Структурные компоненты Я-концепции
Анализ структурных компонентов «Я» велся по самым разным основаниям. Они могли отражать:
1) различные уровни объективированности тех или иных Я-представлений (реальное, идеальное, должное, желаемое «Я» и т.д.);
2) его возможные изменения (устойчивое и гибкое «Я» и т.п.);
3) различные фокусы субъективного внимания (физическое и социальное «Я», осознанное и неосознанное, подлинное и ложное).
В каждой отдельной концепции нередко происходило совмещение разных оснований. Таково, например, соматическое, рецептивное, конструктивное и интроективное «Я» у Т. Сарбина; физическое, концептуальное, активное и ценностное «Я» у Э. Симмонса; перцептивное и концептуальное «Я» у Ф. Сьюпера.
Наиболее комплексное и максимально «удобное» с социально-психологической точки зрения видение проблемы структурных составляющих «Я» представлено в концепции Р. Бернса (1986). Он предлагает рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Соответственно трехкомпонентной структуре социальной установки в Я-концепции также выделяются три составляющие:
1) образ «Я» — представления индивида о самом себе;
2) самооценка — аффективная оценка этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик;
3) поведенческая реакция — те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой.
Каждый из этих трех установочных компонентов может быть представлен, с точки зрения Р. Бернса, по крайней мере в трех модальностях:
• реальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с актуальными способностями, ролями, статусами («Я-на-самом-деле»);
• социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мнением человека о том, как его видят другие («Я-глазами-Других»);
• идеальное «Я», отражающее установки, которые связаны с представлениями человека о желаемом «Я» («Я-каким бы-я-хотел-быть»).
Когнитивный аспект Я-концепции.Как правило, когнитивные структуры «Я» (или Я-репрезентации) отражают основные характеристики нашего привычного самовосприятия. По сути, это само описания через тот или иной набор отдельных черт, любые ролевые, атрибутивные или же статусные характеристики. Одни из них являются более важными и более тесно связаны с поведением, чем другие; некоторые являются позитивными, некоторые же негативными; одни имеют отношение к актуальному опыту индивида, другие, напротив, связаны с прошлым опытом.
Наиболее очевидные различия среди Я-репрезентаций наблюдаются в отношении их важности, или центральности. Некоторые представления о себе являются как бы сердцевиной Я-концепции, в то время как другие выступают как периферийные. Центральные представления обычно более хорошо проработаны и более интенсивно воздействуют на социальное поведение человека. Необходимо отметить еще одну важную характеристику Я-репрезентаций они могут быть как позитивными, так и негативными. В большинстве работ авторы фокусируют свое внимание на позитивных Я-репрезентациях, вместе с тем негативные Я-представления, являющиеся едва ли не более интересными для исследования, изучены значительно меньше.
Аффективный аспект Я-концепции.Когнитивная составляющая Я-концепции не воспринимается человеком нейтрально, а всегда пробуждает те или иные чувства и оценки, интенсивность которых может варьировать в зависимости от социального контекста и от самого когнитивного содержания. Традиционно эта составляющая нашего «Я» обозначалась концептом «самооценка», но в последнее время он все чаще сосуществует с таким понятием, как «самоотношение».В целом в ряде исследований отмечается, что характер самоотношения тесно связан с особенностями социального опыта человека на всем протяжении его жизни. Так, основы самоотношения закладываются в раннем детстве, и основным фактором при этом выступает характер детско-родительских отношении. В более позднем возрасте на самоотношение влияет опыт переживания травмирующих ситуаций (госпитализация, смерть близкого человека, развод, социальная неуспешность и пр.). У взрослых самоотношение представляет собой достаточно устойчивую личностную диспозицию, часто коррелирующую с другими признаками психологической адаптации, причем нередко основу самоотношения в этом возрасте определяет характер социальной самоидентификации.
