Основные термины и понятия

Создание учебной информационной базы

Загрузка системы

Под программой «1С: Предприятие 8» в настоящем пособии понимается система автоматизированного ведения бухгалтерского и налогового учета, включающая плат­форму «1С: Бухгалтерия 8» и типовую конфигурацию Бухгалтерия предприятия. Программа предназначена для работы в среде Windows. Для запуска программы следует ввести команду Пуск > Программы > 1С:Предприятие 8.1(учебная версия) > 1С:Предприятие.

«1С:Предприятие 8.1» является универсальной системой, позволяющей создавать автоматизированные информационные системы бухгалтерского и налогового уче­та для коммерческих организаций различных отраслей экономики. «1С:Предприятие 8» относится к классу полностью реконфигурируемых систем. Конфигурирование позволяет создавать любые приложения, начиная с автомати­зации отдельных разделов бухгалтерского учета и заканчивая автоматизацией бухгалтерского учета корпоративных информационных систем управления эконо­мическим объектом.

Функционирование системы подразделяют на два разделенных во времени про­цесса: настройку (конфигурирование) и исполнение.

Основные термины и понятия - student2.ru Основные термины и понятия - student2.ru Основные термины и понятия - student2.ru

Рис. 1. Режимы запуска программы

Конфигурирование представляет собой описание модели предметной области. Результатом этого процесса является конфигурация, представляющая собой модель предметной области. Проектирование конфигурации требует глубоких знаний, как в сфере программирования, так и в предметной области автоматизации. В этой связи комплект поставки программы включает готовое решение, так называемую типовую конфигурацию, где реализована методология ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исполнение — это обработка данных предметной области, то есть непосредственная работа пользователя с информационной системой: заполнение справочников, ввод документов, выполнение различных расчетов, формирование отчетов. Выбор процесса работы с программой «1С:Предприятие 8» производится в форме запуска. Для описания модели предметной области, создания пользова­тельских интерфейсов, назначения прав доступа к объектам данных, обновления конфигурации, сохранения и восстановления данных предметной области и т. д. сле­дует выбрать режим Конфигуратор.

Для обработки данных предметной области систему запускают в режиме «1C:Пред­приятие».

Основные термины и понятия

Система «1С:Предприятие 8» представляет собой совокупность механизмов, пред­назначенных для манипулирования различными типами объектов метаданных предметной области.

Под объектом метаданных понимается формальное описание неких сущностей предметной области автоматизации со сходными свойствами и одинаковым назна­чением.

Для описания модели предметной области бухгалтерского учета используются следующие виды объектов метаданных:

* константы;

* справочники;

* перечисления;

* документы;

* журналы;

* планы видов характеристик;

* планы счетов;

* регистры сведений;

* регистры накопления;

* регистры бухгалтерии;

* отчеты и обработки.

Константы предназначены для хранения постоянной или условно-постоянной информации, но могут применяться для хранения изменяемых во времени данных.

Справочники используются для хранения сведений о множестве однородных объектов. Каждый справочник представляет собой список однородных объектов предметной области: работников, контрагентов, номенклатуры материально-про­изводственных запасов и т. д. Отдельные объекты справочника называются эле­ментами справочника. Элементы могут быть объединены в группы.

Перечисления служат для описания наборов постоянных значений, не изменяемых пользователем в процессе работы с программой, например для описания групп основных средств, видов движений денежных средств, способов поступления ак­тивов и т. д.

Документы предназначены для отражения информации о различных фактах хо­зяйственной деятельности организации. С их помощью регистрируются операции по движению денежных средств, получению и отпуску материально-производ­ственных запасов, начислению амортизации, формированию финансовых резуль­татов и т. д.

Планы видов характеристик предназначены для описания множеств однотипных объектов аналитического учета. Например, с их помощью описываются перечни видов субконто, настройки пользователей и т. д.

Планы счетов используются для описания совокупности синтетических счетов, предназначенных для группировки информации о хозяйственной деятельности организации по определенным признакам.

Регистры сведений предназначены для хранения существенной для прикладной задачи информации, состав которой развернут по определенной комбинации зна­чений, а при необходимости — и во времени. Это могут быть ставки налогов, данные об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, сведения о па­раметрах амортизации основных средств и т. д.

Регистры накопления используются для учета информации о наличии и движении каких-либо величин: материальных, денежных и др. Эти объекты применяются для хранения информации об исчисленных за каждый месяц суммах ЕСН и взносов в ПФР по каждому работнику в отдельности, о стоимости покупок и продаж и суммах НДС, подлежащих уплате поставщикам или получению с покупателей, и т. д.

Регистры бухгалтерии используются в системе «1С:Предприятие 8» для того, чтобы показать, каким образом информация о хозяйственных операциях отража­ется в учете. Этот объект метаданных не существует сам по себе, он обязательно связывается с конкретным планом счетов конфигурации. Кроме того, в свойствах регистра указывается, поддерживает ли регистр корреспонденцию счетов. Отчеты предназначены для получения результатной информации по некоторому алгоритму, описанному на встроенном языке системы. С помощью объектов этого вида информация представляется в удобном для просмотра и анализа виде.

