Методы принятия решений в организации
«Рассматривая процессы принятия решений, следует учитывать два момента. Первый заключается в том, что принимать решения, как правило, сравнительно легко. Все, что при этом делает человек, сводится к выбору направления действий. Трудно принять хорошее решение. Второй момент состоит в том, что принятие решений - это психологический процесс. Все мы по опыту знаем, что поведение человека не всегда логично. Иногда нами движет логика, иногда - чувства. Поэтому неудивительно, что способы, используемые руководителем для принятия решений, варьируют от спонтанных до высокологичных. Рациональный подход к принятию решений описан ниже, но здесь важно помнить, что руководитель находится под воздействием таких психологических факторов, как социальные установки, накопленный опыт и личностные ценности7.
Выполняя свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь поставленной задачи4.
В теории принятия управленческих решений используются разнообразные методы. Существует крупная классификация методов принятия решений.
Организационно-распорядительные методы – методы прямого воздействия, которые основаны на дисциплине, власти, ответственности, принуждении. Они делятся на 2 вида: организационно-стабилизирующие и методы распорядительного воздействия.
Организационно-стабилизирующие методы в свою очередь делятся еще на 3 вида:
- методы организационного регламентирования. К ним относятся различные документы, регламентирующие работу какой-либо фирмы, т. е. устанавливают основные регламенты функционирования системы: соотношение между управляемой и управляющей подсистемами, определяют порядок функционирования самой системы и ее элементов, их подчиненность, закрепляет определенные функции. Например, устав акционерного общества. Положения об отделах закрепляют за ними определенные функции, а также обеспечивают соподчиненность одних служб другим. К этой же группе относятся должностные инструкции, которые также закрепляют соподчиненность, связи и обязанности руководителей и рядовых исполнителей.
- методы организационного нормирования. Эти методы служат основой производственных процессов и процессов управления. Методы организационного нормирования также делятся на более мелкие группы.
- номенклатурно-классификационные нормативы. К ним можно отнести номенклатурно-классификационный справочник, применяемый в бухгалтерском учете. Основное его назначение - присвоение каждому виду сырья, комплектующих своего кода, что облегчает их учет;
- организационно-технические нормативы. В качестве организационно-технических нормативов можно выделить применяемые на предприятии ГОСТы, сертификаты соответствия качества продукции требуемому уровню качества;
- оперативно календарные нормативы. Из оперативно-календарных нормативов применяются положение о схеме документооборота, порядок выписки, получения и оплаты товаров и т. д.
- организационно-структурные нормативы: положение об организационной структуре компании, ОСУП, штатное расписание.
- административно-организационные. К административно-организационным можно отнести правила внутреннего трудового распорядка, правила предоставления отпуска, выхода на пенсию и т.д.
- методы методического инструктирования. К методам методического инструктирования относится положение об учетной политике и ведении бухгалтерского учета на АО, которое определяет порядок и перечень используемых счетов бухгалтерского учета, порядок определения объема реализации и т.д. Сюда же можно отнести отраслевые методические рекомендации по планированию, учету себестоимости продукции в торговле, различные инструкции о порядке уплаты налогов, о безналичных расчетах, о порядке ведения кассовых операций в РФ и т.д.
Методы распорядительного воздействия применяются дополнительно к методам организационно-стабилизирующего воздействия. Это оперативные методы с коротким временным периодом. Они действуют в динамике развития системы. Главная задача этих методов - приведение объекта управления в оптимальный режим функционирования при отклонениях от необходимого состояния. К ним относятся различные приказы, например о приеме на работу или увольнении, приказ о предоставлении отчета о проделанной работе и т.д.
Экономические методы управления – основываются на возможности использования экономических отношений элементов социально-экономической системы в целях ее более эффективного использования, функционирования и развития.
Под экономическими методами управления понимают совокупность способов воздействия на экономические (материальные) интересы объекта управления (работника). Материальный интерес выступает как мотивационный фактор.
Механизмы осуществления экономических методов могут быть различными. Одной из эффективных форм проведения этой группы методов жизнь могут быть хозрасчетные отношения.
Социально-психологические методы – учитывают социальные и психологические статусы людей, которые определяют их формальные роли в структуре и процессах управления.
Социально-психологические методы составляют третью и последнюю крупную группу методов в классификации. Под ними понимают группу методов, направленную на совокупность социальных интересов и психологических особенностей личности (работника). Таким образом, эти методы воздействуют на социальные процессы, протекающие в трудовых коллективах и межличностные отношения и связи.
Из социальных методов управления большая их часть обусловлена государственными гарантиями (продолжительность труда, установление пенсионного возраста).
К психологическим методам можно отнести, например выступления генерального директора перед управленческим персоналом с целью подтолкнуть к достижению определенных результатов, поощрения руководителя за хорошо выполненную работу, т.е. методы психологической мотивации.
Помимо данной классификации методов принятия решений выделяют также аналитические, статистические, математического программирования, активизирующие, ситуационные методы сценариев и ряд других методов.
