Упражнение 50. «Организация».
Мы редко задумываемся об организационных условиях обучения в школе, однако они имеют большое значение. Посмотрите, например, как размещены столы и стулья в пространстве класса (см. рис. 5а, б).
Стол учителя стоит перед классом и как бы противопоставлен ему. Такое организационное решение пространства классной комнаты закрепляет директивную, воздействующую позицию учителя. Столы учащихся поставлены в несколько рядов и производят впечатление «общей массы». Находясь в классе, ученик чувствует себя внутри коллектива, его маленькой частицей. Поэтому вызов к доске и общение с учителем «один на один» являются факторами, вызывающими у него непривычное и напряженной состояние.
Давайте подумаем вместе, всегда ли хорошо то, что привычно? А если поменять традиционную организацию пространства в классе и сделать ее более демократией, как показано на рис. 5 (в)? Что изменилось? На данном рисунке позиция учителя не противопоставлена классу. Он становится ведущим и одновременно «одним из всех». Как Вы думаете, какие уроки можно вести, организовав пространство таким образом?
Рис5. Формы организаций пространства в классе
Упражнение 51. «Переключись на собеседника»
Предлагаем вам описание поэтапной технологии переключения на собеседника, основанной на методе логического анализа.
1 шаг. Укрепите в себе положительное отношение к человеку, которого Вы хотите понять. Это делается для того, чтобы раздражение, неприязнь и неприятие, которые Вы можете испытывать к нему, не исказили Вашего понимания. Выполните одно из упражнений: № 2 «Внутренний луч», № 4 «Книга», № 16 «Дыхание» (см. Главу 1).
2 шаг. Опишите в своем воображении ситуацию, в которой оказался интересующий Вас человек.
3 шаг. Ответьте на вопросы: Что он делает? Почему он это делает? Зачем (с какой целью) он это делает?
4 шаг. Какие желания и потребности человек пытается удовлетворить посредством своих действий?
5 шаг. Каким образом следует построить общение или взаимодействие с тем человеком, чтобы учесть его и свои цели и не вызвать конфликта? От чего можно было бы отказаться? От чего могли бы отказаться Вы сами?
Такая традиционная проработка проблемной или конфликтной ситуации поможет Вам лучше понять своего собеседника, ученика, коллегу по работе.
Приведем пример из нашей консультационной практики. Ученик 4-го класса резко снизил свою успеваемость в школе. На уроке он мог произвольно встать и выйти из класса, не объясняя своего поведения. Часто брал в школу разные игрушки. В ходе урока, когда учительница производила опрос учащихся, мальчик начинал играться. Класс отвлекался, учительница расстраивалась. В школу вызывались родители, но разговоры с ними не помогали. Назревал довольно болезненный конфликт учительницы с ребенком и его родителями. Она жаловалась, что ребенок «специально срывает уроки», а родители «отстранились от воспитания сына».
Познакомившись с ситуацией, психологи применили метод логического анализа. Они начали с того, что отнеслись к ребенку заочно положительно. Они приняли как абсолютную данность, что он нарушает дисциплину и плохо учится не «специально», а по какой-то причине, возможно от него не зависящей. Сам мальчик по «природе» — хороший и умный.
Далее, они стали анализировать ситуацию, в которой находился ученик. Его родители: отец — военный, мать - библиотекарь. Мать любит сына, подчеркнуто бережно заботится о нем. Отношение отца к сыну Долго оставалось непонятным. По некоторым фактам можно было судить о том, что мальчик боится папу, избегает его.
Чтобы ответить, почему и зачем ребенок так ведет себя в классе, надо было понять его отношения с отцом, а так же прояснить общую семейную ситуацию. В ходе бесед с родителями выяснилось, что супруги находятся в длительном конфликте друг с другом. Фактически они живут порознь и намерены развестись. Ребенок, конечно, не понимал взаимоотношений родителей, но чувствовал эмоциональный дискомфорт в семье. Неблагополучие, вызванное обстановкой в семье, не давало мальчику сосредоточиться в классе. Он терял внутреннюю стабильность, ощущал постоянную напряженность, и чтобы хоть как-то восстановить психологическое равновесие, как к спасительному средству, прибегал к игре. Ученик делал это не «специально», срабатывал механизм «психологической защиты» (О механизме „психологической защиты" читайте в кн.: Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник для учителя. - М.: Просвещение, 1991 — с. 142-145.), игра для ребенка была способом „ухода от травмирующей ситуации" на уроке.
Таким образом, при помощи логического анализа психологи поставили правильный «диагноз». Психологическая коррекция была направлена не только на развитие личности и эмоционально-волевой сферы ребенка, но и на оптимизацию отношений его родителей.
Упражнение 52. «Мудрец»
Безусловно, учитель должен быть хорошо знаком с рекомендациями психологов и уметь правильно их реализовывать в практической педагогической работе. Но прикладные разработки ученых не могут помочь во всех случаях, жизнь намного богаче и разнообразнее самой содержательной концепции.
Мы предполагаем, что наши советы помогут Вам во многих проблемных ситуациях. Во многих, но не во всех. Вы вполне можете столкнуться со сложными вопросами, решение которых либо трудно найти, либо не может быть найдено вообще. Что же делать в таких случаях? У кого спросить мудрого совета?
Опыт показывает, что лучший советник для себя — Вы сами, точнее Ваше Подсознательное. Как наладить с ним диалог? Предлагаем Вам упражнение, помогающее спросить совета у собственного «Я» (см. Рудестам Н. Групповая психотерапия. М. Прогресс, 1990.).
Сядьте в удобное кресло. Закройте глаза. Выполните релаксационное упражнение № 1 «Внутренний луч». Затем представьте поляну, на ней — большой развесистый дуб. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос, какой Вы только сможете ему задать. Сформулируйте свой вопрос (в уме). Выслушайте (в уме) ответ мудреца. Можно ограничиться вопросом-ответом, а можно организовать диалог с мудрецом. За спиной мудреца висит календарь. Прочитайте и запомните дату Вашей беседы.