Как формы представления результатов исследования

Доклад – это научное сообщение о результатах исследования на научной конференции, симпозиуме. В докладе делается акцент на процессуальных характеристиках исследования, освещаются итоги теоретического исследования и/или результаты эмпирического изыскания. Поскольку доклад предполагает устное изложение материала, то его структура и стиль изложения рассчитаны на прямой контакт с аудиторией.

Научная статья является результатом теоретического и/или эмпирического исследования и публикуется в научных журналах, тематических сборниках. Стандартный объем статьи – 1 печатный лист (16 страниц формата А4, напечатанных 14 шрифтом через 1,5 интервал).

Статья имеет перед тезисами ряд преимуществ: во-первых, объем статьи позволяет автору подробно и аргументировано изложить собственную позицию, не только перечислить результаты исследования, но и также описать способы их достижения. Научная статья будучи частью более крупной исследовательской работы раскрывает узкую проблему, ограниченное число вопросов. В тоже время она имеет завершенный характер: автор должен обозначить проблему, выдвинуть гипотезу, изложить систему доказательств, представить результаты исследования, сформулировать выводы. В статье должна быть отражена позиция автора, обобщения и выводы должны аргументированы и должны подтверждать сформулированные идеи.

В психологии статьи дифференцируются на следующие виды: информационные, аналитические, методические.

Информационная статья пишется студентом как правило на начальном этапе исследования (изложение результатов констатирующего этапа работы) или на этапе внедрения. Информационные статьи в свою очередь делятся на два вида – теоретические и эмпирические.

Теоретическая статья пишется студентом для изложения концептуальных идей своего исследования и их обоснования. В теоретической статье выделяются следующие части: введение, основная и заключительная. Ведение содержит обоснование актуальности проблемы, рассматривающейся в статье (но не проблемы исследования, заявленной в курсовой работе!), краткий обзор и констатацию состояния разработанности данной проблемы в психологической науке, характеристику «белых» пятен существующих в настоящее время в науке в характеристике данной проблемы. При необходимости вводятся специальные понятия, дается их интерпретация. Основная часть выстраивается в логике «тезис – аргумент – иллюстрация». В качестве иллюстраций могут использоваться примеры, монографические характеристики, описания ситуаций и пр. Заключительная часть представляет авторский взгляд на понимание проблемы и способы ее решения, дается описание прогнозируемых последствий внедрения результатов исследования в практику, могут кратко характеризоваться перспективы дальнейшего исследования проблемы. Заключение отличается от выводов более развернутым текстом. Выводы приводятся в составе заключения как отдельная рубрика (абзац (ы)).

Аналитическая статья – служит для представления результатов сравнительного анализа психологических парадигм, концепций, теорий, взглядов психологов на ту или иную проблему. Аналитическая статья отличается прежде всего глубокой детальной проработкой причинно-следственных связей, наличием оценок, основательностью аргументации. Схема написания статьи такая же как в информационной статье. Отличие заключается в том, что в аналитической статье удельный вес обзорной части довольно высок.

Методические статьи предназначены для внедрения результатов исследования в практику. В них описываются формы, методы, приемы, технологии, условия ………..(чего?). Предлагаемый в статье практико-ориентированный материал должен быть теоретически обоснован во вводной части статьи, а также аргументирована польза от применения данной системы действий, в заключительной части подчеркиваются положительные результат ее применения.

Статья может содержать таблицы и рисунки. При этом по объему весь иллюстративный материал должен быть эквивалентен объему текста, который он заменяет, а в идеале – быть более емким, в противном случае их приводить не следует. При использовании таблиц, графиков, рисунков, обязательно приводится качественный анализ информации в них представленной.

В статье уместно использование цитат, в том числе достаточно больших по объему. Единственное условие – цитаты должны приводиться не для увеличения объема статьи и «украшения» текста ссылкой на авторитет, а для того, чтобы подтвердить какую-либо мысль автора или стать предметом анализа, обсуждения, основой для последующих выводов. Ссылки на работы цитируемых авторов оформляются в соответствии требованиям к их оформлению. В случае цитирования и приведения идей других авторов в материалах статьи список литературы в конце статьи обязателен.

