Задачи и проблемы психологии развития
Выделяются задачи, выступающие одновременно и функциями психологии развития:
1) Описание процесса развития предполагает поиск ответа на вопрос, какие психические процессы и свойства изменяются в разном возрасте от рождения до смерти.
2) объяснения развития направлена на выявление причин, факторов и условий, вызывающих изменения в поведении и переживании. Чтобы объяснить развитие необходимо ответить на вопрос «Почему это изменение произошло?», тем самым раскрыть причины для уже имеющегося следствия и определить факторы, его вызвавшие.
3) прогноз развития и её решение направлено на поиск ответа на вопрос «К чему произошедшее изменение приведёт?». Это означает, что при прогнозе необходимо указывать на следствия, которые вытекают из данной причины. Чтобы сделать правильный прогноз необходимо наличие 1 и 2 задачи. Прогноз носит гопотетический характер.
4) Коррекция (исправление) развития как задача сводится к управлению развитием через изменение его возможных причин. Важно отметить особое место прогноза и коррекции развития при решении прикладных задач психологии развития.
Проблемы - это те вопросы которые появляются при изучении предмета психологии развития:
1.детерминации психического развития. Состоит в решении вопроса о том, какой фактор развития является главным: внутренний или внешний? К внутренним факторам относят биологические факторы: наследственность, особенности биологического развития, характеризующие внутриутробное развитие ребёнка. К внешним факторам относят характеристики социальной среды, в которой проходит развитие ребёнка.
2.соотношения в общем психическом развитии эволюционных (изменения происходящие поступательно. Пример: развитие мышления), революционных ( происходит быстро в краткие сроки. Пример: овладение прямохождением) и ситуационных изменений (происходят в психологии индивида под влиянием конкретной ситуации. Революционные и эволюционные изменения необратимы.
3.Соотношения в общем психическом развитии уровня когнитивного и личностного развития человека. Суть в том, чтобы выявить взаимосвязаны ли уровни.
4.Соотношения в развитии процессов организованного и стихийного обучения и воспитания. Под организованным понимают процесс, характеризующийся наличием целей, задач, использованием специальных методов и приёмов воздействия на личность. Организованное обучение и воспитание всегда предполагает ориентацию на определённый эталон. Как правило, организованное обучение и воспитание происходит в семье, в учреждениях системы образования, через СМИ. При стихийном личность не испытывает целенаправленного воздействия со стороны среды, однако сам факт жизни в обществе предполагает, что личность спонтанно усваивает определённые знания, нормы и ценности в процессе общения с окружающими людьми.
8.Факторы психического развития человека: общее понятие об условиях и движущих силах психического развития
К факторам психического развития относятся условия и движущие силы этого развития.
Движущие силы процесса развития - противоречия в процессе развития.
Условия психического развития -внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на ход психического развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты.
Внутренние условия - это предпосылки, т.е. нет строгой линейной зависимости. Главным внутренним условием психического развития является наследственность. А так же внутриутробное развитие, особенности родов и оценка физического здоровья.
Наследственностьсвязана с получение определенного генотипа, который формирует особенности ребенка. Для оценки роли наследственности в развитии используют метод близнецов. Этот метод предполагает сравнение моно и дизиготных близнецов. Гены оказывают огромное влияние на интеллект. Если у родителей были психические нарушения, то дети становятся предросположенными к этим болезням.
В период внутриутробного развития могут оказать негативное влияние тератогены. Тератоген- это специфический фактор, нарушающий нормальное развитие плода. К тератогенам относятся: лекарства, наркотики, алкоголь, никотин, гормональные препараты, экология, болезни, материнские факторы.
Внешние условия – окружающая среда. Делится на природную и социальную. Социальная среда является источником развития.Социальная среда делится на макросреду ( общество) и микросреду (семья, друзья).