Как следует из названия, обработки предназначены для выполнения различных сервисных и регламентных действий над информацией. С их помощью произво­дится загрузка и выгрузка различных данных, подбор номенклатуры при заполне­нии табличных форм документов, настройка аналитического учета и т. д.

В процессе конфигурирования производится настройка системы на обработку данных предметной области. Этот процесс включает проектирование модели пред­метной области, создание интерфейсов, настройку прав для отдельных категорий пользователей, а его результатом является конфигурация.

Моделью предметной области или структурой метаданных называется совокуп­ность взаимосвязанных объектов метаданных, настроенных на хранение и обра­ботку определенной информации. В частности, в конфигурации Бухгалтерия пред­приятия реализована модель для автоматизированного ведения бухгалтерского и налогового учета коммерческих организаций. На рис. 2 представлен фрагмент структуры метаданных этой конфигурации.

Основные термины и понятия - student2.ru

Рис. 2. Фрагмент структуры метаданных конфигурации

Пользовательским интерфейсом называется совокупность команд главного меню и панелей инструментов, настроенных на работу с конкретными объектами дан­ных — документами, справочниками, журналами и т. д. (рис. 3).

Основные термины и понятия - student2.ru

Рис. 3. Пользовательские интерфейсы конфигурации

Права определяют полномочия пользователей на работу с информацией, которая обрабатывается в системе. Процедура назначения прав пользователю решает две задачи: с одной стороны, обеспечивается конфиденциальность информации, с дру­гой — снижается риск потери информации от несанкционированных действий. Права задаются через роли, которые присваиваются пользователям (рис. 4).

Основные термины и понятия - student2.ru

Рис. 4. Роли пользователей

Большинство объектов метаданных имеет визуальное представление, позволяющее организовать интерактивное взаимодействие пользователя с объектом метаданных и создание объекта данных. В самом общем случае визуальное представление включает три части: экранный диалог, модуль и реквизиты.

Экранный диалог предназначен для ввода и редактирования информации, храня­щейся в объекте метаданных. Модуль формы — это программа на встроенном язы­ке системы. С ее помощью производится управление реквизитами экранной формы, контроль вводимой информации, выполнение вспомогательных расчетов и т. д. Реквизиты формы — совокупность объектов различных типов, принадлежащих форме.

Совокупность трех частей визуального представления называется формой. При экс­плуатации системы пользователь непосредственно взаимодействует лишь с одной из трех частей формы объекта метаданных — экранным диалогом. Поэтому далее мы будем использовать термин «экранная форма», подразумевая экранный диа­лог.

Практическое задание 1

Создать пустую информационную базу с наименованием Учебный пример.

Порядок выполнения:

§ вызвать на экран окно запуска программы «1 С:Предприятие» командой Пуск > Программы > 1С:Предприятие 8.1 > 1С:Предприятие;

§ щелкнуть на кнопке Добавить;

§ в форме Добавление информационной базы установить переключатель в положение Создание новой информационной базы и нажать кнопку Далее;

§ на следующем экране установить переключатель в положение Создать пустую информационную базу и нажать кнопку Далее;

§ на следующем экране указать наименование информационной базы Учебный пример+номер группы и нажать кнопку Далее;

§ на последнем экране указать расположение информационной базы на компью­тере(оставить по умолчанию) и нажать кнопку Готово.

При первом запуске работы с новой информационной базой автоматически запус­кается обработка Стартовый помощник, которая производит начальное заполнение информационной базы. О выполненных действиях программа информирует в окне служебных сообщений.

В конфигурации имеется ряд сервисных средств, позволяющих быстрее освоить работу с программой. К ним, в частности, относятся обработки Стартовый помощник, Панель функций, Быстрое освоение 1С:Бухгалтерии 8. В целях лучшего понимания конфигурации в рамках настоящего практикума реализована другая концепция обучения. Она не предполагает использование перечисленных сервисных средств, с ними обучающиеся могут познакомиться самостоятельно и при необходимости использовать в качестве альтернативных средств выполнения заданий практикума. Для продолжения работы следует завершить работу обработки щелчком на кноп­ке Основные термины и понятия - student2.ru ее формы.

Главное окно программы представлено на рис. 5.

В верхней части окна находится строка заголовка, содержащая название программы и ее редакцию. Следующая строка содержит главное меню программы, а под ней присутствует одна или несколько линеек с панелями инструментов, содержащих наборы кнопок с пиктограммами для быстрого вызова наиболее часто используемых команд. Ниже этих строк размещается рабочая область главного окна программы с открытой формой обработки Панель функций. В рабочей области в процессе рабо­ты с программой можно раскрывать другие окна — с первичными документами, Журналами, отчетами, но в начале работы эта область пуста. Внизу окна располо­жена строка состояния.

Основные термины и понятия - student2.ru

Рис. 5. Главное окно программы

Наши рекомендации