Методы и приемы обучения психологии
Методы – система последовательных, взаимосвязанных действий преподавателя и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования. Приём Обучения конкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения. П. о. характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познават. деятельностью и обусловливаются целью применения. В пед. лит-ре П. о. часто трактуется как часть метода, отд. акт обучения, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных уч. Задач. Приемы обучения могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном — это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п.
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний и умений. Выделяют:
1. Словесные методы (источником знаний является устное или печатное слово)
Типичными словесными методами являются: рассказ, объяснение, беседа, дискуссии, работа с книгой. Наглядные методы (источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия).
Можно выделить 3 основных вида наглядности – предметную, изобразительную и словесную.
Предметная – это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов (макеты головного мозга, демонстрация экспериментов).
Изобразительная – это демонстрация на занятиях изображений, предметов, явлений, процессов, а так же теоретических знаний о них. Существуют 3 вида изобразительной наглядности: художественная, символическая и текстовая. Художественная – фотографии, картины, кино- и видеофильмы. Символическая или схематическая – демонстрация таблиц, схем, диаграмм, графиков, на них отображаются систематизированные знания об определенных теоретических идеях. Текстовая – написание на доске, демонстрация тезисов, терминов, имен, дат. Когда другие виды наглядности по тем или иным причинам невозможны, может использоваться словесная наглядность – описание образов в речевой форме.
2. Практические методы (источниками являются практические действия, выполняемые учащимися).
Предполагают практическую деятельность учащихся, направленную на усвоение ЗУН. К ним относятся лабораторные работы, психологические тесты, упражнения, групповая дискуссия, дидактические и деловые игры.
Традиционные и нетрадиционные методы – трад. основываются на преобладании репродуктивной деятельности (воспроизведение знаний), а нетрад. не связаны с репродукцией обучения, ориентированы на развитие - программированное обучение, проблемное обучение, метод дискуссий, задачный метод.
- по дидактическим целям (Ю.К. Бабанский):
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- по дидактическим задачам ( М. А. Данилов и Б. П. Есипов):
а) методы приобретения новых знаний
б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике
в) методы по применению знаний на практике
г) методы закрепления
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
- И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным.
– объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) - состоит в том, что преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и запоминают эту информацию. Сообщение информации преподаватель осуществляет с помощью устного слова (объяснение, рассказ, лекция); печатного слова (учебник, пособия); наглядных средств (картины, схемы, кино и диафильмы); практического показа способов деятельности (показ способа составления плана, решения задачи и т.д.)
– репродуктивный метод - для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а учащийся их выполняет.
– метод проблемного изложения,
– частично-поисковый (или эвристический) метод,
– исследовательский метод.
Методы активного обучения.
Важным фактором успешного обучения является степень активности студентов. Поэтому особый акцент делается на необходимости использования активных методов в обучении психологии. Это методы, активизирующие деятельность обучающихся, это те методы, которые реализуют установку на высокую активность субъекта в учебном процессе, в рамках традиционного подхода студент играет гораздо более пассивную роль.
Среди современных активных методов обучения В.Я. Ляудис выделила следующие группы:
1. метод программированного обучения. Инструментарий: дозированный шаг программы, алгоритм.
Предполагает перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.
2. метод проблемного обучения. Инструментарий: проблемная ситуация, типы проблемных ситуации, эвристические программы. Основное внимание уделяют мотивам и способам мыслительной деятельности учащегося, а также процедурам его включения в проблемную ситуацию.
3. метод интерактивного (коммуникативного) обучения. Инструментарий: коллективные дискуссии, учебно-ролевые игры, сценарии. Управляют процессом усвоения знаний посредством организации человеческих отношений. Обучение рассматривается как процесс социальный, коллективный.