При написания статьи студентам необходимо избегать возникновения следующих ошибок:

· «эффект описательности» - автор повествует о проделанной работе, не определяя никаких причинно-следственных связей, закономерностей, не формулируя выводов;

· расплывчатость цели – проявляется в эклектике (приведении противоречивых точек зрения разных авторов на предмет исследования), что ведет к нарушению целостности результатов исследования;

· отсутствие определений основных понятий – нарушает концептуальность исследования, поскольку авторская концепция всегда базируется на определенном понимании психологических категорий;

· бездоказательность утверждений – идеи, сформулированные в статье, не подтверждаются теоретическими и / или экспериментальными данными;

· нарушение логической цепочки «тезис – аргумент – иллюстрация»;

· несоответствие названия статьи ее содержанию;

· неполное раскрытие названия статьи в ее содержании.

Тезисы научных докладов и сообщений представляют конспективное изложение материалов устного выступления (доклада) участника научной конференции. При заочном участии в научном мероприятии (научной, научно-практической конференции, симпозиуме, семинаре и пр.) тезисы включаются в сборник материалов, являются публикацией. Объем тезисов, как правило, не превышает 1-3 страниц текста (не более 0,15 печатных листа). Специфика тезисов заключается в особенностях презентации материала. Основной принцип при работе над тезисами – экономичность. Предложенные в тезисах положения подробно не раскрываются и не комментируются. Материал излагается в максимально «свернутом» виде. Если полная схема изложения материала представляет собой цепочку «тезис – аргумент – иллюстрация», то при работе над тезисами последние два звена цепочки исключаются. Т.е. тезисы не предполагают наличие системы доказательств, в них проявляется лишь конечные выводы, полученные в результате исследования. Т.о. при работе над тезисами акцент делается на результат. Принцип экономичности проявляется в стиле изложения информации. Небольшой объем тезисов не предполагает обращение к метафорам, аналогиям, апелляции к жизненному и профессиональному опыту читателя, историческим экскурсам и пр. Следует избегать предложений не несущих смысловой нагрузки. В тезисах не обязательны текстовые связки при переходе от одной части к другой; связь между частями тезисов должна быть, скорее, внутренней и вытекать из логики содержания.

Тезисы посвящены, как правило, не глобальной психологической проблеме, а какому-то ее аспекту и потому должны отличаться максимальной конкретностью. В силу этого количество используемых в тезисах должно быть минимальным. Цитаты в тезисах использовать не целесообразно, так же как и включать общеизвестную информацию и общепринятые определения психологических терминов. Т.о. основная специфика тезисов – емкость содержания при краткости изложения.

Тезисы состоят из следующих компонентов:

· обоснование актуальности проблемы (требования – 1) конкретность формулировок; 2) отсутствие общих фраз);

· характеристика основных концептуальных положений автора (требования – 1) если методологические и теоретические положения, на которые опирается автор, широко известны и автор не вносит в их понимание никаких дополнений, то данные положения могут быть перечислены без детализации; 2) приводятся только те положения, которые необходимы для понимания содержания данных тезисов, а не всей курсовой работы автора; 3) должны характеризовать отношение автора тезисов к той или иной психологической концепции, теории);

· описание объекта, предмета и методов исследования;

· изложение основных результатов исследования (требования – результаты должны быть представлены в сжатой форме, без развернутых комментариев, с минимальным количеством данных).

Тезисы как форма представления результатов исследования имеет ряд существенных достоинств и недостатков.

Преимущества тезисов:

1) в разных тезисах легко отразить разнообразные аспекты курсовой работы;

2) написание тезисов дисциплинирует научное мышление, побуждая формулировать мысли в сжатой форме;

3) дают возможность оперативно презентовать результаты работы.

К недостаткам тезисов относится:

1) невозможность с достаточной полнотой представить проделанную исследовательскую работу;

2) часто утрачивается логическая связь между различными умозаключениями, что нарушает ход размышлений автора;

3) не могут быть применены для представления крупных блоков исследования.

Примерные темы работ

1. Агрессивные тенденции в поведении подростков с различным уровнем тревожности.

2. Адаптация детей к начальной школе с разным уровнем подготовки.

3. Акцентуации характера у подростков, воспитывающихся в детском доме.

4. Анализ представлений педагогов дошкольного образования в педагогической деятельности.

