Преимущества мнемонических интеллект-карт
Используются все кортикальные способности, отчего в огромной степени повышается вероятность вспоминания. 2. Работа мозга активизируется на всех уровнях, увеличивается скорость мыслительных процессов и улучшается способность вспоминать. 3. Привлекая внимание, они заставляют мозг возвращаться к ним и тем самым опять-таки увеличивают вероятность спонтанного вспоминания. 4. Они заведомо устроены так, чтобы служить в помощь памяти. 5. Использование мнемонических интеллект-карт создает стойкий мнемонический настрой, в связи с чем с каждым их применением улучшаются навыки работы с памятью. 6. Они являются проявлением процесса творческого мышления и, таким образом, одновременно способствуют развитию творческого мышления. 7. Обеспечивают высокий уровень запоминания на всем протяжении сеанса изучения материала (в противоположность стандартным кривым «забывания», подробно описанным Тони Бьюзеном в книге «Суперпамять», глава 5). 8. С их помощью активизируются ассоциативные способности человека, что положительно влияет на зрительную память и способность к многоуровневому мышлению, а потому повышает вероятность вспоминания. 9. Обеспечивают безотказный метод вспоминания, способствуя появлению у человека большей уверенности в себе, более высокой мотивации и общей ментальной активности. Напутственные слова
Как мы увидели, память и творчество суть две стороны одной медали. Выяснив мнемонические плюсы интеллект-карт, в следующей главе мы выясним также их достоинства в качестве инструмента творческого мышления и «мозговой атаки». Глава 16
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
В настоящей главе в фокусе внимания оказывается использование интеллект-карт в творческом процессе мышления. Вы выясните, почему интеллект-карты – столь эффективное подспорье для творческой личности и каким образом их использовать для совершенствования собственных творческих способностей. Назначение творческих интеллект-карт
Интеллект-карты, используемые как инструмент творческого мышления и эффективное средство при проведении «мозговых атак», имеют множество применений. 1. Они помогают исследовать все стороны рассматриваемого объекта на предмет того, каков его потенциал, чтобы стать точкой приложения для творческой энергии. 2. Обеспечивают свежий взгляд на рассматриваемый объект, лишенный прежних предубеждений и предпосылок, обеспечивая тем самым простор для творческой мысли. 3. Помогают в генерации идей, имеющих конкретное применение на практике и направленных на изменение существующих реалий физического мира или создание новых. 4. Обеспечивают всесторонний и последовательный творческий процесс. 5. Помогают в создании новых концептуальных систем, в рамках которых возможен пересмотр или реорганизация прежних воззрений и идей. 6. Позволяют фиксировать качественно новые идеи по мере их возникновения. 7. Позволяют творчески организовать процесс планирования. Интеллект-карта как метод творческого мышления
Интеллект-карта идеальна как метод творческого мышления, поскольку использует все ментальные способности, связанные с процессом творчества, в особенности воображение, ассоциации и флексивность[4]. В психологической литературе, в особенности в руководствах Пола Торранса по тестированию способностей к творческому мышлению, флексивность отмечается в качестве важнейшего фактора творческого мышления. Другие важные факторы включают следующие умения: • ассоциировать и сопоставлять новаторские идеи с прежними представлениями; • использовать богатую цветовую палитру; • оперировать очертаниями различной формы; • комбинировать необычные элементы; • оперировать трехмерными изображениями; • корректировать концептуальную точку зрения; • пересматривать и связывать между собой ранее существовавшие концепции; • обращать ранее существовавшие концепции; • реагировать на эстетически привлекательный объект; • реагировать на эмоционально волнующий объект; • реагировать на объект, служащий раздражителем одного или одновременно нескольких органов чувств: зрения, осязания, слуха, обоняния и вкуса; • использовать и заменять одно другим: залитые цветом очертания различной формы и коды. Анализируя законы и общую теорию интеллект-карт, можно заметить, что интеллект-карта в оригинальной и научно обоснованной