Завершение работы

Ближайшим родственником неумения распоряжаться временем является неспособность завершить намеченное, «сделать все хорошо». У большинства из нас есть цели и в любви, и в других сферах жизни. Кто-то хочет стать вете­ринаром, а кто-то — юристом. Другой мечтает стать биз­несменом или купить дом в деревне. А третий подумыва­ет о том, чтобы принять участие в программе по изуче­нию Библии или заняться физическими упражнениями.

И все мы, независимо от наших планов, хотели бы повторить вслед за Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь гото­вится мне венец правды» (2 Тим. 4:7-8). Еще более крас­норечива, несмотря на свою простоту, фраза Иисуса, про­изнесенная Им на кресте: «Совершилось!» (Ин. 19:30).

Многие христиане, с энтузиазмом начинающие какое-либо дело, обнаруживают полную неспособность хорошо его завершить. По той или иной причине творческие пла­ны не осуществляются. План действий нарушается. Успех маячит впереди, но внезапно исчезает за поворотом.

У многих неумение завершить задуманное вызвано сле­дующими причинами:

/. Внутреннее сопротивление организационной структу­ре. Таким людям кажется, что подчинение определенному плану угрожает их энтузиазму.

2. Страх перед возможным успехом. Таких людей в глу­бине души беспокоит, что успех вызовет зависть и осужде­ние со стороны окружающих. Они предпочитают занижать планку, лишь бы не потерять так называемых друзей.

3. Недостаток скрупулезности. Люди, неспособные за­вершить задуманное, никогда не обращают внимания на мелочи. Они подают идею, а затем предоставляют право другим ее внедрять.

4. Невнимательность. Эти люди не могут сосредото­читься на проекте в течение всего процесса работы. Проб­лема заключается в том, что в свое время у них не выра­ботались эти навыки.

5. Неспособность отложить удовлетворение своих же­ланий. Эти люди не могут преодолеть длительную стадию терпеливого и на первый взгляд ничем не вознаграждаемо­го труда, которая неминуемо предшествует удовлетворе­нию от хорошо сделанной работы. Они похожи на детей, которые хотят есть сладкое, не съев первое и второе.

6. Неспособность сказать «нет» другим проектам. Эти люди не в состоянии говорить «нет» другим людям или проектам. В результате у них ни на что не хватает времени. Они хватаются за множество дел, и в итоге все дела оста­ются недоделанными.

Люди, которые не умеют до конца довести начатую работу, часто чувствуют себя, как двухлетние дети в на­полненной игрушками детской. Они постучат в барабан, покатают игрушечную машинку, поговорят с куклой, по­читают книгу, — и все это на протяжении двух минут, а то и меньше. У людей, неспособных доводить начатое дело до конца, проблема с барьерами просматривается доста­точно легко. Их внутреннее «нет» не достаточно хорошо развилось, чтобы они могли продолжительное время кон­центрироваться на выполнении какой-то одной задачи.

Язык

В психотерапевтической группе, которую я вел, оче­редь говорить дошла до одного мужчины. Он без конца отклонялся от темы, перескакивал с предмета на предмет и тратил неоправданно большое количество времени на описание второстепенных деталей. Все это выглядело так, словно он просто не в состоянии был перейти наконец к делу. Остальные участники группы думали о другом, дре­мали или теряли спокойствие. Я уже совсем было собрал­ся прервать его, прекратив тем самым такой длинный рас­сказ, как заговорила одна женщина. Она сказала: «Билл, а не пора ли тебе перейти к делу?»

Для многих умение говорить по существу или вводить свои слова в какие-то рамки представляет собой серьезную проблему. То, как мы используем язык, может серьезно повлиять на качество наших взаимоотношений с людьми. Язык — источник как благословений, так и проклятий (Иак. 3:9-10). Он становится благословением, когда мы с его по­мощью сочувствуем, поддерживаем, говорим правду и на­ставляем. А проклятием он становится, когда мы:

• говорим, не переставая, чтобы избежать близости;

• доминируем в разговоре, не позволяя высказаться другим;

• сплетничаем;

• делаем саркастические замечания, тем самым косвенно выражая враждебность;

• угрожаем, прямо выражая враждебность;

• льстим, вместо того чтобы давать справедливую оценку;

• соблазняем.

