Личности школьника и школьного класса

В период прохождения данной практики на 3 курсе студенты проводят психолого-педагогические исследования, направленные на диагностику особенностей психического развития и личности школьника и школьного класса, а также анализ результатов исследований.

Результатом выполнения психологических исследований являются психолого-педагогические характеристики личности школьника и школьного класса. В них должны быть отражены особенности психического развития и личности отдельного учащегося, а также школьного класса (на основе комплекса исследовательских методик, наблюдений в урочной и внеурочной деятельности, бесед, анализа продуктов деятельности); проанализированы возможные причины, приведшие к формированию тех или иных особенностей личности ребенка; намечены пути дальнейшего развития учащегося и школьного класса и составлены психолого-педагогические рекомендации.

ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ

ХАРАКТЕРИСТИКАМ

Психолого-педагогическая характеристика школьника - один из важнейших документов, где отражаются основные этапы в освоении личности ученика, намечаются перспективы его дальнейшего развития. В ней должны найти отражения конкретные факты, действия, поступки ученика, выявленные в процессе наблюдения и с помощью других психологических методов. Характеристика предполагает психолого-педагогические рекомендации к дальнейшей учебно-воспитательной работе с учеником.

В психолого-педагогической характеристике студент должен, прежде всего, показать знание теоретических основ общей, детской и педагогической психологии и умение применять эти знания в объяснении конкретных психологических и педагогических фактов. В этой работе выявляется, и определенное умение студентов добывать факты, т.е. собирать объективный материал для психологического анализа, используя основные методы исследования: наблюдение, эксперимент, экспериментальные беседы, анализ продуктов деятельности, метод выбора партнера и т.д.

Характеристика должна иметь педагогическую направленность, т.е. в ней нужно показать определенное умение применять знание выявленных психологических особенностей учащихся в практике обучения и воспитания. Необходимо полно и убедительно, используя конкретные факты, изложить письменно результаты своей работы. Закончить характеристику следует педагогическими выводами относительно характера настоящей и будущей учебно-воспитательной работы с учащимися (наметить перспективные линии).

Требования к оформлению характеристики:

1. Характеристика должна быть написана с указанием на титульном листе, чья это характеристика (имя, отчество и фамилия ученика, класс, школа) и кем она составлена (фамилия студента, факультет, группа).

2. Перед тем, как начать изложение содержания характеристики, согласно ее схеме, необходимо указать, в течение, какого времени проводилось изучение учащегося (срок педагогической практики). Затем описывается, какие методы исследования были использованы: наблюдение, эксперимент (какой именно), беседы (с кем и сколько), анкеты и т.д.

3. Составляя характеристику, следует раскрывать вопросы схемы, т.к. они фиксируют, в первую очередь, существенные признаки личности. После этого можно добавлять сюда все, что студент считает нужным, что особенно ярко проявляется в ученике, но не нашло отражения в вопросах схемы.

4. Необходимо в характеристике использовать наиболее характерные факты, полученные путем наблюдения, бесед и т.д. Включение практического материала и аргументация психолого-педагогических выводов – это обязательное условие написания характеристики.

5. Следует обращать внимание и на языковую культуру изложенного материала.

Наши рекомендации