на два типичных вопроса, которые возникали на семинарах и конференциях. Проверял ли я так называе­мую истинную Белую Луну, или Арту? Нет, не проверял, по­тому что на тот момент, когда через меня шел поток карми­ческих карт, эфемерид Арты у меня не было и программ, которые могли бы ее рассчитывать на сотни лет назад — тоже. А теперь многое восстановить невозможно. Однако Вы можете попытаться это проверить сами — я привожу в разделе "Глава 1.3. Пример кармического анализа" некото­рые примеры карт прошлых воплощений. Второй вопрос — наивный. А может ли быть так, что все участвовавшие в исследованиях (больше сотни) человек, имели "атрофиро­ванную" Селену (и во всех воплощениях)? На белом свете, конечно, всякое бывает, но я даже не буду всерьез отвечать на этот вопрос. И главное — я не призываю к тому, чтобы прекратить ее использовать. Тем более, если Вы уверены, что у Вас-то она "работает". Я просто говорю, что не могу ни подтвердить, ни опровергнуть, ни добавить что-то полу­ченное опытным путем касательно идеи Селены в гороско­пах рождения. Вы применяете ее на свой страх и риск.

Я возлагал большие надежды на авестийский Ану­бис, поскольку по описанию он прямо был связан с нашей деятельностью. Результаты были интересными, но неста­бильными, и, как в случае с Селеной, я перестал на них полагаться. Более интересной оказалась Прозерпина. Ее символизм проявлялся достаточно отчетливо, в том числе в самом характере нашей деятельности, и в нынешних наталь­ных картах, и в картах недавних воплощений. Я использую ее в кармическом анализе. Однако делать обобщения по ее действию считаю слишком смелым, вдобавок, как и у всех других гипотетических планет, у нее есть серьезный недо­статок — возможна большая ошибка в картах прошлых ин­карнаций, что делает бессмысленной ее проверку — ведь орб должен быть очень узким.

Тема абортов

Как влияет, и влияет ли прерывание беременно­сти? Влияет, и достаточно плохо. Сразу оговорюсь, что я не являюсь закоренелым противником абортов. Но опыт вспоминания кармической памяти говорит о том, что пре­рывание беременности (и прежде всего хирургическое) оказывает сильнейшее негативное воздействие на вопло­щающийся Дух. По описаниям тех, у кого такой опыт был в несостоявшихся прошлых инкарнациях, это обусловлено кармой воплощающегося Духа. Видимо, это какая-то фор­ма искупления совершенных преступлений, часто такие "попытки" идут сериями. Воплощение сразу после такого опыта, как правило, заряжено негативным отношением и к миру, и к людям. Более того, доказано (и не нами), что даже колебания матери во время беременности по пово­ду указанного вопроса отражаются на психике будущего ребенка в виде страхов и неуверенности в себе, комплек­сов по поводу своей ценности или нужности.

Воплощения в будущем

Что можно сказать о воплощениях в будущем? Ничего. Я уже слышал о теории, согласно которой вопло­щения следуют нелинейно. То есть сначала, допустим, воплощение в III веке н.э., затем в XI веке н.э., затем об­ратно в VIII веке н.э. и так далее. Есть даже более сме­лая версия этой схемы. Там допускается, что (внимание держитесь!) прошлые воплощения могли быть и в буду­щем. То есть, у живущего сейчас человека могли бы быть воплощения, ну скажем в XXX веке н.э. Объясняется это тем, что в "высших сферах" прошлое, настоящее и буду­щее суть одно и тоже. Я могу только сказать, что эта гипотеза похожа на не очень хорошо понятую философию, чтобы не сказать сильнее. В материальном мире, где и происходят реинкарнации, направление времени — это единственный общий знаменатель для всего, что имеет начало и конец. Однако это тоже философия. Для меня же главное, что идея о "прошлых воплощениях в будущем" не подтверждалась нашей практикой.

Странности

Есть какие-то интересные странности, кото­рые нигде не описаны? Я не смогу ручаться, что это нигде не описано, однако есть немало интересных и неожидан­ных деталей, связанных с прошлыми воплощениями.

Одна из очень характерных деталей описана мной выше в разделе "Связь Светил и высших планет". Часто такое положение фигурировало как следствие серьезных занятий специальной духовной дисциплиной, которая (как мы сказали бы сейчас) была направлена на связь созна­ния с коллективным бессознательным. Это и разновидности магической практики, и шаманизм, и медитативные сессии, и монастырский молитвенный уклад, и многое другое.