Многие люди, не владеющие своим языком, зачастую не отдают себе отчета в собственной проблеме. И они искренне удивляются, услышав от друга что-нибудь вро­де: «Иногда у меня создается впечатление, что ты истол­ковываешь мои запятые как точки».

Я знал одну женщину, которая отчаянно боялась, что окружающие узнают ее в истинном свете. Она засыпала собеседника вопросами и говорила очень быстро, лишь бы только разговор не перешел на нее. У нее была только одна проблема: чтобы продолжать разговор, время от времени приходилось переводить дух, а это давало возможность со­беседнику вставить слово. Однако эта женщина решила свою проблему с поистине поразительной изобретательностью: она стала набирать воздух не в конце фразы, а в середине. Это в достаточной степени сбивало людей с толку, и по­этому они редко перебивали ее. Весьма эффективная стра­тегия, с одним только недостатком: ей постоянно прихо­дилось искать все новых и новых собеседников. После нескольких разговоров с ней люди просто исчезали.

Писание учит, что надо тщательно взвешивать свои слова: «При многословии не миновать греха, а сдержива­ющий уста свои — разумен» (Прит. 10:19). «Разумный воз­держен в словах своих» (Прит. 17:27). В соответствии с Богословским Словарем Ветхого Завета слово, употреблен­ное в оригинале и переводящееся как «воздерживаться», означает «акт свободной воли, по которому владелец пред­мета оставляет этот предмет у себя». Выполняющий дей­ствие обладает властью над объектом [14]. Власть сопровож­дается и ответственностью. Мы обладаем властью накла­дывать ограничения на то, что исходит из наших уст.

Если мы не в состоянии сдерживать свою речь или накладывать ограничения на то, что исходит из наших уст, то властью обладаем уже не мы, а наши слова. Но отвечать-то за эти слова все равно придется нам. Наши слова исходят не из какого-то неведомого, находящегося вне нас источника, они порождаются нашими сердцами. За высказываниями типа «Я не это имел в виду», скорее всего стоит: «Я не хотел, чтобы ты знал, что я так думаю о тебе». Мы должны отвечать за собственные слова. «Гово­рю же вам, что за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36).

Сексуальность

В последнее время, когда церковь все больше и боль­ше становится для христиан местом, где можно откровен­но, не опасаясь огласки, говорить о своих духовных и эмо­циональных конфликтах, на первый план вышли сексуаль­ные вопросы (это особенно относится к мужчинам). Об­суждаемые проблемы включают в себя навязчивую мастур­бацию, не поддающуюся контролю страсть "к гетеросексу­альным или гомосексуальным взаимоотношениям, порно­графии, проституции, соблазну детей, инцесту и насилию.

Человек, находящийся в ловушке неконтролируемого сексуального поведения, как правило, чувствует себя изо­лированным и стыдится собственных поступков. Из-за это­го душа остается во мраке, за пределами взаимоотноше­ний с Богом и другими людьми. В результате ни разреше­ния проблемы, ни исцеления не наступает. Сексуальность такого человека начинает жить своей собственной жизнью, нереальной и питаемой фантазией. Один мужчина описал свои переживания так: «Как будто бы это не я, а кто-то другой». Он воспринимал это так, словно бы он, настоя­щий, наблюдает за сексуальными сценами с собственным участием из противоположного конца комнаты. В других случаях люди чувствуют себя настолько внутренне омерт­велыми и ко всему равнодушными, что сексуальность становится для них единственным способом почувствовать себя живыми.

Однако проблема, как и в большинстве случаев с не­развитыми внутренними барьерами, заключается в том, что неконтролируемая часть личности (в данном случае сексу­альность) становится тираном, требовательным и ненасытимым. Сколько бы оргазмов человек ни испытывал, это лишь обостряет желание, а неспособность сказать «нет» собственной похоти загоняет человека все глубже в про­пасть отчаяния и безнадежности.

Наши рекомендации