Преимущества «семейных» интеллект-карт

1. «Семейные» интеллект-карты сохраняют все преимущества коллективных интеллект-карт, перечисленных в главе 17.

2. При использовании интеллект-карт для семейного сочинительства умножается творческий потенциал всех членов семьи.

3. Скорость освоения материала отдельными членами семьи и эффективность учебного процесса пропорциональны числу членов семьи.

4. На всем протяжении занятий с использованием интеллекткарт члены семьи активно участвуют в обсуждении материала, который изучают. Исследования показали, что активное обсуждение предмета изучения ведет к более эффективной обработке информации и более прочному запоминанию.

5. При использовании интеллект-карт знания по предмету реальным образом растут, поскольку доводятся до сознания без потерь, в отличие от случая стандартного, линейного аннотирования/конспектирования, когда информация имеет свойство выхолащиваться и распыляться.

6. У членов семьи, даже старшего поколения, возрастает способность к познаванию в новых для них отраслях знаний.

7. Учащиеся члены семьи демонстрируют большие успехи при подготовке и сдаче экзаменов в школе или вузе.

8. Что еще более важно, меняется само отношение к учебе. Через практику составления «семейных» интеллект-карт к членам семьи приходит осознание того, что учеба представляет собой удовольствие, а не бремя.

9. Используя интеллект-карты в качестве средства общения между членами семьи, огромное число людей способно воспитать в себе мотивацию к использованию интеллекткарт также для целей аннотирования/конспектирования.

10. «Семейные» интеллект-карт укрепляют внутренние узы семьи, поскольку каждый член семьи, активно содействуя удовлетворению интеллектуальных потребностей других членов семьи, делит с ними радость познания нового и радость творчества. Семья становится союзом друзей.

Интелект-карта, составленная по результатам семейной учебы двумя матерями, Линн Коллинз и Каро Эйр

«Семейные» интеллект-карты на практике

Во многих семьях, где вошло в привычку регулярно проводить учебные дни в кругу семьи, дети демонстрируют заметные успехи в учебе, выбиваясь порой в отличники, причем по всем предметам. Сходным образом у родителей становятся заметными успехи на работе, а также на курсах повышения квалификации.

Одна шведская семья, в которой двое родителей и трое детей, увлеклась семейными учебными днями настолько, что проводила в таких занятиях каждые выходные в течение шести месяцев. Дети, которые заметно улучшили свои отметки в школе, похвастались друзьям и знакомым об увлекательных занятиях, в которых их семья проводит выходные. Весть разнеслась стремительно, и вскоре родителей, о которых идет речь, буквально осаждали соседские дети с просьбой, чтобы им тоже разрешили участвовать!

Напутственные слова

В данной главе мы рассмотрели основные приложения, которые находит метод интеллект-карт в семейной жизни, и одновременно увидели, что этот метод естественным образом пересекается со сферой образования. В следующей секции книги мы выясним преимущества интеллект-карт в сфере образования, в частности, в таких областях, как написание сочинений, подготовка к экзаменам, преподавание, аннотирование книг, лекций, кино– и видеопродукции.

Секция В

Образование

Глава 22

МЫШЛЕНИЕ

В настоящей главе рассматриваются три основных применения интеллект-карт при изложении собственных мыслей в письменном виде, как, например, при подготовке и написании сочинений, экзаменационных работ, проектов и отчетов.

Написание сочинений

В то время как аннотирование книги или лекции подразумевает извлечение существенной информации из линейно изложенного материала с целью сгенерировать интеллект-карту, конспектирование при написании сочинения означает оформление информации о предмете сочинения в виде интеллект-карты с последующим ее использованием для построения линейной структуры.

• Как всегда, вам следует начинать интеллект-карту с центрального образа, в котором емко выражена тема сочинения.

