Структурные компоненты психодиагностики

В психодиагностике выделяют следующие компоненты:

1. Семиотический. Наука о знаках – семиотика. Используется и в медицине. Симптом – знак болезни. Характеризуются диагностические признаки, описания и классификация болезни. В психологии характеризуются: запросы, жалобы, обращения, виды отклонений в поведении, неуспеваемости, психологические причины указанных явлений. Структура объекта психодиагностики и его диагностические признаки.

2. Технический. Характеризуются требования к методикам, их накопление и классификация.

3. Диантологический («диантос» - должный). В медицине – этика. Взаимодействие пациента и врача. В психологии – характеризует взаимосвязь психолога и клиента. Этическая сторона. Закономерности взаимодействия, приемы установления психологического контакта.

4. Логический. Этапы диагностического процесса, логика диагностического процесса, приемы диагностического поиска. Речь идет о характеристики диагностического мышления психолога.

ПД (психодиагностика) в ее современном виде совокупность взаимосвязанных теорий: объекта диагностики и его диагностических признаков (То); разработки диагностических методик (Тм); взаимодействие диагноста с обследуемым (Тв); теории решения психодиагностических задач (Тр).

Для современного уровня развития психодиагностики характерно направленное развитие ее отдельных компонентов. В настоящее время наиболее развит технический компонент (большое количество методик в распоряжении у практического психолога /от 5 до 15 тыс./). Диантологический компонент в основном использует данные психиатрии. Семиотический и логический компоненты находятся на начальном этапе своего развития.

Основные виды психодиагностики

Ø Профессиональная психодиагностика – разрабатывает принципы и методы распознавания психических свойств отдельного работника в целях профотбора, профориентации, активизации профессиональной деятельности, совершенствование профессиональной подготовки. Данная диагностика делиться на:

- групповую (задача: а) выявление психологических причин снижения показателя эффективности профессиональной деятельности; б) снижение показателя аварийности, связанной с эксплуатацией новой техники. Причины: а) низкий уровень профессиональной подготовленности коллектива, не соответствие руководителя должности; б) склонность к неоправданному риску, невнимательность, недостаточная проф.подготовленность, утрата лидерства руководителем);

- индивидуальную (задача: выявление психологических причин низкой проф. эффективности отдельных работников; причины: низкое качество обучения, недостаточная проф.тренировка, межличностное напряжение, не оптимальный режим труда и отдыха);

Ø Психолого-педагогическая психодиагностика – контроль психического развития детей в процессе обучения и воспитания, а так же коррекция развития в целях создания него оптимальных возможностей. Распознавание психологических причин педагогических явлений (неуспеваемости, отклонений в поведении, готовности к школе).

Ø Клиническая или медико-писхологическая психодиагностика. Специфика задачи в зависимости от области: патопсихология и нейропсихология. Выявление в психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, маниакально-дипрессивный психоз) психологических симптомов. Оценка эффективности лечения и реабилитационной работы, которая предполагает учет изменений привнесенных в психику заболеванием, учет волевой и интеллектуальной деятельности.

Ø В дефектологии. Дети с отклонениями в психическом развитии и отбор детей в спецшколы. Оценка индивидуально-психологических особенностей ребенка для дифференцированного подхода в обучении и воспитании.

Ø Экспертиза.

- нозологическая диагностика (то же что в медицине);

- структурно-динамическая (анализ личности, судебная практика):

- решение о наличии у обследуемого ряжа психических состояний, повлиявших на него в период совершения преступления (аффект, страх, горе и т.д.).

Объект психодиагностики

Объект – исследуемый, человек или группа людей. Объект выступает в 2 аспектах:

1. Как со-субъект психодиагностической деятельности (со-участник психодиагностического процесса). Обследуемый является со-субъектом т.к. обладает правом свободного поведения в диагностической ситуации. Его активная позиция проявляется в способствовании или препятствии получению психодиагностической информации. При обследовании возникает вопрос о характере взаимодействия двух субъектов психодиагностического процесса и об установлении и поддержании непосредственного психологического контакта между ними и, следовательно, вопрос их неконтролируемого суггестивного влияния друг на друга.

2. Объект психодиагностики выступает как система психической регуляции. В медицине диагностика изучает организм как динамическую саморегулируемую систему. Это основывается на положении: заболевает лишь тот человек, чьи регуляторы в данное время действуют почему-либо слабо. В соответствии с этим в психодиагностике человек рассматривается как система психодиагностической регуляции, и основывается на том, что отклонение от значений параметров деятельности или состояния психического комфорта являются показателями того, что соответствующие психические регуляторы в данное время действуют почему-либо слабо (нужен определенный компонент, с которым связанно отклонение).

Структура объекта психодиагностики:

В разных областях практической психологии существует представление о структуре объекта психодиагностике и согласно им объект психодиагностике имеет иерархическое строение. Выделяют (в медицинской психологии):

- патобиологический уровень;

- патофизиологический уровень;

- нейропатопсихологический уровень (нарушение ВНД и психических процессов);

- психопатологический уровень.

Выделяют (в педагогической психологии):

- нейрофизиологический уровень;

- педагогический уровень;

- психологический уровень.