Поведенческий аспект Я-концепции.Как уже было детально показано в главах, посвященных взаимосвязи установок и поведения, непосредственное выражение установки в поведении наталкивается на ряд ограничений. Конкретные действия человека, которые могут быть вызваны его Я-репрезентациями и/или самоотношением, также зависят от многих факторов. Для социально-психологических исследований «Я» поведенческая составляющая Я-концепции, как правило, выражается понятием самопрезентации.В целом самопрезентация как поведенческая составляющем Я-концепции служит целям проверки и подтверждения ее когнитивной и аффективной структур. Однако целей самопрезентации может быть гораздо больше, впрочем, как и стратегий социального поведения, им соответствующих. Например, выделяются следующие цели и стратегии самопрезентации
• желание понравиться (поведенческая стратегия — демонстрация согласия с мнением другого, лесть, сверхнормативная вежливость и др.);
• продвижение себя (поведенчески — хвастовство, преувеличение достоинств в сравнении с небольшими недостатками и т.п.);
• служение примером (менее распространенная цель, направленная на то, чтобы вызвать у партнера восхищение или чувство вины, выражающаяся в демонстративно просоциальном поведении);
• стремление вызвать сочувствие (используется в тех случаях, когда другие стратегии не оправдали себя, и направлена на то, чтобы вызвать у партнера чувство жалости, поведенческая стратегия — преуменьшение своих сил, демонстрация своего слабого «Я»);
• стремление запугать (как правило, плохо осознаваемая человеком цель, выражающаяся в слабоконтролируемом поведении, когда все остальные стратегии не привели к успеху).
Иными словами, поведенческая составляющая нашей Я-концепции, выражающаяся в самопрезентациях, в целом направлена на подтверждение ее когнитивных и аффективных структур.
Предложите способы повышения результативности работы небольшого трудового коллектива, как малой группы, исходя из рассматриваемых в социальной психологии групповых явлений (Социальные группы. Малая группа. Характеристики группы. Функции группы. Групповые явления).
Социальная группа – это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы».
Небольшой трудовой коллектив является малой группой.
Малая группа –это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личностном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Социально-психологические характеристики сложившейся малой группы:
1. Структурные характеристики малой группы:
♦ формально-статусное измерение;
♦ социометрическое измерение;
♦ групповые роли;
♦ модели коммуникативных сетей;
♦ позиции социальной власти;
♦ лидерство.
2. Нормативное поведение в группе
3. Групповая сплоченность
Выделяют следующие функции малых групп:
1. Социализация – включение личности в определённую социальную среду, усвоение её норм и ценностей, получение умений и навыков.
2. Инструментальная функция – деятельность людей, ориентированная на конкретную задачу.
3. Экспрессивная функция – удовлетворение потребности в общении, уважении и принятии.
4. Поддерживающая функция – объединение в группы в трудных ситуациях с целью обеспечения психологической поддержки для ослабления неприятных чувств.
Групповые явления:
1. Социальная фасилитация— тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других.
2. Социальная ингибиция – тенденция, побуждающая людей хуже выполнять сложные задачи в присутствии других людей.
3.Деиндивидуализация -- утрата самоосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.
4.Социальная леность-- тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.
5.Конформизм-- изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.
6.Групповая поляризация – это принцип, согласно которому обсуждения в группе усиливают изначальные установки её членов.
7.Огруппление мышления--режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий.
Исходя из рассмотренных групповых явлений можно выделить способы повышения результативности работы небольшого трудового коллектива, как малой группы:
1. Снизить уровень социальной лености в трудовом коллективе при помощи следующих мероприятий:
а) повысить ответственность всех членов коллектива (так, чтобы каждый отвечал лишь за определённый вид деятельности),
б) повысить мотивацию (например, чтобы размер заработной платы напрямую зависел от количества и качества выполненной работы),
в) усиление контроля за деятельность каждого члена коллектива,
г) повысить дух соперничества.
