Предмет, задачи и проблемы психологии развития. Методы психологии развития

План проведения занятия

I. Вопросы для обсуждения.

1. Предмет и задачи психологии развития. Разделы.

2. Основные проблемы психологии развития как науки.

3. Связи возрастной психологии с другими отраслями психологической науки и со смежными научными дисциплинами.

4. Методологические основы психологического исследования.

5. Методы организации исследования в возрастной психологии. Их характеристика.

II. Решение психологических задач.

Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособ. для вузов / Г.С. Абрамова – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.

2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010. – 811с.

3. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2007. – 368 с.

4. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 286 с.

5. Гамезо, М.В.Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003 – 512 с.

6. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.

7. Миллер, С. Психология развития: методы исследования / С. Миллер. – СПб.: Питер, 2002. –464 с.

Занятие 2

Закономерности и динамика психического развития. Отечественные теории психического развития

План проведения занятия

I. Вопросы для обсуждения.

1. Характеристика биогенетической и социогенетической концепций развития психики.

2. Основные факторы и предпосылки психического развития человека. Понятие о врожденных особенностях психики. Социальные факторы как условие и источник психического развития.

3. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна.

4. Движущие силы психического развития.

5. Отечественные теории психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин)

II. Решение психологических задач

Список литературы

1. Асмолов. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, Академия, 2002. – 416 с.

2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития – М., «Когито – Центр», 2000. – 350 с.

3. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2007. – 368 с.

4. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2007. – 368 с.

5. Гамезо, М.В.Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо,Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003 – 512 с.

6. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

8. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.

9. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2004. – 464 с.

10. Психология развития. Хрестоматия. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.

Занятие 3

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития

План проведения занятия

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы периодизации возрастного развития. Критерии деления жизненного пути на периоды.

2. Генетическая и функциональная периодизации.

3. Первые периодизации психического развития (Штратце, А.Гезелл, П.П.Блонский и др.)

4. Выделение литических и критических периодов Л.С. Выготским.

5. Периодизации развития личности и интеллектуальной сферы (психоанализ, генетическая психология).

6. Современные периодизации (Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский).

7. Психические механизмы перехода от одного возрастного периода к другому. Психические новообразования.

8. Критические периоды детства. Проявления и характерные особенности кризисов.

9. Критические периоды взрослости. Особенности проявления. Значение.

Список литературы

1. Асмолов. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, Академия, 2002. – 416 с.

2. Баттерворт Дж. Принципы психологии развития. / Дж. Баттерворт, М. Харрис. – М.: Когито – Центр, 2000. – 350 с.

3. Гамезо, М.В.Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо,Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России,2003. – 512 с.

4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия . / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

6. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.

7. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.

8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2004. – 464 с.

9. Психология развития. Хрестоматия. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.

10. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб.заведений/ Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

11. ЭльконинД.Б. Психическое развитиевдетскихвозрастах / Под редакцией Д.И. Фельдштейна; Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. — 3-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «Модек», 2004.- 416с.

Занятие 4

Наши рекомендации