Психология развития как наука: задачи, разделы и основные проблемы. Предмет психологии развития.

Психология развития как наука: задачи, разделы и основные проблемы. Предмет психологии развития.

Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики – ее изменение в процессе деятельности, при общении, познании.

Псхиология развития включает в себя такие подразделы, как:

· Пренатальная и перинатальная психология – изучающая психическую жизнь еще нерожденных, или только что рожденных детей;

· Детская психология – изучающая психическое развитие ребенка;

· Психология юности и зрелого возраста – изучающая психические особенности детей старшего подросткового возраста;

· Геронтопсихология – изучающая психику пожилых людей.

Так как психология развития занимается изучением человека и его психических особенностей, то объектом психологии развития можно назвать взрослеющего и развивающегося человека.

Предмет психологии развития – раскрытие общих за­кономерностей психического развития в онтогенезе, уста­новление возрастных периодов, становление и развитие деятельности, сознания и личности и причин перехода от одного периода к другому, что невозможно без учета влия­ния на индивидуальное развитие человека культурно-ис­торических, этнических и социально-экономических условий Основными задачами психологии развития являются:

· Изучение движущих сил и механизмов психического развития в онтогенезе;

· Классификация основных периодов психического развития в онтогенезе;

· Характеристика каждого возрастного периода;

· Изучение основных закономерностей в развитии.

Теории психического развития в зарубежной психологии: 20 вв. Теории Зигмунда Фрейд, Эрика Эриксона, концепция научения в бихевиоризме, концепция Жана Пиаже, концепции в гештальтпсихологии и гуманистической психологии.

Бихевиоризм – это направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. По словам Дж. Уотсона, «все такие термины, как сознание, ощущение, восприятие, воображение или воля, могут быть исключены при описании человеческой деятельности». Поведение человека он отождествлял с поведением животного. Человек, по мнению Уотсона, – это биологическое существо, которое может быть изучаемо подобно всякому другому животному. Таким образом, в классическом бихевиоризме акцент делается на процессе научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.

Представители необихевиоризма, американские психологи Э. Торндайк (1874–1949) и Б. Скиннер (1904–1990) создали концепцию научения, которое получило название «оперантное научение». Эта разновидность научения характеризуется тем, что в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи важную роль играют функции безусловного стимула, т. е. главный акцент делается на значении подкрепления.

Н. Миллер и американский психолог К.Л. Халл (1884–1952) – авторы теории, в которой был дан ответ на вопрос: зависит ли научение, т. е. установление связи между стимулом и реакцией, от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль.

На основе существующий теорий можно сделать вывод, что в социогенетических теориях в качестве основного фактора развития психики рассматривается среда, а активность ребенка не учитывается.

Психодинамические (аффективно-потребностные) периодизации возрастного развития по З.Фрейду и Э.Эриксону.

Периодизация в трудах Л.С.Выготского как попытка преодоления дуализма в понимании соотношения развития аффективно-потребностной и познавательной сфер.

Сущность и структура возрастного кризиса, виды кризисов в онтогенезе. Признаки кризисов. Способы психолого-педагогической помощи человеку в кризисе.

12. Понятие социальной ситуации развития и ее роль в возрастном кризисе. Виды социальных ситуаций развития. Понятие возрастного новообразования, его место в онтогенезе.

Периодизация психического развития по Д.Б.Эльконину как развитие идей Л.С.Выготского, понятие ведущего вида деятельности, основные принципы, заложенные в основу периодизации Д.Б.Эльконина.

Психология развития как наука: задачи, разделы и основные проблемы. Предмет психологии развития.

Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики – ее изменение в процессе деятельности, при общении, познании.

Псхиология развития включает в себя такие подразделы, как:

· Пренатальная и перинатальная психология – изучающая психическую жизнь еще нерожденных, или только что рожденных детей;

· Детская психология – изучающая психическое развитие ребенка;

· Психология юности и зрелого возраста – изучающая психические особенности детей старшего подросткового возраста;

· Геронтопсихология – изучающая психику пожилых людей.

Так как психология развития занимается изучением человека и его психических особенностей, то объектом психологии развития можно назвать взрослеющего и развивающегося человека.

Предмет психологии развития – раскрытие общих за­кономерностей психического развития в онтогенезе, уста­новление возрастных периодов, становление и развитие деятельности, сознания и личности и причин перехода от одного периода к другому, что невозможно без учета влия­ния на индивидуальное развитие человека культурно-ис­торических, этнических и социально-экономических условий Основными задачами психологии развития являются:

· Изучение движущих сил и механизмов психического развития в онтогенезе;

· Классификация основных периодов психического развития в онтогенезе;

· Характеристика каждого возрастного периода;

· Изучение основных закономерностей в развитии.

Наши рекомендации