5. Анализ представлений старшеклассников о смысле жизни в контексте личностного самоопределения.

6. Арт-техники в практике индивидуальной работы с детьми младшего школьного возраста.

7. Взаимосвязь компонентов психологической готовности детей 6-ти лет к школьному обучению.

8. Взаимосвязь учебной мотивации с успеваемостью младших школьников.

9. Влияние дидактических игр на развитие познавательной деятельности младших школьников.

10. Влияние индивидуально-личностных характеристик на выбор профессии у учащихся старших классов

11. Влияние индивидуальных черт личности учащихся в юношеском возрасте на поведение в конфликте.

12. Влияние личностных особенностей подростка на его статус в группе.

13. Влияние мотивации достижения на учебную деятельности старших школьников.

14. Влияние научно-исследовательской деятельности старшеклассников на развитие креативности.

15. Влияние перфекционизма как свойства личности на школьную успеваемость старшего школьника.

16. Влияние родительских позиций на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста.

17. Влияние социально-психологических установок родителей на эмоциональное развитие детей младших дошкольного возраста.

18. Влияние социально-психологического тренинга на акцентуацию характера у старшеклассников.

19. Влияние стиля воспитания в семье на взаимоотношения подростка с родителями.

20. Влияние стрессоустойчивости на агрессивное поведение старшеклассников.

21. Влияние типов родительских отношений на развитие личности старшего дошкольного возраста.

22. Влияние тревожности на успеваемость учащегося младшего школьного возраста.

23. Влияние уровня интеллектуального развития подростков на успешность адаптации к обучению в среднем звене.

24. Влияние уровня тревожности школьников на статусное положение в группе сверстников.

25. Влияние уровня успеваемости в учебной деятельности на самооценку младшего школьника.

26. Восприятие партнера противоположного пола у старших подростков: реальный и идеальный образ.

27. Выражение личности подростка через рисунки в стиле граффити.

28. Гендерные особенности формирования полоролевой идентичности у старших подростков.

29. Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

30. Динамический аспект ценностных ориентаций в подростковом возрасте.

31. Зависимость уровня успеваемости и поведенческих особенностей младших школьников от группы здоровья

32. Изучение взаимосвязи интеллекта и воображения у младших школьников.

33. Изучение влияния образов массовой культуры на представление об образе ученика у детей 6-7 лет.

34. Изучение влияния эмоциональной тревожности на статусное положение учащихся начальной школы.

35. Изучение эмоционального состояния детей в первый год школьного обучения.

36. Исследование компонентов психологической готовности к обучению в школе детей 6-7 лет.

37. Исследование мотивации достижения у старших дошкольников с интернальной и экстернальной локализацией контроля.

38. Исследование особенностей восприятия старшеклассниками педагога.

39. Исследование половозрастных особенностей агрессивности подростков.

40. Исследование ролевых ожиданий и притязаний к брачному партнеру у юношей и девушек.

41. Исследование стилей руководства коллективом старшеклассников.

42. Исследование уверенности в себе как свойства личности подростков с различным социальным статусом в группе.

43. Исследование уровня развития кратковременной и оперативной памяти у взрослых людей.

44. Когнитивная составляющая Я-концепции как фактор личностного самоопределения в ранней юности.

45. Личностное самоопределение в структуре Я-концепции старшеклассников.

46. Модели обучения и их влияние на развитие познавательных процессов младшего школьника.

47. Образ себя и образ родителей у старшего дошкольного возраста.

48. Образ семьи в подростковом и юношеском возрасте: сравнительный анализ

49. Особенности внимания дезадаптированных учащихся младшего школьного возраста.

50. Особенности внимания младших подростков с учетом половозрастных различий.

51. Особенности восприятия образа отца детьми подросткового и юношеского возраста.

52. Особенности выбора профессии в ранней юности.

53. Особенности грамматического строя речи младших школьников.

54. Особенности диалогической речи в дошкольном возрасте.

55. Особенности использования различных форм коммуникативного воздействия на уроке в начальной школе.

56. Особенности коррекции детско-родительских взаимоотношений в семьях подростков с девиантным поведением.

57. Особенности личностного развития и критериев воспитанности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях.

58. Особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников.

