Тема 11. Деятельность и общение

1. Понятие общения, его функции и структура.

2. Основные средства общения.

3. Сущность деятельности, ее структура и основные виды.

4. Практическая часть (тест «Определение стиля делового общения»).

Тест «Определение стиля делового общения»

Выделяют четыре основных стиля делового обще­ния партнера при проведении переговоров. Вам предлагается определить свой собственный стиль с помощью следующего теста.

Инструкция: внимательно ознакомьтесь с представленными ниже утверждениями (всего их— 40 пар). Из каж­дой пары необходимо выбрать одно утверждение — то, которое, как вы считаете, наиболее соответствует вашему поведению. Обратите внимание на то, что ни одна пара не должна быть пропущена. Тест постро­ен таким образом, что ни одно из приведенных ниже утверждений не является ошибочным.

Текст опросника

1. Я люблю действовать.

2. Я работаю над решением проблем систематичес­ким образом.

3. Я считаю, что работа в командах более эффектив­на, чем на индивидуальной основе.

4. Мне очень нравятся различные нововведения.

5. Я больше интересуюсь будущим, чем прошлым.

6. Я очень люблю работать с людьми.

7. Я люблю принимать участие в хорошо организо­ванных встречах.

8. Для меня очень важными являются окончательные сроки.

9. Я против откладываний и проволочек.

10.Я считаю, что новые идеи должны быть проверены прежде, чем они будут применяться на практике.

11.Я очень люблю взаимодействовать с другими людь­ми. Это меня стимулирует и вдохновляет.

12.Я всегда стараюсь искать новые возможности.

13.Я сам люблю устанавливать цели, планы и т. д.

14.Если я что-либо начинаю, то доделываю это до конца.

15.Обычно я стараюсь понять эмоциональные реак­ции других.

16.Я создаю проблемы другим людям.

17. Я надеюсь получить реакцию других на свое пове­дение.

18. Я нахожу, что действия, основанные на принци­пе «шаг за шагом», являются очень эффектив­ными.

19. Я думаю, что хорошо могу понимать поведение и мысли других.

20. Я люблю творческое решение проблем.

21. Я все время строю планы на будущее.

22. Я восприимчив к нуждам других.

23. Хорошее планирование — ключ к успеху.

24. Меня раздражает слишком подробный анализ.

25. Я остаюсь невозмутимым, если на меня оказывают давление.

26. Я очень ценю опыт.

27. Я прислушиваюсь к мнению других.

28. Говорят, что я быстро соображаю.

29. Сотрудничество является для меня ключевым сло­вом.

30. Я использую логические методы для анализа аль­тернатив.

31. Я люблю, когда одновременно у меня идут разные проекты.

32. Я постоянно задаю себе вопросы.

33. Делая что-либо, я тем самым учусь.

34. Я полагаю, что я руководствуюсь рассудком, а не эмоциями.

35. Я могу предсказать, как другие будут вести себя в той или иной ситуации.

36. Я не люблю вдаваться в детали.

37. Анализ всегда должен предшествовать дейст­виям.

38. Я способен оценить климат в группе.

39. У меня есть склонность не заканчивать начатые дела.

40. Я воспринимаю себя как решительного человека

41. Тема 11. Деятельность и общение - student2.ru Тема 11. Деятельность и общение - student2.ru Тема 11. Деятельность и общение - student2.ru Я ищу такие дела, которые бросают мне вызов.

42. Я основываю свои действия на наблюдении и фак­тах.

43. Я могу открыто выразить свои чувства.

44. Я люблю формулировать и определять контуры новых проектов.

45. Я очень люблю читать.

46. Я воспринимаю себя как человека, способного интенсифицировать, организовать деятельность других.

47. Я не люблю заниматься одновременно нескольки­ми вопросами.

48. Я люблю достигать поставленных целей.

49. Мне нравится узнавать что-либо о других людях.

50. Я люблю разнообразие.

51. Факты говорят сами за себя.

52. Я использую свое воображение, насколько это воз­можно.

53. Меня раздражает длительная, кропотливая работа.

