Тема 9. Формы представления результатов научного исследования.
Основные формы научных презентаций данных исследований.
Структура экспериментального отчета. Академический стиль письма в научных психологических текстах.
Требования к оформлению научных публикаций.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел Тема | Всего часов | В том числе аудиторных | Внеаудиторная работа | |||
всего | лекции | семиар. занятия | Лабор. | ||||
Модуль 1. Введение в экспериментальную психологию | |||||||
Тема 1. Введение в экспериментальную психологию | |||||||
Тема 2. Эксперимент в системе методов психологического исследования | |||||||
Тема 3. Теория психологического эксперимента | |||||||
Тема 4. Основы планирования психологического эксперимента | |||||||
Модуль 2. Виды психологических экспериментальных исследований | |||||||
Тема 5. Типы психологических экспериментов | - | ||||||
Тема 6. Квазиэкспериментальные исследования | |||||||
Тема 7. Факторные эксперименты | |||||||
Тема 8. Корреляционный подход в психологических исследованиях | |||||||
Тема 9. Формы представления результатов научного исследования | |||||||
ИТОГО |
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Структура семинарских занятий предполагает два вида заданий. В базисном блоке представлены теоретические вопросы для изучения проблемы и последующего группового обсуждения. Модульный блок включает дополнительные задания повышенной трудности для индивидуальной самостоятельной работы студентов.
Модуль 1. Введение в экспериментальную психологию
Семинар 1 (2 часа). Введение в экспериментальную психологию
Базисный блок:
1.Понимание экспериментальной психологии.
2. История развития экспериментального метода в отечественной и зарубежной психологии.
3. Понятие методологии применительно к психологическому исследованию. Основные методологические принципы научного психологического исследования.
4. Общие подходы к структуре, организации и проведению научного психологического исследования.
Модульный блок:
Прокомментируйте представленные подходы к пониманию предмета экспериментальной психологии
№ п/п | Подходы к пониманию экспериментальной психологии (по: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2001) | Комментарии |
Экспериментальная психология – научная психология как система знания, полученного на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Экспериментальная психология считается научной противоположность философской, интроспективной психологии и другим видам психологического знания, которые не базируются на естественно-научных исследованиях. Представители подхода: В. Вундт, С. Стивенс, П. Фресс, Ж. Пиаже. | ||
Экспериментальная психология – система экспериментальных методов и методик, реализованная в конкретных исследованиях. Представители подхода: Г.И. Челпанов, Ф. Готтсданкер. | ||
Экспериментальная психология – область, которая занимается изучением проблем методов психологического исследования в целом. Представители подхода: В.Н. Дружинин, Д. Мартин, Р. Солсо и др. | ||
Экспериментальная психология – теория психологического эксперимента, которая базируется на общенаучной теории эксперимента и, в первую очередь, включает планирование и обработку данных. Представители подхода: Д. Кэмпбелл |
2. Подготовьте развернутый ответ на следующие проблемные вопросы:
-Какие основные задачи стоят в психологии перед научным исследованием? Приведите примеры.
-Какие основные критерии существуют для различения психологической науки и псевдонауки?
3. Для каждого из следующих житейских вопросов сформулируйте научную проблему, которая может стать основной исследования: «Более ли нравственны женщины, чем мужчины?», «Что такое красота?».