59. Особенности логического и творческого мышления младших школьников.

60. Особенности межличностных отношений подростков, воспитывающихся в учебных заведениях закрытого типа.

61. Особенности мотивации выбора будущей профессии у старшеклассников.

62. Особенности обучения младших школьников конструктивному разрешению конфликтов.

63. Особенности организационной культуры и ценностно-ориентационного единства работников предприятия.

64. Особенности осознания нравственных норм детьми 5-7 лет.

65. Особенности осознания нравственных норм и нравственно-волевых качеств детьми 6-7 лет.

66. Особенности представлений дошкольников 5-6 лет о нравственно-волевых качествах.

67. Особенности представлений о неуспевающих и успевающих учениках у младших школьников, учителей и родителей.

68. Особенности произвольного внимания у успевающих детей и у детей с трудностями обучения.

69. Особенности профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением.

70. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников.

71. Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога с учащимися старших классов общеобразовательных школ.

72. Особенности процесса подготовки к школьному обучению детей с нарушениями зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения

73. Особенности развития речи детей раннего возраста.

74. Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

75. Особенности развития самосознания и самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

76. Особенности развития смысловой памяти у младших школьников

77. Особенности развития толерантности как качества личности в подростковом возрасте.

78. Особенности самоактуализации подростков с различными акцентуациями характера

79. Особенности самооценки у подростков с разным типом направленности личности.

80. Особенности формирования абстрактного мышления старших дошкольников на примере понимания пословиц, поговорок.

81. Особенности формирования самооценки в школьном возрасте.

82. Осознание старшеклассниками собственного развития в аспекте временной перспективы.

83. Проблема формирования личных профессиональных планов старшеклассников.

84. Профилактика употребления психоактивных веществ в старшем школьном возрасте.

85. Психологические детерминанты развития взаимоотношений у старших подростков.

86. Психологические особенности дезадаптации первоклассников в школе.

87. Психологические особенности картины мира младших школьников.

88. Психологические особенности представлений о политике старшеклассников.

89. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников.

90. Психологические особенности проявления агрессии в школьном возрасте.

91. Психологические особенности формирования управленческой команды как фактора эффективности малого предприятия.

92. Психологические особенности школьной мотивации первоклассников.

93. Психологический анализ агрессивного поведения дошкольников.

94. Психологический анализ агрессивности в школьном возрасте.

95. Психологический анализ образа идеального учащегося в представлениях учеников и учителей.

96. Психологический анализ факторов, влияющих на формирование самооценки в старшем дошкольном возрасте.

97. Психологическое сопровождение выбора профессии учащихся 7-9 классов.

98. Формирование межличностных отношений в подростковом возрасте.

99. Ценностные ориентации членов молодежных объединений и организаций.

Приложение 1

Образец оформления оглавления

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются.

Ф.А. Кузин указывает, что заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на три – пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания

  СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………….............   Глава 1. Исследование проблемы детского творчества и творческих способностей в трудах отечественных и зарубежных психологов …………………………… 1.1. Способности как психологический феномен ………………………………… 1.2. Исследования детского изобразительного творчества ………………………. 1.3. Дошкольное детство как благоприятный период для развития воображения и творческих способностей ……………………………………………………. 1.4. Основные этапы на пути развития творческих способностей ребенка……… 1.5. Развитие творческих способностей ребенка в процессе изобразительной деятельности............................................................................................................   Глава 2. Экспериментальное исследования развития творческих способностей старших дошкольников ………………………………………………………… 2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования ………………………………….……… 2.2. Диагностика творческих способностей дошкольников ……………………… 2.3. Методика и программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста .................................................................................. 2.4. Сравнительный анализ данных экспериментального исследования ………. 2.5. Выводы и психолого-педагогические рекомендации …………………………   Заключение ……………………………………………………………………………….   Список литературы …...…………………………………………...................................   Приложения ………………………………………………………………………………      

Приложение 2

Структура научного исследования [1]

Как формы представления результатов исследования - student2.ru

Приложение 3

Методические рекомендации по оформлению списков литературы[2]

Обязательной составной частью ВКР является список литературы, использованной при ее создании. Он состоит из совокупности библиографических записей, включающих описания использованных или цитированных произведений печати и других документов. Такой список помещается за текстом, связан с конкретными местами текста при помощи так называемых отсылок и обычно имеет простую структуру. Список литературы позволяет определить источниковедческую базу исследования, отразить работу автора по сбору и анализу литературы, документировать некоторые положения и выводы, указывая, какие сведения были заимствованы из других публикаций и составить представление о научных позициях автора.

