Третья позиция в коммуникации
Не осуждай никого, пока не походишь две недели в его мокасинах.
Пословица индейцев сиу
А что делать, если все-таки конфликт возникает? Особенно — если это конфликт с человеком, общение с которым значимо и важно для вас?
Наверное, вы замечали (и не раз!), что иногда люди начинают спорить о чем-нибудь, а потом забывают о причине спора и продолжают двигаться по накатанной колее? А если успевают во время этого еще и сильно чем-нибудь обидеть друг друга, то предмет спора и вовсе становится неинтересен, а отношения портятся. Каждый остается при своем мнении и считает, что собеседник был не прав.
Как говорил мудрый Сократ: «Причиной всех бед является незнание». Ну, к нам-то с вами это уже не относится. Мы уже знаем, что каждый создает собственную реальность, и что за любым поведением стоит позитивное намерение.
А еще для того, чтобы описать систему, нужно выйти за ее пределы, т. е. посмотреть со стороны.
На прием к психоаналитику, заливаясь слезами, приходит женщина.
- Ой, я такой ужасный сон видела!
- Какой же сон? - участливо интересуется психоаналитик.
- Ой, вот иду я по коридору, а он все не кончается. Мне надо выйти, а кругом столько дверей… (новая волна слез).
- Ну, не плачьте вы так, что дальше-то?
- А вот дальше, я вот вижу, что передо мной дверь, и знаю, что мне туда надо. И я эту дверь толкаю, толкаю, а она не открывается… (истерика)
- А вы попробуйте со стороны посмотреть. Может быть, там еще что-нибудь еще есть, или на двери что-то написано?
- Да, да, точно написано! - женщина постепенно успокаивается.
- Ну, присмотритесь, может, сумеете прочесть?
- Там написано… «На себя»!
Обратимся к маленькому примеру. Вспомните 3-4 каких-либо событий из вашей жизни в форме визуальных образов. И, как только у вас это получится, заметьте: находитесь ли вы при этом внутриобраза, как бы заново переживая это событие, смотрите ли на все происходящее собственными глазами, но не видите себя полностью? Или, напротив, вы находитесь за граньюобраза, как бы просматривая видеозапись, видите со стороны и себя, и всех остальных, не принимая участия в происходящем? Первый вариант называется ассоциированным, второй — диссоциированным.
Теперь вспомните какое-нибудь другое событие (лучше — эмоционально значимое для вас), поочередно используя оба варианта. Почувствовали разницу? Насколько изменилась эмоциональная включенность в представляемое событие?
В случае ассоциированного восприятия человек «включен в опыт» и переживает реальные чувства независимо от того, переживает ли он прошлый, настоящий или будущий опыт, то есть представляет события, которые только могут с ним произойти. И даже не так уж важно — реальный это опыт или нереальный (например, ощущение себя главным героем книги или фильма). Именно поэтому хорошая книга или фильм может заставить плакать или смеяться, радоваться или грустить — автор погружает читателя или зрителя в придуманный мир, помогает ему ассоциироваться с героем.
В случае диссоциированного просмотра опыт воспринимается без реальных чувств, человек как бы отделен от ситуации. «Зубная боль — ерунда, если зуб у другого болит». Чувствительности человек, конечно, не теряет, но это скорее оценочные чувства (эмоции) по поводу воспринимаемой ситуации.
Каждый из нас способен воспринимать реальность, и ассоциируясь с ней, и диссоциируясь от нее. В этом вы уже могли убедиться. Другое дело, что чаще всего эти процессы протекают бессознательно. И, как это обычно бывает, при наличии альтернатив, люди имеют бессознательные предпочтения — одни в основном обрабатывают информацию ассоциированно, другие — диссоциированно. А какой из механизмов более привычен для вас?
Сознательное управление процессами ассоциации и диссоциации дает неоспоримые преимущества. Например, вспоминать приятные моменты из своего прошлого или представлять себе заманчивые перспективы лучше, погружаясь в них полностью. Чувства становятся острее, а жизнь красочнее… С другой стороны, вряд ли повторное «проживание» прошлых ошибок или запугивание себя перспективой будущих неудач доставят вам много радости. И пользы, кстати, тоже. Поэтому навык ассоциации —диссоциации стоит развивать.
Сложно с непривычки? Но и это еще не все.
Тройственное описание позиций восприятияпозволяет разделить информацию на части, одна из которых принадлежит лично человеку (ассоциация с самим собой), вторая относится к другому лицу (ассоциация с собеседником), а третья, наиболее объективная — это взгляд со стороны, взгляд незаинтересованного наблюдателя (диссоциация).
Для людей, проводящих большую часть времени в 1 -й позиции свойственно жесткое отстаивание собственных интересов (я — позиция), индивидуализм, трудности в понимании взглядов других людей (есть два мнения — мое и неправильное).
Люди с выраженной 2-й позицией склонны к эмпатии, сочувствию к другим людям. Они часто переживают чужие неприятности (и радости, кстати, тоже!) острее, чем свои собственные. К ним часто ходят «поплакаться в жилетку». Но при этом свои интересы они отстаивают неумело, боятся кого-нибудь задеть или обидеть.