Аналитические методы основаны на работе руководителя или специалиста с набором аналитических зависимостей. Эти зависимости определяют соотношение между условиями выполнения задачи и ее результатами в виде формул, графиков, логических соотношений. В деятельности организации имеется много типовых зависимостей, имеющих объективный характер:
- зависимость между спросом и предложением;
- зависимость жизненного цикла продукции от времени;
- зависимость производительности труда от квалификации персонала;
- зависимость стиля управления от характера деятельности компании;
- зависимость качества управленческих решений от полноты и ценности информации.
Большой набор эффективных зависимостей является ценным ресурсом и обычно объявляется конфиденциальной информацией конкретной организации.15
Статистические методы основаны на использовании информации о прошлом удачном опыте ряда организаций для разработки и реализации управленческих решений. Необходимые для статистических методов данные могут быть получены как по результатам реальных действий, так и путем статистического моделирования (т.е. выработанных искусственно).
Математический метод (метод математического программирования) позволяет рассчитать лучший вариант управленческого решения по заданным критериям оптимальности. На базе математических соотношений соответствующая компьютерная программа позволяет либо разработать новое решение, либо выбрать подходящее из набора альтернативных решений.
Метод математического программирования хорошо работает при наличии четко сформулированной цели.
Решение ряда сложных управленческих проблем характеризуется тем, что многие из переменных, входящих в проблему, носят качественный, символический характер, или характер общих соображений, решение этих проблем в большинстве случаев основано на применении эвристических методов решения.15
Активизирующие методы имеют несколько вариантов практического использования. 6К активизирующим методам относятся две группы методов:
- методы психологической активизации;
- методы подключения новых интеллектуальных источников.
К психологическим методам относятся конференции идей; методы мозговой атаки; метод Дельфи; методы вопросов и ответов.
Методы подключения новых интеллектуальных источников основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под контролем высококвалифицированного специалиста или искусственного интеллекта.
Метод конференции идей основан на стимулировании процесса мышления на:
- уровне сознания. Базовые правила проведения конференции идей состоят в следующем:
- запрещается любая критика;
- ограничивается число участников (4-12 человек);
- формулируется 1-2 независимые друг от друга задачи;
- ограничивается время обсуждения (30-50 минут);
- ведется запись всех без исключения предложений.
Метод мозговой атаки основан на стимулировании мышления на уровне подсознания. Считается, что подсознание является неиссякаемым источником неосознанного появления блестящих идей. Базовые правила проведения мозговой атаки примерно такие же, как и в методе конференции идей. Отличия проявляются в сущности метода - решении двух задач:
- генерирования новых идей;
- анализ и оценка предложенных идей.
Наиболее сложным и длительным по времени является использование метода Дельфи. 13Этот метод не предполагает, что членам группы придется встречаться друг с другом лицом к лицу. Он характеризуют следующие шаги:
- определяется проблема; членов группы просят дать возможные решения посредством ответа на тщательно составленную анкету;
- каждый член группы анонимно и независимо отвечает на первую анкету;
- результаты первой анкеты собираются в центре, расшифровываются и обобщаются;
- каждый член группы получает копию результатов;
- после просмотра результатов экспертов просят снова дать свои решения. Как правило, даются новые варианты решений или появляются изменения в первоначальной позиции;
- указанные шаги повторяются так часто, как это необходимо, пока не достигается консенсус.
Преимущество метода - независимость мнения экспертов, находящихся в пространственном отдалении друг от друга.
Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлении набора вопросов, ответы на которые могут сформировать новый подход к решаемой проблеме. Активизирующие вопросы для данного метода должны быть хорошо продуманы и составлены таким образом, чтобы они позволяли найти новые направления решения по поставленной задаче.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принятие управленческих решений является важнейшим фактором в деятельности каждой организации.
Управленческое решение всегда принимается в условиях большей или меньшей неопределенности его последствий.
На процесс принятия управленческих решений влияют такие факторы как: личностные качества руководителя; количество времени у руководителя на принятие решения; среда принятия решений, т.е. уровень определенности, с которым можно прогнозировать результат; информационные ограничения; поведенческие ограничения, т.е. факторы, которые затрудняют межличностные и внутриорганизационные коммуникации, влияют на принятие решений.
Принятие решения – это процесс выбора способа действий, направленный на разрешение проблемы или использование возможности. Принятие решения подразумевает следующие этапы:
- диагностика проблемы;
- формулировка ограничений и критериев принятия решения;
- определение альтернатив;
- оценка альтернатив;
- выбор альтернативы;
- реализация принятого решения.
В менеджменте существует множество различных методов принятия решений. Методы принятия решений – это прием практической реализации задач. Существует основная группа методов принятия решений, это: организационно-распорядительные методы, основанные на власти, дисциплине, ответственности, принуждении; экономические, основанные на совокупности способов воздействия на экономические (материальные) интересы объекта управления; и социально-психологические методы, которые учитывают социальные и психологические статусы людей, которые определяют их формальные роли в структуре и процессах управления. Таким образом, основная специфика этих методов – взаимодействие между людьми. Методы принятия решений в организации:
- органически связаны с целевым назначением вида управленческой деятельности;
- всегда направлены на объект управления;
- выражают управленческое воздействие субъекта власти на соответствующий объект.
