Завершение работы над иконой

Глава 1

АССИСТ

Часто в иконах поверх живописного слоя накладывали штрихи из сусального золота на одежды святых, крылья ангелов, на детали архитектуры, мебель – скамьи, столы, престолы... Эти златовидные лучи и называют ассистом.

Символика ассиста.

На иконе, кроме фона и нимба, золото накладывается и в виде блистающих лучей или растекающихся струй на одежды святых и на все другие предметы, через которые подчеркивается проявление Силы Божией. Это златозарное сияние есть ассист. Ассист своим золотым струением знаменует непосредственное проявление Божественных энергий. Это наиболее определенное применение золота как символа Божественных сил, как выражение сверхчувственной формы, пронизывающей видимое. Ассист есть одно из наиболее убедительных доказательств метафизического значения иконописи. Эта тончайшая золотая сеть особенно выразительно завершает онтологический склад иконы. Итак, золото – это образ света как истины и славы, и через это икона есть образ Божественных энергий.

Техника ассиста.

Материалы для ассиста:

-золото;

-золотильная подушка;

-золотильный нож;

-сусло или чесночный клей;

-свежий ржаной хлеб (лучше «бородинский»);

-кисть тонкая №1-2 (белка или колонок);

-мел тонкого помола или зубной порошок без добавок.

Приготовление чесночного клея.

1. Зрелый чеснок очистить, натереть на мелкой терке. Наиболее хороший клей получится из чеснока, собранного в июле.

2. Положить кашицу в марлю и выжать сок в баночку.

3. Накрыть тканью от пыли и сушить в тёплом непыльном месте до полного загустения (в тепле 1-2 месяца). В начале клей тягучий, как мед, затем кристаллизуется (застывает).

5. Перед работой берётся кусочек клея и разбавляется водой в нужной консистенции.

Приготовление пивного сусла.

1. 0,5л пива выливается в эмалированную посуду и ставится на водяную баню, где постепенно выпаривается. Чем выше вязкость пива, тем лучше сусло (более клейкое). В темном пиве клейкости больше.

2. Через 5-6 часов пиво сильно загустевает (становится примерно как густота жидкого меда), пока горячее переливается в баночку и сушится. При высыхании сусло затвердеет.Клей нельзя плотно закрывать первое время, т.к. он может быстро загнить и заплесневеть. Клей, высушенный в открытой посуде продолжительное время, долго хранится.

3. Для работы берется нужное количество, разводится водой.

Ход работы.

Ассист наносится, когда закончены живописные работы до личного письма. Красочный слой должен хорошо просохнуть.

1. Покрыть поверхность мелом сухой кистью или ваткой, как бы втирая. Остатки сдуть. Для уверенной работы можно сначала нарисовать рисунок водой (как бы расчищая место для ассиста).

2. Сусло или чесночный сок растворить водой в плошке или на палитре до консистенции густой акварели.

3. Тонкой кистью наносим рисунок для ассиста. Этот рисунок должен блестеть, иначе золото не приклеится. Наносить клей желательно, начиная с широкого конца и сводить «на нет».

4. обязательно дать нанесенному ассисту просохнуть, иначе при нанесении золота он сплющится.

§ Ассист на чесноке сохнет 20-30мин., а на пиве 5мин.

§ Клей из чеснока имеет больше возможности для создания объёмного ассиста как в старину, а пивное сусло – более пластично.

§ Чесночный клей лучше кристаллизуется, а сусло аморфно.

5. Скатать шарик из хлебного мякиша, золото нарезать небольшими кусочками. Придыхнув на ассист, положить золото хлебным шариком, катая его поперёк лучей.

6. После окончания работы счистить остатки золота по форме и по направлению лучиков мякишем или беличьей кистью. Если золото приклеилось в ненужных местах, снять его полусухой ваткой на черенке кисти, смоченной эмульсией.

7. Закрепить ассист лаком с пиненом (1:2) или шеллаком на следующий деньили через несколько часов. Лакнаносить тонкой кистью по направлению лучей, строго по ассисту.

Примечания:

§ при ошибке рисунок из пивного сусла можно исправить: слегка смочив его водой, полусухой кистью (колонок) счистить ошибочную линию, припудрить мелом, написать новую линию.

§ при пропусках нужно придыхнуть их и положить заплатку.

§ если ассист на сусле сплющивается, то смешать его с чесноком 1:1 (чеснок придаст жесткость суслу).

§ чем жиже клей, тем тоньше ассист.

§ расстояние между лучиками должно быть в 2и>раз больше, чем ширина самого лучика, тк расстояние между лучами сокращается после золочения

§ если клей в процессе работы загустевает, развести водой;

§ линия ассиста до края чуть не доводится.

§ увеличивая или уменьшая размер иконы, нужно соблюдать масштаб в ассисте (также в надписи и декоре). Если, например, рисунок уменьшается, то в том же фрагменте сокращается количество лучиков.

§ линии ассиста желательно делать потоньше, чем должно, т.к. с золотом они будут смотреться шире.

Наши рекомендации