• После этого следует подобрать подходящие базовые порядковые идеи, как описано в главах 9 и 13, для главных ветвей интеллект-карты, или основных разделов сочинения. На этой стадии следует уделять пристальное внимание правильной постановке вопросов или формулировке темы, поскольку здесь нередко прячутся ключи к определению базовых порядковых идей.

• Настройте себя на свободный полет мысли и включайте, сообразно с мыслями, приходящими вам в голову, в интеллект-карту новые порции информации и любые идеи, которые вы хотели бы выразить в своем сочинении. На число ветвей, отходящих от базовых порядковых идей (главных ветвей), никаких ограничений не накладывается. На этой стадии следует активно использовать коды (цветовые, символьные или их комбинации) для организации перекрестных ссылок или связей между различными сегментами интеллект-карты.

• Теперь подвергните свою интеллект-карту тщательному пересмотру и редакции, пока результат не удовлетворит вас.

• Приступайте к написанию первоначального варианта своего сочинения, используя интеллект-карту в качестве основы. Хорошо организованная интеллект-карта обеспечит вам четкое представление обо всех основных подразделах в вашем сочинении, ключевых идеях, подлежащих включению в него, а также связях между ними. На этой стадии следует писать с максимальной быстротой, пропуская любые «проблемные» места, будь то сложные понятия или грамматическое оформление. Внимание следует уделять в первую очередь непрерывности потока мыслей, памятуя о том, что к «проблемным» местам можно будет вернуться позднее, по аналогии с тем, как вы изучаете книгу.

• Если с вами случился «творческий кризис или тупик писателя», преодолеть его поможет составление дополнительной интеллект-карты. Во многих случаях подходящий центральный образ один в состоянии сыграть роль стартера для вашего «отказывающегося запускаться» мозга. При повторном захождении в тупик следует просто добавить ряд пустых ветвей, отходящих от уже существующих ключевых слов и образов, и «склонность к заполнению пустот», характерная вашему мозгу, сыграет свою роль, стимулируя новые ассоциации и продукты образного мышления. В таких случаях также полезно напомнить себе о безграничной ассоциативной способности вашего мозга и принимать во внимание все без исключения мысли, в особенности те, которые могли показаться вам поначалу «абсурдными». Творческий тупик будет преодолен, как только вы вполне осознаете, что причина его лежит не в какой-то неспособности вашего мозга, а нередко в подсознательной боязни потерпеть неудачу и также в незнании того, как функционирует мозг.

• Наконец, подвергните свою интеллект-карту окончательной ревизии и добавьте последние штрихи к своему сочинению, снабдив по мере необходимости перекрестными ссылками, добавьте в местах, где отстаиваете конкретную точку зрения, больше доказательств и цитат, расширьте и подкрепите дополнительными аргументами сделанные выводы.

Следует отметить, что интеллект-карты, о которых идет здесь речь, призваны заменить нередко объемный вспомогательный материал, оформленный в виде линейных тезисов, который многие учащиеся готовят перед тем, как приступить к написанию собственно сочинения. Метод интеллект-карт предлагает составление одной интеллект-карты и не отнимающего много времени первоначального варианта сочинения вместо по меньшей мере двадцати страниц вспомогательных тезисов и двух-трех черновых редакций. Также хотелось бы отметить, что электронный текстовый редактор является прекрасным дополнением к методу интеллект-карт в этом случае, поскольку предоставляет дополнительные возможности и гибкость в редактировании текста. Сходным образом компьютерная программа «Mind Map Plus» («Редактор интеллект-карт», см. главу 28) является превосходным помощником при написании сочинений.

Учащиеся школ и студенты вузов, которые регулярно сдают экзамены, могут счесть полезным для себя писать каждое свое сочинение, ограничивая время, симулируя, таким образом, условия написания письменного ответа на экзамене. Такой подход имеет особенно высокую отдачу при подготовке себя к конкурентной борьбе за звание лучшего, когда требуется подготовить свой мозг к отличной работе даже в условиях жесточайшего прессинга (см. историю Эдварда Хьюза в книге Тони Бьюзена «Научи себя думать» , глава 1).