форме является отражением всех перечисленных факторов; иными словами, является выражением творческого процесса в полном объеме. Мои собственные исследования позволили мне выявить поразительное сходство между основными факторами творческого мышления и основными факторами мнемоники. (Подробнее см. главу 15, пункт «Мнемоническая интеллект-карта как зеркало творческого мышления».) Почти идентичная природа творческого мышления и мнемоники подтверждает, что интеллект-карта является важным и естественным проявлением этих типов мыслительной деятельности, а равно методом, обеспечивающим их эффективное использование. Это также дает основание утверждать, что, вопреки воззрениям, изложенным в основной массе литературы по творчеству и памяти, эти два типа мыслительной деятельности являются на деле зеркальными отражениями одного и того же процесса, нежели отдельными, отличающимися друг от друга или даже, по мнению многих теоретиков, противоположными процессами. Сторонники известного мифа о том, что гениальная творческая личность, как правило, страдает рассеянностью и слабой памятью, упускают из вида тот факт, что гении, на которых они ссылаются, забывчивы в отношении только тех вещей, о которых, как считают психологи, им следовало бы помнить. Если бы речь шла о силе их памяти в отношении того, что составляет предмет их творческого мышления, тогда наверняка обнаружилось бы, что их память не хуже той, которую демонстрируют лучшие из мнемонистов. Стадии творческого процесса
Корректное применение метода интеллект-карт способно генерировать у индивидуальных майндмаперов по меньшей мере в два раза больше творческих идей, нежели у большой группы лиц, практикующих «мозговую атаку», за тот же промежуток времени. Выделяют пять стадий творческого процесса с использованием интеллект-карт. 1. Взрывное извержение ассоциаций Начните с центрального рисунка, постарайтесь сделать его ярким и вызывающим ассоциации. (Например, если вы собираетесь подумать о новых возможностях в авиастроении, можете использовать очертания «Конкорда».) Ваш рисунок следует расположить в центре большого листа бумаги, после чего задача состоит в том, чтобы фиксировать каждую идею, приходящую вам в голову, в связи с центральным образом, так, чтобы все они расходились от него во все стороны, словно осколки от места разрыва гранаты. В течение не более чем 20 минут свободно ассоциируйте, обеспечивая максимально стремительный поток мыслей. Работа на скорости позволяет вам избегать проторенных мыслительных «дорожек» и стимулирует возникновение новых, нередко кажущихся абсурдными идей. Эти идеи следует фиксировать непременно, поскольку в них содержатся ключи к новым ракурсам зрения и разрушению привычных ограничивающих мысленный горизонт концепций. Как говорил философ Рудольф Флеш: Творческое мышление может означать простое осознание того, что поступать или смотреть на вещи так, как это делали прежде, особо не стоит. Возможно, вам будет полезно также помнить известное изречение Эзры Паунд: Гений... это способность видеть десять вещей там, где обычный человек видит одну, а талантливый видит две или три, плюс способность отражать это множественное восприятие в материале своего искусства. Причина, почему лист бумаги, на котором идет работа, должен быть максимального формата, вытекает из правила Бьюзена: «Интеллект-карта расширяется, пока не заполнит все доступное пространство». Используя интеллект-карту для целей творческого мышления, вам требуется максимальное пространство для работы, дабы стимулировать свой мозг «извергать» все больше и больше идей. 2. Первоначальная редакция Позвольте себе короткий перерыв, чтобы дать мозгу возможность отдохнуть и приступить к сведению воедино мыслей, генерированных до сих пор. После этого вам потребуется начать новую интеллект-карту, на которую вы нанесете главные ветви, или базовые порядковые идеи, и на которой будете комбинировать информацию, выделять категории, строить иерархии, находить новые ассоциации и пересматривать в контексте этой новой интеллект-карты все идеи, которые поначалу казались вам нелепыми или абсурдными. Как мы видели, чем более идея расходится с общепринятыми воззрениями, тем в большей степени новаторской она оказывается впоследствии. В ходе первоначальной редакции интеллект-карты вы можете