2.Руководителю коллектива следовать следующим правилам по предотвращению возникновения явления огруппления мышления в трудовом коллективе:
а) рассказать членам группы о существовании явления огруппления мышления, о его причинах и последствиях,
б) не следует занимать предвзятую позицию,
в) попросить каждого подходить к возникающим в коллективе проблемам критически, поощрять выражение сомнений и своего мнения,
г) к решению возникшей в коллективе проблемы можно пригласить эксперта со стороны.
27. Основные разработки имиджа политического деятеля для первой встречи с избирателями – жителями небольшого сельского населенного пункта (Социальное восприятие. Формирование первого впечатления. Избирательное восприятие. Стереотипы).
Имидж - сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, сильно эмоционально окрашенный образ кого-либо.
Эффективный имидж политического лидерав большинстве случаевсоответствует ожиданиям масс. Например: социальные ожидания непременно будут связаны с выдвижением во власть «сильной личности, который защитит и наведет порядок на селе». Соответственно политическому деятелю рекомендуем для первой встречи с избирателями почаще делать «твердые заявления», обещать всех защитить, навести порядок. Имидж политического лидера отличается стереотипностью. Он должен быть простым, образным, доступным, соответствующим сложившимся у большинства населения ПОЗИТИВНЫМ представлениям о политическом деятеле.Сильный, волевой, умныйвот стереотипные и ценимые черты имиджа политика.
В процессе взаимодействия огромную роль играют восприятие и взаимопонимание людьми Друг Друга. От того на сколько они эффективны зависит и результат первой встречи политического деятеля с избирателями. В ходе социального восприятия формируется образ политического деятеля. Обязательно учитывать компоненты внешнего облика, которые прочно связываются с характерными психологическими чертами личности. Например: умные глаза, волевой подбородок, опрятная одежда.
Эффект первого впечатления выражается в том, что очень часто при оценке политика или черт его характера предается наибольшее значение первому впечатлению, при этом все последующие мнения о нем, противоречащие созданному образу, отбрасываются. Надо помнить, что очень часто образ политического деятеля формируется в глазах избирателей с помощью слов и речей. Чтобы действие, которое политик провозглашает были восприняты публикой с энтузиазмом, они должны отвечать двум условиям:быть достаточно решительными и поражать воображения. Политический деятель должен обладать харизмой, обаянием, умением формировать свой образ и внешнее поведение.
Основная часть взаимодействий в обществе строится именно на основе имиджа. Необходимый имидж - убедительный аргумент для принятия множества социальных решений. Имидж, совпадающий со стереотипно требуемым, повышает конкурента способность его носителя.
Предложите не менее трех способов повышения результативности общения исходя их теорий В.Н. Панферова (1987) и К. Шеннона и У. Уивера (1949) (Общение. Функции человека в общении. Невербальная коммуникация. Структура общения. НЛП).
Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности
предлагаем характеризовать структуру общенияпутем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная (Ломов,)
центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это — совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий) . Хотя все сказанное относится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки.
Как сделать процесс убеждения эффективным? Исследователи изучили четыре фактора этого
процесса: «коммуникатор», само сообщение, канал передачи информации, аудитория.
Кредитный «коммуникатор» воспринимается как заслуживающий доверия эксперт. Люди, говорящие
прямо, быстро и глядя слушателям в глаза, кажутся более «кредитными». То же самое можно сказать о людях, высказывающихся наперекор своим личным интересам. Привлекательный «коммуникатор» эффективен в вопросах вкусов и личных предпочтений.
Ассоциативное связывание сообщения с хорошим настроением, которое появляется во время еды, питья или приятной музыки, дела-ет его более убедительным. В хорошем настроении люди часто склон-ны к быстрым, менее рефлективным суждениям. Некоторые возбуж-дающие страх сообщения также могут быть эффективны, по-видимо-му из-за того, что они образны и хорошо запоминаются.