Список включает библиографические описания документов, составленные на основе их анализа. Вопросам оформления списка источников и литературы, прилагаемого к научной работе, следует уделять серьезное внимание. С целью унификации библиографических списков литературы, следует использовать ГОСТ 7.1 - 2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления"[3]. (ГОСТ вступил в силу 1.07.2004), ГОСТ 7.80 - 2000 "Библиографическая запись. Заголовок". При сокращении слов в описании руководствоваться ГОСТом 7.12 – 93 "Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила"[4].

Библиографическое описание - совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа.

При создании библиографического описания следует помнить, что источником библиографических сведений является документ (особенно те элементы, которые содержат выходные сведения), и они указываются в том виде, в каком они даны в документе или их формулируют на основе анализа документа. В некоторых случаях для уточнения имеющихся или получения недостающих библиографических сведений используют различные источники - каталоги, картотеки, справочные и библиографические пособия и т. п. В этом случае такие сведения заключаются в квадратные скобки.

Использование государственных стандартов на библиографическое описание обязательно при создании личных картотек, конспектов, выписок, в ссылках и списках литературы. В качестве аргумента приведем слова писателя с мировой славой, профессора нескольких университетов Умберто Эко: «...Вдобавок нормы библиографического описания составляют собой, так сказать, красу научного этикета. Их соблюдение указывает на привычку к науке, а их нарушение выявляет выскочку и неуча и нередко бросает позорящую тень на работу, казалось бы, приличную на первый взгляд. Ритуал. Можно сказать - церемония. Да! Но вовсе не бессмысленная, не пустое начетничество. Так же устроен мир спорта, мир коллекционеров марок, преферансистов, политиков: кто путается в профессиональных жестах или терминах, вызывает настороженность. Он - «не свой», посторонний. Старайтесь соблюдать устав научного монастыря».[5]

Рекомендуется представлять единый список литературы (книги и статьи) к работе в целом. В этом случае каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы. В зависимости от включённых в список материалов и их количества применяют ту или иную систему группировки библиографических описаний:

· алфавитную;

· систематическую;

· хронологическую;

· по главам;

· в порядке первого упоминания документов в тексте;

· по видам источников.

Для студенческих работ рекомендуется алфавитная группировка.Библиографические записи в таком списке располагаются в строгом алфавите фамилий авторов и заглавий произведений, если автор не указан. Работы одного автора группируют по алфавиту их названий, авторов-однофамильцев - по алфавиту инициалов авторов. При перечислении нескольких работ одного автора его фамилию и инициалы указывают каждый раз. Работы одного автора и его работы с соавторами располагаются в списке в алфавите первых слов заглавий, при этом фамилии соавторов не учитываются. При наличии в списке источников на других языках, кроме русского, образуется дополнительный алфавитный ряд в конце списка документов с единой нумерацией по всему списку. Независимо от принятой системы группировки библиографических описаний документов в начале списка рекомендуется располагать нормативные и руководящие материалы. Нормативные акты располагаются по юридической силе:

1. Международные нормативные акты.

2. Конституция.

3. Федеральные конституционные законы.

4. Постановления Конституционного Суда.

5. Кодексы.

6. Федеральные законы.

7. Законы.

8. Указы Президента.

9. Акты Правительства: а) постановления; б) распоряжения.

10. Акты Верховного и Высшего Арбитражного Судов

11. Нормативные акты министерств и ведомств: а) постановления; б) приказы; в) распоряжения; г) письма.

12. Региональные нормативные акты (в том же порядке, как и российские)

13. ГОСТы.

14. СНиПы, СП, ЕНИРы, ВНИРы и др.

Расположение внутри равных по юридической силе документов - по дате принятия.

Наиболее правильным является для списка название:

1. Список использованной литературы.

2. Использованная литература.

3. Литература.

4. Список литературы.

5. Источники и литература.

Наши рекомендации