Часто 2 - ю позицию используют писатели, когда ведут повествование от лица вымышленного персонажа. Или актеры, когда «вживаются в образ» по системе Станиславского. Некоторым даже приходится долго восстанавливать психику, чтобы снова стать самим собой (например, Роберту де Ниро после знаменитого фильма «Таксист»).
В обыденной речи это выражается местоимениями и глаголами второго лица: «Ты думаешь», «ты выглядишь», «ты знаешь». Другой вариант — «я бы на твоем месте…».
3-я позиция — это оценка беспристрастного наблюдателя, выходящая за рамки убеждений и предположений 1 - й и 2-й позиций. При рассказе о себе или других употребляются местоимения третьего лица. «Он думает», «они не согласны», «она сказала». Человек из третьей позиции оценивает ситуацию в целом, но сам в ней не участвует.
Любое общение (а особенно устойчивые связи между людьми — семейные, дружеские или профессиональные) можно рассматривать как взаимодействие двух разных систем и их объединение в одну общую, интегративную. А вот здесь и могут возникнуть проблемы. «Почему он (она) так поступает? Это же неправильно!» И вот — готовый конфликт. Причем каждый из участников склонен ожидать изменений от другого или даже стремится их навязать, но совершенно не готов меняться сам.
Когда кто-либо из участников рассматривает происходящее, исходя лишь из собственной карты реальности (а карта — это еще не территория!), то представление будет неполным. Если мы действительно хотим понять, как партнер оценивает ситуацию и чем руководствуется при выборе поведения, то должны на время принять его точку зрения (2-я позиция). А для того, чтобы описать взаимоотношения, как систему, нужен трезвый и беспристрастный взгляд со стороны (переход в 3 - ю позицию).
Особое внимание следует уделять тому, чтобы найти позитивное намерение в поведении обоих партнеров по коммуникации. Знаю, что это иногда бывает нелегко, но кто ищет, тот всегда найдет. Это помогает двигаться по пути эффективного взаимодействия и избежать бессмысленных разборок вроде «это ты сделал, чтобы меня разозлить!» или «это она, чтобы унизить меня». А также — еще более бессмысленных обид, так сильно отравляющих нам жизнь.
- АЛЛО, Сема, это Роза. Вы вчера были у нас в гостях.
- Да, Роза, все было замечательно!
- Так я хотела сказать - вы к нам больше не ходите. После вашего ухода у нас пропали две серебряные ложечки.
- Роза, я не брал ваши ложки!
- Я знаю, ложки уже нашлись. Они завалились в дальний угол буфета. Но неприятный осадок все-таки остался!
Если любые взаимоотношения представляют собой систему, то следует знать — фактором, определяющим само существование системы, а также ее стабильность и прочность, являются не предметы и даже участники как таковые, а связи между ними. А раз так, то при решении конфликтной ситуации следует уделять внимание не существу дела (кто у кого взял серебряные ложечки), а структуре отношений между людьми.
Если, конечно, эту самую систему мы хотим сохранить.
Техника «Решение коммуникативной ситуации с помощью трех позиций восприятия»
1. Определите проблемную ситуацию.
2. Разместите в пространстве три «якоря» для каждой из трех позиций. Например, поставьте три стула.
3. Разыграйте часть диалога между 1 и 2 позициями, поочередно ассоциируясь с каждым из партнеров по коммуникации. Выделите момент, нуждающийся в изменении. Помните, что ассоциируясь со своим партнером (2-я позиция), вы рассматриваете мир из его карты реальности, разделяете его ценности и убеждения, копируете по памяти его речь, позу, любимые словечки.
4. Перейдите в 3 - ю позицию (роль эксперта).
- Посмотрите на ситуацию со стороны и дайте метафору коммуникации (то есть определите, на что она похожа. Например, на сломанный механизм, или разговор слепого с глухим, или что-нибудь еще).
- Определите позитивные намерения, определяющие поведение каждого из участников коммуникации.
- Определите желаемый результат (метарезультат) каждого из партнеров коммуникации. Найдите единую цель, к которой оба они стремятся.
5. Находясь в 3 - й позиции, дайте сенсорно обоснованные советы и рекомендации для 1 -й позиции (т. е. самому себе) по улучшению данной коммуникации. Найдите минимум 3 - 4 выбора желаемого поведения.
6. Перейдите в 1-ю позицию. Выслушайте «советы эксперта» и подумайте, как бы лично вы могли их реализовать.
7. Вновь разыграйте диалог между 1 -й и 2 - й позициями, используя полученную информацию и применяя новые способы поведения.
8. Перейдите в 3 - ю позицию, посмотрите на новые взаимоотношения партнеров и дайте новую метафору.
9. Повторите шаги 5-8 для достижения желаемого результата в коммуникации (если это необходимо).
10. Экологическая проверка с 1-й позиции. Не потеряете ли вы что-то нужное для вас, изменив данную коммуникацию? Что-то такое, о чем вы раньше не задумывались. Например, некоторые семейные пары обожают устраивать бурные сцены и выяснять отношения. А когда перестают ругаться — разводятся. Если нужно что-нибудь добавить, вернитесь на шаг 5.
11. Подстройка к будущему из 1-й позиции. Представьте себе 3-4 контекста в будущем, где вы могли бы использовать найденные варианты поведения.