обнаружить появившиеся в удаленных от центра, периферических частях карты отзвуки или даже повторения ранее зафиксированных идей. Их не следует отбрасывать как ненужные повторения. Они принципиально «отличаются» тем, что присоединены к «другим» ветвям, отходящим от центрального образа. Эти повторения, находящиеся на периферии вашей интеллект-карты, отражают глубинную значимость идей, которые, будучи скрыты в глубине ваших хранилищ знания, заявляют о себе на каждом повороте русла ваших мыслей. Дабы придать подобным идеям и концепциям приличествующий им ментальный и визуальный вес, вам следует выделять их подчеркиванием при втором появлении; заключать в границу замкнутой или иной формы при третьем появлении; а при четвертом – помещать в «оболочку» трехмерной формы, например параллелепипеда. Связывая визуально эти трехмерные области на вашей интеллект-карте с помощью трехмерных стрелок, вы в состоянии создавать в буквальном смысле новые ментальные системы, дальнейшая работа с которыми способна привести к творческим озарениям – результату взгляда на привычные вещи под новым углом зрения. Подобным способом оказывается возможным произвести масштабную реорганизацию целых концептуальных систем. В определенном смысле рассматриваемый тип интеллекткарты может выглядеть как нарушающий ее же собственные принципы: центральному образу и главным ветвям более не придается основное значение. Однако, вместо того чтобы рушить правила, такая интеллект-карта на деле использует их в самой полной мере, в особенности те, что относятся к эмфазе и оперированию образами. Какая-нибудь оригинальная идея, получившая вторую жизнь на окраинах мысленного поля, может стать новым центром. Подобно вашему мозгу, пребывающему в поисках интересных идей и обшаривающему самые дальние закоулки сознания, ситуация на интеллект-карте меняется в сторону замены прежнего центра карты новым. Со временем и этот новый центр сменится другим, являющим собой еще более продвинутую концепцию. Интеллект-карта способствует интеллектуальному поиску и развитию. 3. Инкубация Как мы видели в главе 12 «Выбор», неожиданные творческие мысли нередко осеняют нас, когда мы отдыхаем – скажем, когда гуляем, совершаем утреннюю пробежку, спим или предаемся мечтам. Это связано с тем, что в условиях, когда мозг отдыхает, процесс радиантного мышления исподволь охватывает все более отдаленные области подсознания, что увеличивает вероятность ментальных прорывов. Известно из истории, что «великие умы» прошлого знали и использовали это. Эйнштейн учил своих студентов включать инкубацию в качестве обязательной стадии мыслительной работы. Кекуле, открыватель бензолового кольца, придавал существенное значение инкубации и практиковал в своей научной работе перерывы для медитации. 4. Вторичная реконструкция и ревизия После стадии инкубации ваш мозг сможет, так сказать, бросить свежий «консолидирующий» взгляд на всю информацию, собранную на первой и второй интеллект-картах. В связи с этим вполне уместно выполнить еще одно упражнение на взрывное извержение ассоциаций (см. стадию 1), с тем чтобы довести до логического завершения упомянутую консолидацию. Во время стадии вторичной реконструкции и ревизии вам потребуется принять во внимание всю информацию, собранную и обработанную на стадиях 1, 2 и 3, с тем чтобы придать вашей интеллект-карте окончательный вид. Интеллект-карта на иллюстрации VII на цветной вклейке, составленная Нормой Суини, явилась результатом долгой инкубации и целого ряда ревизий. Карта содержит ее окончательные идеи по презентации брейн-клубов в странах мира, где таковые пока не существуют. 5. Заключительная стадия На этой стадии вам необходимо заняться поиском требуемого решения или достижением того, что являлось исходной целью вашего творческого предприятия. Это нередко подразумевает соединение связями отдельных элементов окончательной интеллект-карты. Роль интеллект-карт для выработки новых систем взглядов
