Тема 3.4 Закономерности развития психики человека в современной психологии
Общий генетический закон культурного развития человека (Л. С. Выготский). Культура и знак. Знак и орудие. Знак и значение. Высшие и низшие психические функции.
Развитие высших психических функций в онтогенезе. Закон перехода от натуральных к культурным, опосредствованным орудиями и знаками формам поведения. Обнаружение значения в интерпсихическом действии. Закон социогенеза: переход от социальных к индивидуальным формам поведения. Интериоризация. Осознание и овладение как свойство высшей ступени развития психической функции. Проблема системного и смыслового строения сознания и самосознания. Проблема мозговой локализации высших психических функций.
Принцип анализа по единицам (Л.С. Выготский). Каузально-динамический анализ.
Развитие как качественные ступени, связанные с созреванием организма и обусловленные местом в системе человеческих отношений.
РАЗДЕЛ 4. Психология деятельности
Тема 4.1 Понятие и психологическая структура деятельности
Категория деятельности в психологии. Принципы деятельности в психологии: единства сознания и деятельности; деятельного опосредования; деятельностного общения. Активность личности и деятельность. Внутренняя и внешняя активность. Социальная активность личности, ее связь с деятельностью. Отличие деятельности от поведения и активности.
Специфика деятельности. Формирование личности в деятельности. Психологическая структура деятельности. Понятие цели, мотивов, средств и продуктов деятельности. Понятия действия, операции и средства осуществления деятельности. Компоненты действия и их функции. Иерархическая структура деятельности. Деятельность и психические процессы. Освоение деятельности. Навыки, умения – компоненты деятельности. Понятие привычки и ее место в структуре деятельности.
Гностические навыки и умения (перцептивные, имажинативные, мнемические, интеллектуальные), ориентировочные навыки и умения, их характеристика и формирование. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Взаимодействие навыков. Феномен переноса навыка.
Понятие индивидуального стиля деятельности. Протекание познавательной и исполнительной составляющих деятельности. Анализ результатов деятельности. Причины выбора стиля (внутренние условия, внешние предметные и социальные условия).
Тема 4.2 Основные виды деятельности и закономерности их развития
Психические процессы как внутренние компоненты деятельности. Зависимость развития психических процессов человека от его деятельности. Идентичность и различия внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности. Интериоризация. Экстериоризация. Человек как субъект деятельности. Деятельность как специфический тип активности личности. Совместная (коллективная) и индивидуальная деятельность. Виды и развитие человеческой деятельности. Понятие о ведущей деятельности.
Игра как вид деятельности, виды игр. Особенности и функции игр у людей разного возраста. Специфика детской игры. Игровые формы поведения взрослых людей. Учение и его особенности. Учебные и познавательные действия. Труд как деятельность. Трудовые операции, навыки и умения. Общение как деятельность. Общение как: перцепция, коммуникация (вербальная, невербальная), интеракция. Функции общения.
Общие и специальные закономерности формирования различных видов деятельности. Структурные преобразования деятельности в процессе её развития. Формирование личности в деятельности.
РАЗДЕЛ 5. Психические процессы, состояния и свойства личности
Тема 5.1 Ощущения
Понятие об ощущениях. Физиологические механизмы ощущений. Психологическая специфика ощущений: их непосредственная проживаемость, отчетливый эмоциональный тон, разделенность на ощущения мира и самоощущения, отнесенность к временной точке «теперь», мимолетность и ускользание от сознательной фиксации. Основные признаки ощущений и их источники.
Классификация ощущений по расположению рецептора. Экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные ощущения. Классификация ощущений по их модальности.
Психофизика и измерение ощущений. Закон Вебера–Фехнера. Пороги ощущений: нижний и верхний абсолютный порог ощущений, дифференциальный порог ощущений. Сенсорная депривация.
Взаимодействие ощущений. Закомерности и свойства ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия. Основные жизненные назначения ощущений. Сенсорный тип личности.
Тема 5.2 Восприятие
Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений. Теории восприятия. Физиологические механизмы восприятия. Перцептивные системы: речеслуховая, зрительная и кинестетически-осязательная. Полимодальность восприятия. Интенсивность перцептивного впечатления. Сенсорная активность.
Классификация восприятия. Виды восприятия.
Свойства восприятия: предметность, избирательность, целостность, константность, категориальность, структурность. Апперцепция. Образ (гештальт) и факторы, влияющие на его формирование: близости, сходства, общей судьбы, хорошего продолжения, группировки без остатка, замкнутости. Соотношение фигуры и фона. Иллюзии восприятия.
Восприятие пространства и времени.
Понятие о репрезентативных системах.
Тема 5.3 Память
Понятие о памяти. Теории памяти.
Виды памяти в современной когнитивной психологии: сенсорная память, кратковременная и долговременная память. Виды памяти по особенности переработки сенсорных воздействий (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память). Виды памяти по модальности следов воздействия. Эйдетизм. Непроизвольное и произвольное запоминание (А.А. Смирнов, П.В. Зинченко).
Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Кодирование, архивизация и извлечение информации.
Память и организация информации. Приемы рационального запоминания. Мнемотехника и борьба с забыванием.