54. Мой мозг никогда не перестает работать.

55. Важному решению предшествует подготовитель­ная работа.

56. Я глубоко уверен в том, что люди нуждаются друг в друге, чтобы завершить работу.

57. Я обычно принимаю решение, особо не задумываясь.

58. Эмоции только создают проблемы.

59. Я люблю быть таким же, как другие.

60. Я не могу быстро прибавить два к двум.

61. Я примеряю свои новые идеи к людям.

62. Я верю в научный подход.

63. Я люблю, когда дело сделано.

64. Хорошие отношения необходимы.

65. Я импульсивен.

66. Я нормально воспринимаю различия в людях.

67. Общение с другими людьми значимо само по себе.

68. Я люблю, когда меня интеллектуально стимули­руют.

69. Я люблю организовывать что-либо.

70. Я часто перескакиваю с одного дела на другое.

71. Общение и работа с другими являются творческим процессом.

72. Самоактуализация является крайне важной для меня.

73. Мне очень нравится играть идеями.

74. Я не люблю попусту терять время.

75. Я люблю делать то, что у меня получается.

76. Взаимодействуя с другими, я учусь.

77. Абстракции интересны для меня.

78. Мне нравятся детали.

79. Я люблю кратко подвести итоги, прежде чем прий­ти к какому-либо умозаключению.

80. Я достаточно уверен в себе.

Обработка результатов

С помощью приведенного ниже «ключа» подсчитайте количество баллов по каждому стилю (каждый выбор в паре равен 1 баллу). Тот стиль, по которому вы набрали наибольшее количество баллов (сумма баллов по каждому из стилей не может быть более 20), наиболее предпочтителен для вас. Если вы набрали одинаковое количество баллов по нескольким стилям — значит, они присущи вам в равной степени.

Стиль 1: 1, 8, 9, 13, 17, 24, 26, 31, 33, 40, 41, 48, 50, 53, 57,63,65, 70, 74, 79;

Стиль 2: 2, 7, 10, 14, 18, 23, 25, 30, 34, 37, 42, 47, 51, 55, 58, 62, 66, 69, 75, 78;

Стиль 3: 3, 6, 11, 15, 19, 22, 27, 29, 35, 38, 43, 46, 49, 56, 59, 64, 67, 71, 76, 80;

Стиль 4: 4, 5, 12, 16, 20, 21, 28, 32, 36, 39, 44, 45, 52, 54, 60, 61, 68, 72, 73, 77.

Стиль 1 — основное внимание уделяется действи­ям (ориентация на действия).

Для людей этого стиля характерно обсуждение: результатов; конкретных вопросов; поведения; продук­тивности; эффективности; продвижения вперед; ответ­ственности; подтверждений; опыта; препятствий; дос­тижений; изменений; решений.

Эти люди:

• прагматичны;

• прямолинейны;

• часто взволнованы;

• решительны;

• быстры (переключаются с одного вопроса на другой);

• энергичны (что порой составляет проблему для партнера).

Стиль 2 — основное внимание уделяется процес­су (ориентация на процесс).

Для людей этого стиля характерно обсуждение: фактов; процедурных вопросов; планирования; органи­зации; контролирования; проверки; апробирования; анализа; наблюдений; доказательств; деталей

Эти люди:

• ориентированы на систематичность, последовательность;

• причинно-следственные связи;

• честны;

• многословны;

• мало эмоциональны;

• тщательны;

• методичны.

Стиль 3 — основное внимание уделяется человеческим взаимоотношениям, проблемам (ориентация на людей).

Для людей этого стиля характерно обсуждение людей в целом; человеческих нужд; человеческих мотивов; работы в команде; проблем общения; чувств; «духа работы в команде»; понимания; саморазвитии восприимчивости; осознанности; сотрудничества; убеждений; ценностей; ожиданий; отношений.

Эти люди:

• спонтанны;

• сопереживающие;

• теплые;

• психологически ориентированы;

• эмоциональны;

• восприимчивы;

• чувствительны.