В ходе интенсивного и продолжительного творческого процесса, когда обрели форму качественно новые идеи, инкубация способна привести к новому взгляду на вещи, известному под названием интеллектуального прорыва. Интеллект-карта на иллюстрации VIII на цветной вклейке была создана художницей Лоррейн Джил. На ней сведен воедино материал лекций по творческому процессу, прочитанных ею и отражающих ее взгляды на рассматриваемый предмет. В интеллект-карте заключена информация по истории живописи, «грамматике видения» и об инструментах, обеспечивающих выполнение творческих задач. Сообразуясь с современными взглядами по данному вопросу, интеллект-карта отмечает, что искусство сродни науке (и наоборот), а также подчеркивает необходимость тренировать воображение, изучать анатомию человеческого тела и т. д. Интеллект-карта на иллюстрации IX там же, созданная Бенджамином Зандером, дирижером Бостонского филармонического оркестра, является живым примером описанного в настоящей главе. Интеллект-карта отражает его принципиально новый взгляд на Девятую симфонию Бетховена, взгляд, ставший результатом многих лет изучения этого произведения, а также использования интеллект-карт. Интеллектуальный прорыв представляет собой принципиальное изменение во взглядах на концепции и системы понятий, получивших глобальное признание. Примерами могут служить теория эволюции Дарвина и теория относительности Эйнштейна – системы взглядов, занявшие место прежних систем взглядов в соответствующих областях знания. Интеллект-карта являет собой важнейший инструмент для отображения средствами графики процесса, ведущего к интеллектуальному прорыву. Для творчески мыслящего майндмапера новая идея автоматически помещается в новую же систему взглядов, формирующуюся в подсознании в период инкубации. В итоге майндмапер раздвигает границы своего мышления; предмет изучения для него обрастает ценными мнемоническими и мысленно-визуальными характеристиками, что способствует новым творческим озарениям и ведет, по большому счету, к конечной цели любого учения – мудрости. Преимущества творческих интеллект-карт
Они автоматически активизируют все способности человека к творческому мышлению. 2. Наблюдается рост ментальной энергии, по мере того как майндмапер продвигается к своей цели. 3. Майндмапер имеет редкую возможность обозревать одновременно все многообразие аспектов объекта изучения, что увеличивает вероятность удачных творческих ассоциаций или умозаключения. 4. Они дают возможность «прорваться» к идеям, которые, так сказать, пребывают на «окраинах» мыслительного горизонта. 5. Они увеличивают вероятность интеллектуального прорыва. 6. Они содействуют инкубационному процессу, что увеличивает вероятность возникновения новых идей. 7. Они стимулируют раскованность в мыслях и юмористический взгляд на вещи, в связи с чем увеличивается вероятность рождения подлинно творческих идей. Напутственные слова
После того как вы нашли приложение собственному творческому потенциалу посредством интеллект-карт, вам следует подумать о тех выгодах, которые приносит работа с другими людьми в рамках «коллективного разума». Это предмет следующей главы. Глава 17
КОЛЛЕКТИВНАЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА
В настоящей главе мы обсудим замечательные возможности, что открываются благодаря коллективным интеллект-картам, составление которых предполагает совместную работу группы лиц, сводящих вместе личные творческие способности, обеспечивая кумулятивный эффект. Функции коллективной интеллект-карты
Преимущества объединения отдельных лиц в группы с целью составления коллективных интеллект-карт были очень точно обозначены Майклом Блохом из «Сперри лабортри» в одной из его статей, опубликованной в 1990 году: В своей повседневной жизни мы регулярно усваиваем несметное количество новой информации, которая к тому же по своей природе уникальна. Ввиду последнего обстоятельства, знания и взгляды, которыми мы обладаем, принадлежат, так сказать, нам и только нам. В этой связи работа с другими людьми в ходе решения интеллектуальных задач способна принести немало пользы. Комбинируя свои навыки и умения по составлению интеллект-карт с аналогичными навыками других людей, мы развиваем, расширяем и интегрируем сеть своих и чужих ассоциаций. В ходе коллективных «мозговых атак» интеллект-карта становится графическим воплощением, «жесткой копией» крепнущего внутри группы консенсуса, а затем и частью рабочего архива группы, иными словами, ее памятью. На протяжений всего процесса коллективной работы отдельные лица объединяют свою ментальную энергию с энергией своих коллег, результатом чего становится вполне обособленный «коллективный мозг». Одновременно интеллект-карта графическим образом отражает эволюцию этого «коллективного интеллекта» и фиксирует многосторонний обмен информации, имеющий место внутри него. Коллективную интеллект-карту, разумеется, лучшую в своем роде, можно уподобить интеллект-карте, созданной великим мыслителем. Организация «коллективного разума»