Интеллект-карты на иллюстрациях XII – XIII – XIV на цветной вклейке составлены шведскими школьниками Карен Шмидт, Катариной Найман и Томасом Энскогом при написании сочинений на следующие темы, соответственно: спорт, культура Швеции, компьютеры.

Вот какие впечатления остались у Катарины от составления интеллект-карт:

Чем дальше я продвигалась в составлении интеллект-карты, тем больше новых идей приходило мне в голову, и чем больше, тем смелее и оригинальнее они становились. Я поняла, что интеллект-карта в принципе бесконечна.

Только человек, которого я очень уважаю, урчащий от голода желудок и сильнейшая жажда могли оторвать меня от составления интеллект-карт!

Указанные интеллект-карты, две из которых на шведском языке, демонстрируют лишний раз универсальность языка интеллект-карт.

Сдача экзаменов

Аннотируя лекции с помощью интеллект-карт на всем протяжении семестра и подвергая их ревизии через рекомендуемые промежутки времени, вы оказываетесь более чем готовыми к сдаче экзамена. Все, что вам нужно для перевода ваших превосходных знаний в превосходный же ответ на экзамене,– это правильный подход.

• Первым делом следует внимательно прочесть экзаменационное задание, отбирая вопросы, соответствующие оценке, на которую вы претендуете, сопровождая отбор составлением мини-интеллект-карт, в которых вы фиксируете мысли, приходящие вам в голову по прочтении каждого вопроса.

• Затем вам предстоит решить, в каком порядке вы собираетесь отвечать на отобранные вами вопросы и сколько времени посвятите на подготовку каждого.

• Не поддаваясь соблазну немедленно начать подготовку ответа на первый вопрос, используйте прием «извержения ассоциаций» в отношении всех вопросов, на которые намереваетесь ответить. В результате ваш мозг окажется снабженным прочными ассоциативными связями с каждым из вопросов на протяжении всего экзамена, невзирая на то, на какой вопрос вы отвечаете в конкретный момент времени,

• Теперь возвращайтесь к первому вопросу и посвятите ему отдельную интеллект-карту, которая станет остовом вашего ответа. Центральный образ должен был «созреть» уже на первом шаге (см. выше), главные же ветви станут основными пунктами вашего ответа. Ответвления от главных ветвей становятся основой для наполнения каждого пункта содержанием, соответствуя, например, объему одного абзаца текста.

• По мере того как готовится ответ, вы, быть может, обнаружите, что имеется возможность снабдить ваш ответ перекрестными ссылками, а выводы, венчающие ответ, дополнить своими собственными мыслями. Составленный таким образом ответ продемонстрирует экзаменатору, что вы в полной мере владеете информацией по предмету, а также ваше умение анализировать, структурировать, интегрировать информацию и оперировать перекрестными ссылками, а также способность предлагать собственные оригинальные идеи по предмету. Иными словами, вас ждет высшая оценка!

• Интеллект-карта на иллюстрации XV на цветной вклейке одна из сотен, составленных учащимся по имени Джеймс Ли. Он использовал их для сдачи экзаменов на право перехода в старшие классы. В возрасте 15 лет Джеймс из-за болезни был вынужден не посещать школу на протяжении целых шести месяцев, и ему было предложено остаться на второй год, поскольку на горизонте маячили экзамены за базовую среднюю школу Джеймс все же убедил учителей разрешить ему попытать счастья и с того момента стал заядлым майндмапером, посвящая свои интеллект-карты всему, что только попадалось ему на глаза! За три месяца он нагнал своих одноклассников и из десяти экзаменов получил семь «отлично» и три «хорошо». Интеллект-карту на иллюстрации XV он составил на экзамене по истории, посвятив ее причинам второй мировой войны.

Проектные работы и отчеты

Задача написания проектных работ или отчетов, объем которых варьируется от нескольких страниц до многих десятков страниц докторской диссертации, также может быть значительно упрощена благодаря интеллект-картам.