Стиль 4 — основное внимание уделяется проблемам развития и преобразования (ориентация на усовершенствование).

Для людей этого стиля характерно обсуждение концепций; нововведений; творческого подхода; возможностей; вероятностей; больших планов; различных вопросов; что происходит нового в данной области, взаимозависимости; новых путей; новых методов; улучшений; проблем; потенциала; альтернатив.

Эти люди:

• с хорошим воображением;

• харизматичны;

• порой их сложно понимать;

• эгоцентричны;

• мало реалистичны;

• творчески настроены;

• полны идей;

• оказывают стимулирующее влияние на других.

Как лучше строить деловое общение, если:

1.Ваш партнер принадлежит к людям стиля 1:

· прежде всего сконцентрируйте внимание на результатах (сформулируйте заключение сразу после изложения позиции);

· сформулируйте ваши предложения (при этом не предлагайте слишком много альтернатив);

· будьте, по возможности, кратки;

· подчеркните практическую направленность ваших предложений;

· используйте визуальные средства (графики, схемы, таблицы и т. п.).

2.Ваш партнер принадлежит к людям стиля 2:

· будьте точны (опирайтесь на факты);

· в своем выступлении используйте следующий ло­гический порядок: предыстория вопроса; совре­менное его состояние; предполагаемый исход;

· разбейте ваши рекомендации на составные части;

· предлагая альтернативы, укажите положительные и отрицательные последствия их принятия;

· не торопите вашего партнера;

· упорядочите ваши предложения (1, 2, 3...).

3. Ваш партнер принадлежит к людям стиля 3:

· предварите деловые отношения небольшой беседой (не начинайте сразу разговор о деле);

· подчеркните связь между вашими предложениями и нуждами и проблемами людей;

· покажите, как то, что вы предлагаете, работало в прошлом;

· укажите, что вас поддерживают (или поддержали бы) все уважаемые люди;

· при деловой переписке используйте неформаль­ный стиль.

4. Ваш партнер принадлежит к людям стиля 4:

· отведите достаточное время для обсуждений;

· не раздражайтесь, если ваш партнер вместо того, чтобы обсуждать существо проблемы, ходит вок­руг и около;

· в своем вступительном слове постарайтесь включить данную проблему в более широкий концептуальный контекст;

· подчеркните уникальность вашей идеи или темы,

· в письменном обращении в самом начале постарайтесь выделить ключевые понятия, которые лежат и основе ваших идей и предложений. Начинайте с общих положений, а затем переходите к частностям.

Список литературы:

а) основная:

1. Психология. Столяренко Л.Д. / Питер, CПб, 2013г. 592 с.

2. Психология и педагогика. Самыгин С.И., Столяренко / КНОРУС, Москва, 2012г. 480 с

3. Общая психология. Немов Р.С. В 3-х т. Том 1. Введение в психологию / Юрайт, Москва, 2011г. 726 с.

4. Психология и педагогика. Крысько, В. Г. [Электронный ресурс] : Учеб.пособие. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 168 с. - ISBN 978-5-9558-0359-3 (online) (Вузовский учебник), 978-5-16-009487-8 (online) (ИНФРА-М)

б) дополнительная:

1.Общая психология. Немов, Р.С. Краткий курс. – СПб: Питер, 2011. – 304 с.

2.Психология личности.Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. – Изд.2. – Ростов н/д: Феникс, 2011.- 575 с.

3.Психология Немов Р.С. В 3-х кн.1. Общие основы психологии: учеб./Р.С. Немов.-5-е изд.-М.: Владос, 2010.-687с.

4.Социальная психология личности Часть 1 [Электронный ресурс] / А. Н. Капустина. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. - 144 с. - ISBN 978-5-288-05331-3.

5.Психология и педагогика в схемах и комментариях [Электронный ресурс] : Учеб.пособие / В. Г. Крысько. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 218 с. - ISBN 978-5-9558-0358-6 (online) (Вузовский учебник), 978-5-16-009486-1 (online) (ИНФРА-М).

Разработчик:

доц. КГИ, к.ф.н. Д.А Сигида.

Наши рекомендации