Проводились многочисленные исследования на предмет положительного эффекта для закрепления приобретенных знаний путем текущей проверки их у учащихся, в т. ч. путем постановки подходящих вопросов, и который можно многократно усилить с помощью интеллект-карт. Один из самых интересных подобных экспериментов был проведен Фрейзом и Шварцем в 1975 году. В ходе эксперимента испытуемых разделили на три группы по двое человек, В первой группе один участник зачитывал вслух отрывок текста, а затем задавал другому вопросы по содержанию отрывка. Во второй группе один зачитывал отрывок и после этого отвечал на вопросы, которые ему задавал партнер. В третьей группе каждый участник просто прочитывал про себя отрывок и не обменивался никакой информацией с партнером. Участники первой и второй групп хорошо справились с экзаменом, который им устроили по окончании работы, участники же третьей группы справились с экзаменом гораздо хуже. Результаты данного эксперимента подтверждают то, что изложение приобретаемых в ходе чтения знаний в форме интеллект-карты и постановка в ней же соответствующих вопросов – это прямой путь к более глубокому усвоению материала. Результаты Фрейза и Шварца также подкрепляют идею о том, что гораздо более эффективной является работа в паре или в составе группы, сопровождаемая к тому же активным обсуждением участниками группы изучаемого материала, нежели работа в одиночку, молча, – активный вербальный обмен увеличивает эффективность обработки информации, а также способствует лучшему закреплению материала в памяти. Кроме того, совместная работа с партнерами сопровождается тем, что уникальные взгляды и ассоциации каждого участника вносят вклад в содержание и структуру коллективной интеллект-карты, что ведет к более полному усвоению материала. Стадии творческого процесса составления коллективной интеллект-карты похожи на описанные ранее стадии составления индивидуальной творческой интеллект-карты. Основное различие состоит в том, что на сей раз процесс инкубации должен быть организован среди всех участников группы, и так, чтобы обеспечить его должную отдачу. Ниже описаны все семь основных стадий творческого процесса, осуществляемого группой майндмаперов. 1. Определение темы На этой стадии должна быть четко и кратко обозначена тема групповой работы, поставлены цели, и всем участникам группы предоставлена информация, которая может иметь отношение к предмету обсуждения. 2. Индивидуальная «мозговая атака» Каждый член группы должен потратить по меньшей мере один час на «извержение ассоциаций», а затем составление ревизионной интеллект-карты, снабженной базовыми порядковыми идеями в качестве надписей над главными ветвями. (Это эквивалентно стадиям 1 и 2 индивидуального творческого процесса с помощью интеллект-карт, описанным в главе 16) Рассматриваемый метод в корне отличается от традиционной «мозговой атаки», когда один человек выступает в роли руководителя группы, записывая ключевые идеи, предлагаемые членами группы, на флип-чарте[5], белой доске и т. п. Это на деле мешает работе, поскольку каждое озвученное перед всей группой слово или предложение ведет к использованию привычных ментальных паттернов, опосредованности потоков мыслей в мозгу участников, движущихся к тому же нередко в одном и том же направлении. В этом отношении традиционные групповые «мозговые атаки» игнорируют нелинейно-ассоциативные возможности индивидуального мозга, ведя к существенным потерям в том, что можно было бы получить, позволив каждому участнику направить прежде свою индивидуальную ментальную энергию на рассмотрение предмета изучения. 