Индивидуальные особенности памяти. Выдающиеся мнемонисты.
Тема 5.4 Представления
Понятие представления. Представления – вторичные образы памяти, их организация, особенности и виды. Функции представлений. Физиологическая основа представлений – «следы» в коре головного мозга. Роль сенсорных процессов в формировании представлений. Отличие представлений от восприятия. Память и представление. Ассоциации представлений: по сходству, контрасту, по смежности, по связи причины и следствия, части и целого. Прототипические представления. Общие и конкретные представления.
Классификация представлений: по модальности, по степени обобщенности, по участию волевого процесса, по продолжительности.
Идеомоторные акты. Идеомоторная тренировка. Двигательные иллюзии. Значение представлений в психической деятельности. Развитие представлений.
Тема 5.5 Мышление
Понятие мышления. Особенности мышления.
Теории мышления. Мышление и интеллект. Когнитивная концепция развития интеллекта Дж. Брунера. Операциональная теория развития интеллекта Ж. Пиаже. Концепция ментального опыта М.А. Холодной.
Виды мышления: практическое (наглядно-действенное и наглядно-образное) и теоретическое (образное и понятийное) мышление. Творческое мышление и его особенности. Дивергентное и конвергентное мышление.
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование, классификация и систематизация.
Формы мышления: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция и дедукция.
Мышление как способ формирования понятий. Механизмы формирования понятий. Мышление как способ решения задач. Проблемная ситуация и проблемная задача. Этапы решения задач (постановка проблемы, анализ условий, выдвижение гипотезы, функциональное решение, проверка). Стратегии мышления. Свойства ума.
Установки мышления: рефлексивная, творческая (креативная), установка на понимание, интерпретацию, коммуникацию. Внешняя и внутренняя мотивация мыслительной деятельности. Дифференциально-психологическая оценка субъекта мышления.
Тема 5.6 Речь
Понятие речи. Отличие речи от языка. Значение речи в жизни человека.
Виды речи и их назначение.
Речь как средство общения. Обмен информацией, воздействие на другого человека, познание – основные функции речи. Средства воздействия и выразительности речи. Речь как средство мышления. Внутренняя речь как инструмент мышления. Понятие значения и смысла, денотата и коннотата слова.
Речевая способность. Этапы и структура речевой деятельности. Метафорическая деятельность.
Теории речи. Теории научения. Преформизм. Релятивизм. Конструктивистская теория.
Тема 5.7 Воображение
Понятие о воображении. Отличие образов воображения от образов восприятия и памяти. Свойства образов воображения: фантастичность, эвристичность, интуитивность, прогностичность.
Функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и регуляция внутреннего плана действий, программирование поведения.
Способы и приемы создания образов воображения: агглютинация, гиперболизация, акцентуация, типизация, ассоциация, синестезия, аналогия.
Виды воображения: активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное. Сновидения, мечты и грезы как виды воображения.
Воображение и творчество. Два вида творческой фантазии: конкретный (образный) и абстрактный (логический), их взаимосвязь с доминированием у человека правого и левого полушарий мозга.
Этапы творческого воображения.
Тема 5.8 Внимание
Понятие о внимании. Функции внимания: селективная, прогностическая, контролирующая, активизация и обеспечение избирательности познавательных процессов.
Физиологические основы внимания. И.П. Павлов и А.А. Ухтомский о механизмах внимания. Теории внимания Т. Рибо, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Гальперина. Внимание в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Современные теории и модели внимания: модель ранней селекции, модель Э. Трейсман, модель поздней селекции, внимание как умственное усилие.
Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Объективные и субъективные проявления внимания.
Свойства внимания: объем, устойчивость, сосредоточенность, переключение, распределение, колебание.
Тема 5.9 Эмоции и чувства
Общая характеристика эмоций и чувств. Основные функции эмоций и чувств.
Физиологическая основа эмоций. Роль эмоций в жизни человека. Психологические теории эмоций: эволюционная теория Ч.Дарвина, трехмерная теория эмоций В.Вундта, теория Джемса-Ланге и теория Кеннона-Барда, информационная теория эмоций П.В. Симонова. Оценка эмоциональных процессов и состояний: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность, способ выражения и нейрофизиологическая основа.
Внешние выражения (экспрессия) эмоций и чувств.
Классификация и виды эмоций (К. Изард).
Классификация и виды чувств.
Эмоции и личность. Связь эмоций и потребностей человека. Эмоции и эффективность деятельности. Развитие эмоционально-личностной сферы человека. Приемы саморегуляции эмоций.
Тема 5.10 Воля
Понятие воли. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Теории воли. Связь волевой регуляции с мотивацией деятельности. Рефлексия и воля. Волевая регуляция поведения. Интеллектуальные и моральные основы воли. Волевой акт и его структура. Природа и структура волевого действия. Принятие и исполнение волевого решения.
Первичные волевые качества личности: сила воли, настойчивость, выдержка. Вторичные или производные волевые качества: решительность, смелость, самообладание, уверенность. Третичные волевые качества: ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность. Воспитание волевых качеств личности.
Формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности. Возрастные и половые особенности произвольной активности. Патология воли.