То, до какой степени сообщение может противоречить уже сло-жившемуся у аудитории мнению, зависит от «кредитности» «комму-никатора». А будет ли сообщение более убедительным в том случае, если оно описывает только одну позицию, или, скорее, в том, когда оно упоминает также и противоположную, зависит, наоборот, от слу-шателей. Если аудитория уже заранее согласна с сообщением, не зна-кома с контраргументами и вряд ли будет позднее рассматривать про-тивоположную точку зрения, наиболее эффективна односторонняя аргументация. Если же приходится иметь дело с более искушенной аудиторией или с теми, кто не согласен с сообщением, более эффек-тивной оказывается двусторонняя аргументация.
Если представлены две противоположные точки зрения, какая из сторон будет иметь преимущество — выступающая первой или вто-рой? Обычно проявляется эффект первичности: информация, пере-данная раньше, более убедительна. Тем не менее, если выступления разделяет временной интервал, воздействие более ранней информа-ции уменьшается; если решение принимается сразу же после заслушивания второй стороны (информация которой поэтому в этот мо-мент лучше сохраняется в памяти аудитории), то, вероятно, проявит-ся эффект вторичности. 70
Еще одно важное обстоятельство — как именно передается сооб-щение. Не являясь столь же существенным, как влияние других людей при личном контакте, воздействие средств массовой коммуникации может оказаться эффективным в случае тем незначительных (напри-мер, какую марку аспирина покупать) или незнакомых аудитории (например, если речь идет о выборе между двумя ранее неизвестными политическими кандидатами).
И наконец, многое зависит от того, кто получает данное сообще-ние. О чем думает аудитория, воспринимая сообщение? Согласна ли она с ним? Или, напротив, подыскивает контраргументы? Предупреждение о том, что сейчас последует спорное сообщение, стимулирует контраргументацию и снижает убедительность; отвлечение внимания при спорном сообщении, напротив, повышает убедительность, препятствуя контраргументации. Кроме того, имеет значение и возраст аудитории. Исследователи, проводившие различные опросы и затем через какое-то время повторявшие их, обнаружили, что установки молодых людей менее стабильны.
Совершенно верно решает вопрос о связи внешности с психическим содержанием личности В.Н. Панфе-ров. Он пишет: «Ответ на вопрос о взаимосвязи объективных и субъек-тивных свойств человека нужно искать не только и не столько по линии связи психологических качеств личности с конституциональ-ными особенностями организма, сколько в рамках отношения «при-чинно-следственные взаимосвязи человека с миром вещей и людей — психологические качества личности». Иными словами, общение, со- вместная деятельность людей формируют внешность человека. При-знаки внешности выступают как знаковая система психологического содержания.
Предложите программу социально-психологического исследования сходств в социальных условиях учащихся двух старших классов (Эксперимент в социальной психологии. Методы социальной психологии).
В социальной психологии используют следующие доступные методы:
Наблюдение; эксперимент; обобщение независимых характеристик; анализ результатов деятельности; опросы; тестирование; социометрию.
Так, как класс является малой группой, коллективом, первым шагом необходимо определить социально психологический климат в коллективе.Это можно сделать с помощью методик: диагностика соц. психологического климата группы (О.С. Михалюк, Н.Ю. Хрящева) относительно другой группы.
Для сравнения сходств в социальных условиях старшеклассников двух классов можно использовать методику для определения профессиональной направленности личности (Л.А. Головей), с использованием анкеты, что даст информацию о 1.) Наличие профессионального плана и степени его сформированности(когда выбрана профессия, пути её получения, уверенность в правоте выбора) 2.)Осознанность выбора профессии (учёт предшествующего опыта, осознание адекватной мотивации выбранной профессии).
Можно использовать методику профессиональных предпочтений Л.А. Верещагина. Методика изучает склонности к различным сферам профессиональной деятельности (искуство, техника, человек-человек, склонность к умственному труду или физическому).
Разработанная программа позволит исследовать сходства двух групп по отношению к профессиональному самоопределению и профессиональным предпочтениям.