Предмет труда школьного психолога - нормы и способы регуляции активности у школьника в социуме
ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 1. Базовые категории практической психолого-педагогической деятельности.
Цель профессиональной деятельности педагога-психолога.
Цель труда школьного психолога - нормальное развитие школьника в нормальных социально-образовательных условиях.
Нормальные образовательные условия для школьника предполагают психологически обоснованную организацию и реализацию образовательного процесса в школе.
Нормальное развитие школьника предполагает своевременное выявление и устранение тех отклонений в состояниях и характеристиках школьников, которые мешают, препятствуют нормальному развитию.
Нормальные социальные условия для школьника предполагают своевременное выявление и устранение ненормальных отношений с людьми, окружающими школьника в школе.
Анализ имеющихся теоретических и практических представлений, сложившихся к настоящему времени, показывает, что в качестве цели деятельности школьного психолога в современной российской психологии определяются три явления:
1.Психологически обоснованная организация и реализация образовательного процесса в школе (в основном – В.В.Рубцов – академик, ректор Московского городского психолого-педагогического университета – автора новых стандартов третьего поколения).
2.Диагностика и коррекция отклонений от нормального состояния и развития школьника (И.В.Дубровина, Р.В.Овчарова).
3.Сопровождение нормального развития школьника и детских коллективов (Битянова Р.М.).
Таким образом, указанные выше три цели деятельности, являются тремя аспектами общей цели профессиональной деятельности школьного психолога. Данные три аспекта деятельности школьного психолога являются основой для специализации конкретного работника в конкретном учебном заведении.
Предмет труда (профессиональной деятельности) школьного психолога.
Предмет труда школьного психолога - нормы и способы регуляции активности у школьника в социуме.
Нормы регуляции активности – это исторически сложившиеся формы взаимозависимости и зависимости людей и властных отношений в процессе жизнедеятельности общества и общественном производстве.
Важнейшей социальной функцией социальных норм является обеспечение сочетания внеличностных требований, условий и задач общества с поведением и проявлением личности.
Нормы бывают ограничивающие, регулирующие, направляющие и т.д.
Пример норм ограничивающих деятельность практического психолога:
а) Нельзя переносить свои чувства на клиента, то есть считать, что клиент чувствует то же самое, что и ты. Потому что ты не почувствуешь переживание другого – то есть клиента.
б) Нельзя советовать. Потому что ты предлагаешь действие "для себя", а не для другого. Ты прочувствовал, пережил будущую ситуацию, но этого нет у другого.
в) Нельзя за клиента решать проблему, потому что он не получит опыт использования собственного способа решения проблемы, или не поймет, что такого способа у него нет, и зафиксируется в негативных переживаниях.
в)…и т.п.
Пример норм регулирующих деятельность практического психолога:
а) Нужно выражать свои чувства по поводу проблем клиента. Потому что ты "нормальный" человек, который переживает действия в воображении и относится к ним. Не переживает не человек, тупой, безразличный и т.п., с которым нельзя общаться человеку, даже имеющему проблемы (психологические).
б) Нужно быть внимательным к клиенту, потому что невнимание психолога усиливает опыт негативных переживаний от общения с другими у клиента, а внимание дает информацию о состояниях клиента и его реакциях на действия психолога.
в)…
Пример норм направляющих деятельность практического психолога:
а) Личность важнее проблемы. Нужно внимание уделять не столько содержанию проблемы, сколько возможностям человека по её решению.
б) Настоящее важнее прошлого. Нужно акцентировать внимание клиента на том, что в настоящем он уже перешел к продуктивным действиям по преодолению прошлых негативных переживаний и состояний.
в) Самостановление важнее целенаправленного влияния и формирования поведенческого или учебного навыка. Важно акцентировать внимание клиента на его способности самому научиться делать то, что он считает важным для себя.
г)…
Способы регуляции активности – это динамическая последовательность использования психологических механизмов для изменения активности с целью получения желаемого результата.
Желаемый результат можно достичь, используя различные психологические механизмы, которые приведут к различным затратам психической и физической энергии. Чтобы побудить другого человека совершить определенное действие, можно накричать на него, запугать его (используется механизм эмоционально-энергетического подчинения), а можно убедить его в необходимости данного действия для него самого (используется механизм коммуникативно-рационального взаимодействия с человеком). Использование разных механизмов изменения активности человека является разными способами регуляции активности.
Отсутствие изменений в предмете труда, то есть в нормах и способах регуляции собственной активности у школьника, свидетельствует о неэффективности деятельности школьного психолога, как бы внешне ни выглядела благополучной его активность по отношению к школьникам. Предмет труда школьного психолога, как развивающиеся психические характеристики другого человека (группы людей) и психологические характеристики образовательного процесса, непосредственно не соотносятся с конкретными личностными качествами и особенностями психолога, но требуют обязательного присутствия в профессиональном самосознании, что может быть достигнуто в процессе обучения.