Руководство и лидерство. Стили управления.
Лидерство в организации
Разные определения лидерства:
§ «Управление – это делать дела правильно; лидерство – это делать правильные дела». Питер Дракер и Уоррен Беннис
§ «Власть лидера покоится на его личных качествах и поведении. Он может быть также и руководителем, но не обязательно…. В отличие от руководителя лидеру власть делегируется снизу – от людей, которые нуждаются в лидере». Бенгт Карлофф, Свен Седерберг. Вызов лидеров.
§ «Лидерство – это желание контролировать события, понимание направления, в котором нужно двигаться, и сила добиваться выполнения работы, используя при этом навыки и способности людей». Дональд Г.Краузе. Путь лидера.
§ «Хаос – это питательная среда для истинного лидера. Хаос вызывает к жизни лидера». И. Вагин, А. Глущай
§ Лидерство – вызов и поддержка структуры ожиданий и взаимодействий (Stogdill, 1974)
§ Лидерство – поведение человека, управляющего деятельностью группы с разделяемыми рабочими целями (Hemphill & Coons, 1957)
§ Лидерство – межличностное влияние, используемое для направления других на достижение определенных целей (Tannenbaum, Weschler & Massarik, 1964)
§ Лидерство – процесс инсталляции в других разделяемого видения, создания ценностных возможностей и построения доверия в реализации разделяемых ценностей и возможностей (Berlew, 1974)
§ Лидерство осуществляется тогда, когда лидеры ведут подчиненных к деятельности ради определенных целей, соответствующих ценностям и мотивации и лидеров и подчиненных (Burns, 1978)
§ Лидерство – это процесс определения цели коллективных усилий (Jacobs & Jaques, 1990)
§ Лидерство – это процесс, посредством которого члены группы уполномочиваются и вдохновляются на совместную синергетическую деятельность для достижения общих целей или видения, который создает изменения и трансформирует организации, таким образом, повышая качество жизни. Лидер – это катализатор процессов или фасилитатор…(Astin, 1993)
Лидерство и менеджмент
Zaleznik (1977):
Некоторые эксперты отмечают, что главные требования, которые предъявляют к менеджеру и лидеру, отчасти противоречат друг другу. В своей классической статье «Менеджеры и лидеры: чем они различаются?», напечатанной в Harvard Business Review в 1977 г., профессор Гарвардского университета Абрахам Залезник указывал, что у бизнес–лидеров больше общего с художниками, учеными и представителями других творческих профессий, чем с менеджерами. Различия между менеджерами и лидерами, писал он, находятся на уровне их подсознательных концептуальных представлений о хаосе и порядке.
Менеджеры предпочитают порядок, стремятся к стабильности и контролю, предпочитают быстрее решить проблему — часто не до конца усвоив преподносимый ею урок. Лидеры, напротив, готовы терпеть хаос и отсутствие упорядоченности и могут оттягивать решение того или иного вопроса до тех пор, пока как следует не разберутся в нем. Цели менеджеров обусловлены скорее необходимостью, чем их желаниями; они отлично умеют сглаживать конфликты между сотрудниками и даже целыми подразделениями — для них важно, чтобы обе стороны остались довольны и организация продолжала успешно выполнять свои повседневные функции. У лидеров же активное, очень личное отношение к целям. Они работают на долгосрочную перспективу, своей личной энергией вдохновляя подчиненных и стимулируя творческое начало в работе. Их отношения с подчиненными и коллегами часто бывают очень эмоциональными, а их рабочая среда — хаотичной.
Залезник полагает, что для выживания и тем более для успеха компаниям необходимы и менеджеры, и лидеры. Однако в крупных американских корпорациях 1970–х годов царила атмосфера, предопределявшая формирование людей, которые полагались на формальные процедуры и поддерживали их. Этика «ордена менеджеров» поощряет коллективную ответственность и стремление избегать риска — и она же нередко мешает развитию лидеров. Как может развиться дух предпринимательства в высшей степени формализованной среде и при отсутствии личностного подхода? В больших бюрократических организациях не приветствуется и наставничество, а оно тоже очень важно для развития лидерских качеств.
Лидеры компаний определяют видение и стратегический курс для компании; работают с изменениями организационного уровня больше на уровне образов и представлений, эмоционально вовлекая других людей в процесс достижения целей;
Менеджерыиспользуют рационально-аналитический подход к организации, координации и внедрению организационной стратегии и политики на операционном уровне.
Лидерское поведение – межличностное ориентировано и опирается на мотивы.
Менеджерское поведение – безличностное и рационально-аналитичное.
Лидеры работают с идеями, менеджеры – с людьми. Если менеджмент – это работа со сложными ситуациями, привнесение порядка путем построения формализованных планов, разработки жестких организационных структур и отслеживания и сравнения реальных результатов с этими планами, то лидерство – это выработка НАПРАВЛЕНИЯ движения, путем развития ВИДЕНИЯ будущего. Лидеры должны не только предложить новое видение, но и четко и ясно коммуницировать сотрудникам это видение, продать его им и вдохновить на преодоление тех препятствий, которые ожидаются на их пути.
Лидеры имеют дело, прежде всего с ПЕРЕМЕНАМИ. Можно сказать, что лидерство – это способность повлиять на людей для достижения определенных целей, стоящих перед организацией. Компаниям нужны и хорошие менеджеры, и хорошие лидеры.
Основные теории лидерства
1. Теории черт
2. Поведенческие теории
3. Процессные теории
4. Теории харизмы
5. Ситуационные теории
6. Синтетические теории
Теории черт
К теории черт относят концепции, которые устанавливают личностные, социальные, интеллектуальные черты, отличающие лидеров и не лидеров.
Хотя лидеры и лидерство оказывали значительное влияние на ход человеческой истории, специальные исследования этого феномена начались около столетия назад.
Много ранних исследователей считали, что такие личности как Наполеон, Линкольн, Ганди, Гитлер имеют уникальный набор одних и тех же качеств или черт, отличающих их от современников. В начале века было проведено сотни исследований, авторы которых стали рассматривать как присущие лидерам такие качества как
q Интеллект
q Доминантность
q Уверенность
q Энергия
q Активность
q Релевантные знания
Однако этот список быстро расширялся, и его практическая ценность стала вызывать сомнения.
Потом интерес угас, но недавно снова возродился. Например, Шелли Кирпатрик и Эдвин Локк - авторы книги «Лидерство - значение черт» (1991) рассматривают лидерство как базирующееся на:
o напряженность в работе(drive),
o честность и целостность,
o уверенность в себе,
o когнитивные способности,
o знание бизнеса и харизма