3. Обсуждение в малых группах Группа делится на подгруппы по три-пять человек. В каждой малой группе участники обмениваются своими идеями и дополняют свои индивидуальные интеллект-карты мыслями и ассоциациями других участников. На данную стадию рекомендуется выделять один час времени. Исключительно важно поддерживать позитивный рабочий настрой и принимать все предложения без исключения. Любая идея, высказанная членом группы, должна получать безоговорочную поддержку и приниматься всеми другими участниками. Необходимо создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый индивидуальный мозг, участвующий в групповой работе, имел стимул продолжать поиск идей по любой начатой ассоциативной цепи. Какое-нибудь звено в такой цепи может оказаться подлинным шагом вперед во взглядах на рассматриваемый вопрос, хотя его возникновению, быть может, положила начало исходно казавшаяся слабой, нелепой или вообще не относящаяся к делу мысль. 4. Создание первоначальной коллективной интеллект-карты Когда обсуждение в малых группах закончилось, группа готова приступить к составлению первоначальной коллективной интеллект-карты. Для начертания собственно интеллект-карты обычно используется доска очень большого размера или лист бумаги, соизмеримый с площадью стены. В работе по построению карты может участвовать либо вся группа, либо по одному опытному майндмаперу от каждой подгруппы; либо всю работу по начертанию карты может взять на себя один майндмапер, достаточно опытный и пользующийся доверием группы. Цвета и коды должны быть согласованы между всеми членами группы, чтобы обеспечивалась необходимая точность интерпретации. Первыми на карту наносятся базовые порядковые идеи в качестве главных ветвей, после чего – все без исключения идеи, Следуя уже знакомому принципу «любой идее – зеленый свет». Для «коллективного разума» составление интеллект-карты представляет собой ту же стадию работы, что и стадия 2 для индивидуального майндмапера, о которой шла речь в главе 16. 5. Инкубация Так же как и при составлении индивидуальной творческой интеллект-карты, важно дать возможность информации, содержащейся на коллективной интеллект-карте, «дойти» до каждого участника группы. И опять следует отметить, что процесс «мозговой атаки» силами группы при помощи интеллект-карт значительно отличается от традиционных методов, в которых погоне за идеями придается характер обмена мыслями в словесной форме и анализа идей в режиме нон-стоп, пока не будет достигнут результат. При подобном подходе используется лишь малая часть возможностей мозга, а результат оказывается еще меньше, поскольку из-за игнорирования столь многих естественных ментальных сил мозга оказываются невостребованными и синергетические связи, которые эти силы делят с теми немногими из них, что используются. 6. Вторая редакция После инкубации группе необходимо повторить стадии 2, 3 и 4, с тем чтобы после повторного пересмотра и интеграции идей получить вполне зрелый результат. Это подразумевает повторное «извержение ассоциаций» каждым членом группы, вторичное редактирование индивидуальных базовых интеллект-карт (содержащих как минимум главные ветви), обмен идеями, редактирование интеллект-карт, составленных в малых группах, и, наконец, составление второй коллективной интеллект-карты. Две готовые коллективные интеллект-карты могут теперь быть подвергнуты сравнению в качестве подготовки к финальной стадии. Интеллект-карта представляет собой коллективную интеллект-карту, созданную проектной командой из восьми менеджеров компании «Диджитал», в составе которой: Мэтью Пак, менеджер отдела микросистем; Томас Спинола, менеджер подразделения второй смены; Томас Салливан, менеджер бухгалтерского отдела; Крис Слабах, менеджер сервисной службы; Лорита Вильямс, менеджер; Ричард Колер, менеджер отдела специализированных кадров; Тони Байгония, менеджер сервисной службы; Ричард Рэгсдейл, менеджер сервисной службы. В течение пяти дней они работали над концепцией развития своей проектной команды. Результаты были самыми позитивными! 7. Анализ и принятие решения На этой стадии группа принимает важнейшие решения, ставит цели исходя из результатов работы, формирует план дальнейшей деятельности и т. п., используя методы, описанные в главе 12. Области применения коллективной интеллект-карты
Основными сферами применения коллективных интеллекткарт являются следующие; 1. Совместные творческие проекты. 2. Работа с памятью. 3. Групповое решение задач и анализ. 4. Групповое принятие решений. 5. Совместное управление проектами. 6. Групповая учеба.
Интеллект-карта, посвященная командной работе, составленная менеджерами Диджитал