Проектная работа может включать обширный материал исследований, а также отчет о результатах, который предстоит представлять в письменной или устной форме, однако подход к написанию таковой является в основном аналогичным тому, что используется при написании сочинений и экзаменационных изложений.

Как в любой учебной задаче, в качестве первого шага следует решить, какой объем материала вы собираетесь проработать в заданный срок. Подобные ориентиры по срокам и объему работы одинаково важны как в долгосрочных, так и краткосрочных проектах.

Затем, во время стадии реализации, вы можете использовать интеллект-карты для аннотирования литературных источников, написания отчета по результатам работы, организации собственных идей по мере их возникновения и формирования основы для итоговой письменной или устной презентации. (Подробнее о подготовке презентаций на основе интеллект-карт см. главу 26.)

Так же как сочинениям и экзаменационным изложениям, написанным при помощи интеллект-карт, созданным на аналогичной основе проектным работам и отчетам свойственны более ясная структура, четкая тематическая направленность, более высокий творческий потенциал и оригинальность.

Примеры проектных работ, подготовленных с помощью интеллект-карт

Интеллект-карта на иллюстрации XI на цветной вклейке иллюстрирует один из результатов проекта, реализованного компанией «Ай-би-эм» совместно с подразделением, созданным в рамках осуществления правительственной программы молодежного образования Великобритании. Целью интеллект-карты было выявить наиболее эффективные пути молодежного образования. Общая характеристика таких путей, представленная на интеллект-карте, была признана столь удачной, что была включена в соответствующее руководство, разработанное по результатам проекта, наравне со многими другими интеллект-картами.

Другой пример касается шестнадцатилетней американской школьницы по имени Лана Израэл, ставшей весьма известной после того, как вышла в свет ее книга «Тайны мозга для детей, или Как сразу стать гением» , написанная в соавторстве с Тони Бьюзеном.

Путь к славе у Ланы начался в средней школе Хайлендс Оукс округа Дейд, Флорида, когда она приняла участие в конкурсе школьных научно-исследовательских работ.

Познакомившись к тому времени с методом интеллект-карт и всерьез увлекшись им, Лана избрала в качестве темы своего проекта влияние интеллект-карт на способность к учебе. Она решила провести ряд экспериментов на тему эффективности памяти и развития творческих возможностей, избрав в качестве испытуемых своих одноклассников. Как любой хороший исследователь, она разделила их на две группы: сделав одну экспериментальной, а другую – контрольной, после чего сравнивала результаты проводимых ею в двух группах тестов.

Группа одноклассников, использовавших интеллект-карты, продемонстрировала значительный прогресс в учебе, и в результате, по показателям научной достоверности и творческому потенциалу, проект Ланы занял первое место в упомянутом конкурсе, проводимом среди школ округа. Став победительницей, она получила путевку на аналогичный конкурс, в котором соревновались лучшие школьные работы 42 штатов страны, и заняла на нем второе место.

Чуть позднее Аманда Морган-Хаган, одна из прежних учительниц Ланы, пригласила ее на VIII Всемирную конференцию учителей, работающих с одаренными студентами, проводимую в Сиднее (Австралия). Вот что сказала по этому поводу Аманда Морган-Хаган: «Лана показала мне свою работу, и я подумала, что было бы прекрасно доложить о ее работах на конференции. Это явно заслуживало внимания преподавателей всего мира».

После своего выступления, для подготовки и в ходе которого она использовала интеллект-карты, Лана мгновенно стала знаменитостью. Она появилась на национальном телевидении, неоднократно выступила по радио и дала не одно интервью популярным ежедневным газетам. Ее книга «Тайны мозга для детей или Как сразу стать гением» приобрела широкую известность, и она получила несколько сотен писем от людей, желающих узнать больше на эту тему. Одну из интеллект-карт Ланы смотри здесь.

