Основные термины и понятия. .
Вертикальные связи Взаимозависимость работ Горизонтальные связи Групповая взаимозависимость Департаментизация и кооперация Динамизм внешнего окружения Дифференциация и интеграция Звенность и иерархия Иерархия Институты внешней среды Косвенные связи Линейная департаментизация Линейные связи Масштаб управляемости Матричная департаментизация Неформальные связи Последовательная взаимозависимость Права и ответственность Принцип единоначалия Проектирование организации Прямые связи Этапы организационного проектирования. Структура системы Структура организации Организационная структура управления | Разделение труда и специализация Распределение прав и обязанностей Связанная взаимозависимость Связь и координация Система множественногоподчинения Сложность внешнего окружения Складывающаяся взаимозависимость Структура организации Узкий масштаб управляемости Уровень управления Факторы проектирования организации Формальные связи Функциональная департаментизация Функциональные связи Централизация и децентрализация Широкий масштаб управляемости Элементы проектирования организации Метод аналогий Экспертный метод Метод структуризации целей Метод организационного моделирования Эффективность проектируемой оргструктуры Требования к организационной структуре Принципы формирования организационной структуры. |
Вопросы для обсуждения:
• Что такое организационное проектирование?
• Элементы проектирования организации.
• Какие зависимости должны быть учтены при оргпроектировании?
• Назовите и проанализируйте основные методы организационного проектирования?
• Дать понятие «элемент» структуры управления и пояснить, в каких формах он может быть представлен.
• Виды связей между элементами структуры. Есть ли связь структуры управления с целями.
• Следует охарактеризовать типы структур управления и выделить принципы, которые принимаются за основу при построении структур иерархического типа.
• В чем сущность структур управления органического типа.
• Оценка эффективности структуры управления.
Практикующее упражнение: Факторы проектирования организации
Цель: Упражнение поможет добиться большего понимания влияния факторов внешней среды на проектирование того или иного типа организации.
Условия: в малых группах, проводится анализ внеорганизационного окружения с точки зрения перемен, представленных в предлагаемой матрице, рисунок 69. Обсуждается относительная важность каждого из компонентов внешней среды и степень ее неопределенности. Малые группы оформляют свое решение письменно, затем заслушивается каждая группа и подводится итог.
• Небольшое число факторов и компонентов • Факторы и компоненты достаточно схожи
Пример: картонная фабрика | УМЕРЕННО НИЗКАЯ СТЕПЕНЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ • Большое количество факторов и компонентов • Факторы и компоненты не похожи друг на друга • Факторы и компоненты в основном не меняются Пример: государственный университет | ||||
УМЕРЕННО ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ • Небольшое число факторов и компонентов • Факторы и компоненты достаточно схожи
Пример: дом моделей | ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ • Большое количество факторов и компонентов • Факторы и компоненты не похожи друг на друга 1 Факторы и компоненты постоянно меняются Пример: коммерческий банк |
низкая сложностьвысока
Внешней
Среды
Рисунок 69 - Матрица степеней неопределенности внеорганизационной среды
Задание:
Каждой из малых групп предоставляется организация для анализа. Выполняя задание студенты должны ответить на следующие вопросы:
1. Какие компоненты внешней для организации среды данная малая группа собирается исследовать?
2. Какие из этих компонентов являются наиболее и наименее важными?
3. Как исследуемые компоненты характеризуются с точки зрения предлагаемых заданием переменных?
4. Какая степень неопределенности среды больше соответствует анализируемой организации?
5. Какие типы организационной реакции соответствуют данной степени неопределенности внешней среды?
6. Что должно быть перепроектировано в организации для наиболее адекватного реагирования на существующее внешнее окружение?
Варианты задания:
а) группы исследуют одну и ту же организацию, обсуждаются и сравниваются их разные решения;
б) группы исследуют разные организации и затем сравнивают разные ситуации;
в) группы исследуют очень разные по природе и целям организации и затем разъясняют свои решения друг другу.
Для работы в малых группах используется прилагаемая матрица, а также рисунки из модуля 7 рекомендованного учебника.
Примечание. Анализируя динамику (как меняются факторы и компоненты внешней среды) и сложность (как много разных факторов и компонентов внешней среды влияют на организацию) внешней среды по числу, схожести и изменяемости факторов ее воздействия, студенты выбирают тот квадрант матрицы, в котором оказались отмеченными все три позиции. Соответственно низкая степень неопределенности среды будет требовать простых структурных решений, а высокая — наоборот, сложных. В умеренном варианте возможны структурные решения средней сложности.
Домашнее задание: Схема организационной структуры
По правилам изображения схем организационных структур студенты рисуют схему организации, предложенной преподавателем. При этом по необходимости, прилагается пояснение к тексту.
Тест
1-985. Форма разделения управленческого труда, закрепляющая определенные функции управления за структурными подразделениями аппарата управления – это.
2-986. Организация … представляет собой совершенствование трудовых процессов в аппарате управления в целях повышения эффективности его функционирования
3-987. Сотрудники аппарата управления, обладающие специальными знаниями, имеющие, как правило, законченное высшее или среднее образование и привлекаются обычно к разработке вариантов управленческих решений и ответственны за качество выполняемой работы – это …
4-988. Ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач – это
1) полномочия
2) делегирование
5-989. Подразумевает ли делегирование полную передачу ответственности?
1) да
2) нет
6-990. Делегирование каких полномочий создает иерархию уровней управления в организации?
1) линейных
2) штабных
7-991. Функциональная … - это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности
8-992. Передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение – это …
9-993. Степень … определяется степенью сосредоточения полномочий, необходимых для принятия важнейших решений высшим руководством
1) централизации
2) децентрализации