Решение — одна из центральных составляющих процесса управления организацией. Эффективность принимаемых руководством организации решений во многом определяет эффективность ее функционирования. Решение может рассматриваться как организационный акт, как один из основных этапов процесса управления, как интеллектуальная задача, как процесс управляющего воздействия на управляемую подсистему.
Таким образом, оптимальное управленческое решение – это такое решение, последствия которого максимально приближаются к желаемым результатам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Брасс А. А. Основы менеджмента.- Минск, 2000.- С.79.
2) Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.4-е изд, - М.: Экономистъ, 2006. — С.137.
3) Герчикова И.Н. Менеджмент. -М.: ЮНИТИ-Дана, 4-е изд., перераб и доп.-2010- С.145
4) Голубков Е.П. Какое принять решение? -М.: Экономика, 2000. С.88.
5) Гроув С. Эндрю Высокоэффективный менеджмент.-М.: 1996/ перераб и доп - М.: Экономика, 2002– С74- 80.
6) Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений. Учеб пособие 5-е изд. -М.: Русская деловая литература, 2001. – С.91.
7) Кохно П.А. / Микрюков В.А./ Коморов С.Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2001. – С.176
8) Кузнецов Ю.В. Основы менеджмента.-СПб.: ОЛБИС, 2001. – С.92-97.
9) Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. Москва: Патент, 2006.-С. 87-95.
10) Любимова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху.-М.: 2006. – С.215.
11) Макаров С.Ф. Менеджер за работой.-М.: 2006. –54-56 с.
12) Мескон А. Основы менеджмента: 4-е изд., перераб. и доп .-М.:ЮНИТИ-ДАНА.-2005- 56с.
13) Мильнер Б.З. Теория организации : Учеб. :- 2-е изд., перераб. и доп. -М. : ИНФРА-М, 2002. — С. 339.
14) Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.215.
15) Смирнов Э.А. Управленческие решения.- М.: ИНФРА М, 2001. –С.140-144 с.
2 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.4-е изд, - М.: Экономистъ, 2006.-С.137.
5 Герчикова И.Н. Менеджмент. -М.: ЮНИТИ-Дана, 4-е изд., перераб и доп.-2010- С.145
15 Смирнов Э.А. Управленческие решения.- М.: ИНФРА М, 2001. –С.140-144 с.
15 Смирнов Э.А. Управленческие решения.- М.: ИНФРА М, 2001. –С.140-144 с.
5 Гроув С. Эндрю Высокоэффективный менеджмент.-М.: 1996/ перераб и доп - М.: Экономика, 2002– С74- 80.
9 Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. Москва: Патент, 2006.-С. 87-95.
1 Брасс А. А. Основы менеджмента.- Минск, 2000.- С.79.
1 Брасс А. А. Основы менеджмента.- Минск, 2000.- С.79.
1 Брасс А. А. Основы менеджмента.- Минск, 2000.- С.79.
12 Мескон А. Основы менеджмента: 4-е изд., перераб. и доп .-М.:ЮНИТИ-ДАНА.-2005- 56с.
12 Мескон А. Основы менеджмента: 4-е изд., перераб. и доп .-М.:ЮНИТИ-ДАНА.-2005- 56с.
1 Брасс А. А. Основы менеджмента.- Минск, 2000.- С.79.
13 Мильнер Б.З. Теория организации : Учеб. :- 2-е изд., перераб. и доп. -М. : ИНФРА-М, 2002. — С. 339.
13 Мильнер Б.З. Теория организации : Учеб. :- 2-е изд., перераб. и доп. -М. : ИНФРА-М, 2002. — С. 340.
10 Любимова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху.-М.: 2006. – С.215.
11 Макаров С.Ф. Менеджер за работой.-М.: 2006. –54-56 с.
14 Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.215.
13 Мильнер Б.З. Теория организации : Учеб. :- 2-е изд., перераб. и доп. -М. : ИНФРА-М, 2002. — С. 339.
8 Кузнецов Ю.В. Основы менеджмента.-СПб.: ОЛБИС, 2001. – С.92-97.
13 Мильнер Б.З. Теория организации : Учеб. :- 2-е изд., перераб. и доп. -М. : ИНФРА-М, 2002. — С. 339.
15 Смирнов Э.А. Управленческие решения.- М.: ИНФРА М, 2001. –С.140-144 с.
15 Смирнов Э.А. Управленческие решения.- М.: ИНФРА М, 2001. –С.140-144 с.
7 Кохно П.А. / Микрюков В.А./ Коморов С.Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2001. – С.176
4 Голубков Е.П. Какое принять решение? -М.: Экономика, 2000. С.88.
15 Смирнов Э.А. Управленческие решения.- М.: ИНФРА М, 2001. –С.140-144 с.
15 Смирнов Э.А. Управленческие решения.- М.: ИНФРА М, 2001. –С.140-144 с.
6 Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений. Учеб пособие 5-е изд. -М.: Русская деловая литература, 2001. – С.91.
13 Мильнер Б.З. Теория организации : Учеб. :- 2-е изд., перераб. и доп. -М. : ИНФРА-М, 2002. — С. 339.