Еще одна интересная подробность связана с характе­ром деятельности в прошлых воплощениях. Иногда инфор­мацию об этом очень сложно поднять на поверхность, как если бы она была "закрыта от просмотра". По моим наблю­дениям, это отражено в символизме сильных планет (осо­бенно Светил) во включенных ("перехваченных") знаках Зо­диака. Такое бывает, когда личность того воплощения была очень сильной, цельной и ее вспоминание вызовет серьез­ные потрясения или изменения в этом воплощении. Здесь уместна метафора с сообщающимися сосудами. После того, как кармическая память становится доступной, она частич­но интегрируется с нынешним опытом, это естественный процесс. Видимо, если такая интеграция нецелесообразна с точки зрения Духа, то и вспоминание не происходит.

Существует также еще одна интересная деталь. Сложно говорить о закономерности, так как мне известен всего один такой случай, но, возможно, он показателен. Речь идет о самоубийстве. Судя по описанию, самоубий­ца может проходить несколько воплощений подряд, попа­дая в схожую ситуацию выбора и принимая такое же решение. При этом ситуация становится все более и более контрастной. Примечательно, что как-то у П.Глобы я зад­ним числом нашел описание схожего случая. По его ут­верждению, такие петли связаны с действием Лилит, ко­торая все время будет усиливаться, и что таких цикли­ческих самоубийств может быть до девяти (число Ли­лит). После этого что-то кардинально меняется. Могу подтвердить, что Лилит действительно становится силь­нее и что в определенный момент происходит резкое из­менение между воплощениями. В том случае, о котором я говорю, не было девяти циклов, но было резкое измене­ние на четвертом или пятом воплощении — там поменял­ся пол и, соответственно, изменились и обстоятельства.

Еще одна очень любопытная деталь — "двойные воп­лощения". Собственно, это одно воплощение, которое, тем не менее, воспринимается при вспоминании как два под­ряд. Причем второе начинается сразу со взрослого со­стояния. Какое-то время это озадачивало. Как выясни­лось, суть в том, что в таких воплощениях человек прини­мал на себя определенные обязательства, брал новое имя и отказывался от предыдущей мирской жизни, разрывая прежние отношения. Чаще всего это связано с религией, с посвящением, с уходом в монастырь или чем-то подоб­ным. И тут мы уже вплотную приближаемся к тому, на­сколько сильно человек может влиять на собственный гороскоп, и какими средствами это достигается.

Итоги

Планирую ли я дальнейшие исследования в обла­сти кармической астрологии? Нет, не планирую. Преж­де всего, потому что я никогда не рассматривал карми­ческую астрологию как область своих приоритетных ин­тересов. И в настоящий момент я думаю, что вряд ли скоро вернусь к исследованиям в этой области. Потому и публикую свои результаты для тех, кто захочет приме­нить эту методику или ее продолжить. Мой интерес к этой области был вынужденным и, по большому счету, слу­чайным. Если бы существовала эффективная астрологи­ческая модель кармической астрологии, которой я смог бы воспользоваться, я не занимался бы столько лет та­ким хлопотным (и, прямо скажем, неблагодарным) делом, как разработка собственной методологии. Как человек, я получил все, что мне было нужно, от самой практики ре­инкарнационных исследований. Как астролог — разуме­ется, не все. Однако углубляться в эту область для себя я не вижу смысла по двум причинам. Во-первых, как уже говорилось выше, я не очень верю в эффективное астро­логическое консультирование в области кармической аст­рологии. Слишком многого это требует от обоих участни­ков коммуникации. А мне самому эта тема уже не так важна, как десять лет назад. Во-вторых, разработанная методика уже "работает" достаточно эффективно в це­лях диагностики. И встает другой вопрос, который я счи­таю более интересным и более актуальным и для иссле­дований, и для себя персонально. Это вопрос "Что делать?" Как можно изменить и скорректировать то, что есть, и как можно использовать астрологию для этих целей? Как можно правильно задействовать компенсаторные возмож­ности гороскопа? И самое главное — информация о про­шлых воплощениях, безусловно, любопытна, но вопрос в другом: что и как менять здесь и сейчас, тем более в случае, если мы не знаем, кем были когда-то? Что можно и нужно делать, опираясь только на карту нынешнего рож­дения?

Именно это теперь главное направление для меня. О нем и пойдет речь во второй части этой книги.

Наши рекомендации