Что зародилось как школьный научно-исследовательский проект, стало тем, в чем Лана видит главную цель своей будущей работы. Вот ее комментарий: «Интеллект-карты дали мне очень много, и я хочу поделиться своими знаниями с другими. Я хочу изменить лицо образования во всем мире». Джон Скалли, начальник отдела компании «Эппл компьютерс», считает, что посредством интеллект-карт «Лана изменит мир».

Преимущества интеллект-карт при подготовке презентаций и выполнении письменных работ

• Они позволяют избавиться от стресса и неудовлетворенности собой, в основе которых лежит неорганизованность информации, а также от страха перед неудачей и от «творческих тупиков писателя».

• Дают возможность в полной мере использовать ассоциативные «крючки», позволяющие приобретать новые знания и генерировать идеи, и помогают в полной мере проявить ваш творческий потенциал и оригинальность мышления.

• Они позволяют значительно сократить время, требуемое на подготовку, структуризацию и редактирование презентации или письменной работы.

• Они обеспечивают вам непрерывный контроль над аналитическим и творческим процессом.

• Обеспечивают создание тематически отточенных, добротных презентаций, сочинений, проектных работ и отчетов.

Напутственные слова

Как ясно демонстрирует история Ланы Израэл, студент, который умеет учиться, естественным образом эволюционирует в хорошего учителя. В следующей главе вы узнаете, какими разнообразными способами интеллект-карты способны помочь тем, чье основное занятие – учить других.

Глава 23

ПРЕПОДАВАНИЕ

В настоящей главе в новом свете представляется роль учителей и рассматривается, каким образом интеллект-карты способны сделать преподавание занимательным и эффективным.

Роль учителей

Работа учителя рассматривается как одна из важнейших профессий на свете, поскольку учителя имеют дело с тем, что большинство ценит превыше всех богатств, – человеческим интеллектом. В свете того факта, что мозг функционирует посредством синергетического построения сложных систем знания на основе уже имеющегося, роль учителей приобретает еще большее значение. Если базовые знания непрочны, то чем большую систему знаний учащийся строит на таком фундаменте, тем более вероятно, что с течением времени построенное им здание рухнет. Как ни печально, но в таких случаях даже многократно умноженные усилия, направленные на то, чтобы наверстать упущенное, к желаемому результату не приводят.

В связи с этим чрезвычайную важность приобретает то, чтобы все учителя поняли: первое, что они должны донести до своих учеников, – это важность ментальной грамотности, умения учиться, – и учить навыкам этого следует наравне с тремя столпами образования – чтением, письмом и счетом.

Чтобы достигнуть цели ментальной грамотности, мозгу нужно соответствующее средство. Интеллект-карта и является таким средством.

Развивающийся мозг

Когда человеческий мозг впервые узнает, как применять интеллект-карты?

«Когда его этому научили», – можете ответить вы.

Правильный же ответ таков: «В момент (а возможно, и раньше), когда он рождается на свет!»

Подумайте над тем, как развивается мозг ребенка, особенно с точки зрения приобретения им навыков речи. Одно из первых слов, которое произносит ребенок, – это слово «мама». Почему «мама»? Потому что «мама» – это центр интеллекткарты! От этого слова (и образа!) для ребенка, как лучи, исходят такие понятия, как любовь, пища, тепло, защита, транспорт, воспитание.

Таким образом, ребенок инстинктивно оперирует своеобразными внутренними интеллект-картами от момента, как он родился, и всю свою жизнь, строя свои знания вокруг центроврадиантов в виде нескончаемых и густо переплетенных ассоциативных ветвей, являющихся затем, в зрелом возрасте, тем, что называют багажом знаний, интеллектуальным капиталом.

Учителю необходимо следить за тем, чтобы эта сетевидная структура интеллекта его учеников постоянно получала подпитку – как залог его нескончаемого развития. Кроме того, ему следует научить их оперировать внешним отражением этой структуры, коим является интеллект-карта.

Наши рекомендации