Если поставить задачу выделить структуру пригодную для всех, то можно выделит 2 уровня: а) феноменологический уровень

б) уровень причинных оснований

В ряде случаев, в потоке диагностической информации, не вызывает трудности определить, что относится к феноменологическому, а что к уровню причинных оснований. Но есть ситуации когда это затруднительно.

Феноменологический уровень – явление не психологической природы (отклонение в поведении, невыполнение профессиональных функций).

Уровень причинных оснований - причины (свойства ВНД) психологической природы.

Сложно отличить уровни, если запрос сформулирован в психологических терминах. Для ориентира в ситуации используют 2 категории. Соотношение уровней:

Феноменологический уровень Уровень причинных оснований
Уровни соотносятся как:
Явление внешне наблюдаемое Сущность внутренне не наблюдаемая
Объясняемое Объясняющее
Следствие Причина
Цель Средство
Характеристики деятельности или психического состояния Их психические регуляторы

Объект психодиагностики изменяется во времени и отсюда он имеет состояния. По отношению к норме можно выявить 2 состояния: 1 – нормальное;

2 – отклоняющееся.

(выходят за рамки психопатологии и дефектологии, не успевание с т.з. педагога – отклонение, но не отклонение с т.з. медицинской нормы, следовательно, возникает проблема нормы)

Субъект психодиагностики

Субъектом психодиагностики является отдельный человек (практический психолог, консультант) или группа людей, организация, сам обследуемый. Но субъектом не может быть тест или набор тестов. Субъект психодиагностики – носитель деятельности распознавания. Характеристика субъекта психодиагностики – оказание помощи обследуемому на основе учета его психологических особенностей.

Категории субъектов психодиагностики:

По наличию специальной подготовки, стремлению строго очертить границы компетенции:

- Субъект житейско-эмпирический – любой человек, не имеющий специальной психологической подготовки, который в процессе взаимодействия с другими людьми достигает своих практических целей на основе распознания их психологических особенностей. Среди этой же категории выделяют «знатоков душ» - писателей, художников, врачей, администраторов, педагогов.

- Практические психологи с соответствующем образованием.

Профессионально-этические принципы в роботе психолога диагноста:

1. Не нанесение ущерба обследуемому. Требует такой организации работы, что бы не ее процесс, не ее результаты не наносили вред клиенту, его здоровью, состоянию или социальному положению.

2. Принцип компетенции. Психолог должен браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, для решения которых лон владеет практическими методами работы и наделен соответствующими правовыми полномочиями.

Кого можно считать квалифицированным психологом-диагностом? Не один психолог не является квалифицированным во всех областях, в связи со специализацией подготовки. Категория психологов в США по степени подчиненности оценкам квалифицированных коллег выделяет 2 категории:

· Психологи, которые работают в научных организациях и государственных учреждениях.

· Психологи-практики, которые ведут самостоятельную практическую деятельность. Эти психологи должны отвечать более высоким требованиям профессиональной квалификации т.к. лишены профессионального общения. Квалифицированному психологу предоставляется лицензия.

Принцип компетенции появляется во владении психологическими методами работы (беседа, наблюдение) на высоком уровне. Психолог должен уметь выбирать методики, которые подходят для достижения частной цели и одновременно подходят для конкретного человека, которого он обследует.

Психолог должен уметь оценивать психометрические характеристики методик, должен знать соответствующую психологическую литературу, при этом применение методик должно поддерживать у обследуемого чувство симпатии и доверия, а так же удовлетворение от общения с психологом. Также проявляется в использовании методик: приобретение методик, продажа методик, отказ тестирования по почте. Принцип компетенции проявляется в адекватном изложении результатов обследования. Психолог формирует результаты обследования в терминах психологической науки и подтверждает свои выводы предъявлением первичных результатов. Компетентность проявляется и в отношении к другим людям. Психолог должен поставить в известность заказчика о реальных возможностях психологической науки в области поставленных запросов. Компетентность должна проявляется в рефлексии, и психолог должен иметь представление о своей компетенции и границах своих возможностей.

3. Принцип профессиональной тайны. Человек не должен подвергаться обследованию обманным путем. Он должен быть предупрежден о том. Кто будет иметь доступ к результатам, и какие решения могут быть приняты. Если обследованию подвергаются, несовершеннолетни дети, следовательно, предупреждают родителей. В данном случае речь идет о целях обследования и общем смысле обследования. Клиент может психологически мобилизоваться для лучшего выполнения задания, может отказаться от обследования, понимая от чего, он оказывается в случае положительных результатов обследования. Он может не формулировать отказ в явной форме, но применить свою технику выполнения методики, которая с его точки зрения может скрыть истинную информацию о себе. Это защищает тайну личности клиента и осложняет работу психолога. При правильном взаимодействии и взаимоуважении число отказов может быть сведено к незначительному числу.

4. Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе работы с клиентом на основе доверия не подлежит случайному или не случайному разглашению в согласуемых условиях. Принцип должен быть представлен так, чтобы он не мог скомпрометировать ни клиента, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Он выполняется если регламентировать соответствующими правилами обмен информацией психологическими характеристиками между заказчиком и психологом, заказчиком и клиентом. Правила:

- кодирование сведений психологического характера;

Психолог обязан на всех психологических материалах указывать не ФИО, а присвоенный код. Документ, в котором указанны ФИО и соответствующий код должен быть известен только психологу, оформляться в единственном экземпляре и храниться отдельно. Недоступно для посторонних. Передается заказчику по акту в случае необходимости.

- контролируемое хранение сведений психологического характера; Психолог должен согласовать список лиц имеющих доступ к материалам, место и условия хранения, цели их использования, сроки уничтожения.

- корректного использования сведений психологического характера; Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного сообщения обследуемому результатов исследования, которые могут его травмировать. Сведения психологического характера об обследуемом не должны подлежать открытому обсуждению, передачи вне форм и цели рекомендаций психолога.

Информация раскрывается только если есть явная угроза индивиду или обществу.

5. Принцип беспристрастности психолога. Не допускает предвзятого отношения в обследуемому, формулированию выводов противоречащих научным данным какое бы субъективное впечатление испытуемый не производил на психолога. Требование реализуется при:

- адекватности методик. Методики должны использоваться адекватно цели, возрасту, полу и т.д.

- научность результатов. Должны использоваться методы обработки данных, которые имеют научное признание и которые не зависят от научных пристрастий психолога, личных симпатий и т.д. Должно выть только то, что непременно получит любой исследователь такой же квалификации и специализации.

- взвешенность следований психологического характера передаваемых заказчику психологом. Должны предоставляться в терминах понятиях и известных заказчику в форме рекомендаций, которые не позволяющих их домысливать и рассматривать личность испытуемого вне задач, поставленных перед психологом.

Психодиагностическая задача

Практическая психодиагностическая задача – совокупность сведений о состоянии обследуемого при указании его желательного состояния принимаемого за норму и поставленной цели установить диагноз в случае реального или предполагаемого отклонения состояния от нормы.

Психодиагностическая задача практически противопоставлена исследовательской.

Можно выделить следующие различия:

1. При решении научной задачи исследователь имеет дело с абстракцией реальности, которая соответствует предмету научной дисциплины (часть). В практической психодиагностической задачи активность психодиагноста направлена на реальный, единичный, целостный объект.

2. Исследовательские задачи – методы и способы получения знаний. Практическая психодиагностическая задача – применение знания. Ориентирована на контакт с обследуемым, является комплексной.

3. Практической диагностической задаче характерна более высокая степень ответственности психолога за допущенную ошибку, т.к. последствия вмешательства могут иметь необратимый характер.

Структура практической диагностической задачи:

1. Цель – ответ на вопрос о причинах обуславливающих определенное состояние обследуемого.

2. Условия – специфика в том, что они не заданны явно и в полном объеме в начале решения задачи, а устанавливаются и формулируются психологом в ходе проведения обследования (содержательное изучение клиента). В связи с этим практическая диагностическая задача не является чисто логической задачей.

Условия имеют 2 составляющие:

- эмпирическую (отображение фактов полученных практическим психологом в ходе диагностического поиска). Они существенно изменяются в ходе диагностического поиска, пополняются и уточняются. Не являются константной величиной. Ее полнота и точность зависит от диагностической культуры и опыта, знаний практического психолога.

- априорную (до опыта). Сведения, имеющиеся у психолога до проведения обследования.

Диагностика начинается, если есть запрос.

3. Проблемная ситуация – возникает при соотнесении целей и условий. Проблемная ситуация меняется в ходе диагностического процесса. В начале и на ранних этапах диагностического поиска проблемная ситуация характеризуется неопределенностью (неполнота имеющихся сведений, возможностью действия различных психологических причин, вероятность этих причин различна).

Типология практических диагностических задач:

Построение типологии практических диагностических задач является актуальным т.к. она позволяет создать эффективные стратегии включения психолога в профессиональную, клиническую, учебно-воспитательную деятельность. Типология позволяет обобщить опыт непосредственной психологической помощи в различных сферах общественной практики.

Требования к типологии:

- типология должна содержать только задачи, которые решаются по средствам психологической помощи

- типология должна учитывать возрастные особенности обследуемых

- должна учитывать специфику диагностической деятельности, т.е. выделение, предположение, учет типичных ситуаций.

Пример: психолого-педагогическая диагностика Геймбуха.

Моделирование психодиагностической задачи.

Психодиагностическая задача – единичное событие из практики. Исходя из этого, при моделировании нужно исходить из следующих принципов:

1. Причинность – в модели должны найти отражения причинно-следственные связи психодиагностической задачи.

2. Фактическая правильность диагноза – при решении задачи из одних и тех же симптомов можно сделать заключение о разных причинах, однако, не все логические выводы являются причинами, вызвавшими данное событие, а только часть из них, поэтому при решении задачи психолог устанавливает не только логически возможные, но и фактически имеющиеся причины. В связи с этим в задачи моделирования в качестве правильного ответа должна быть признана не любая логически возникшая причина, а лишь фактически имеющая место, которая прошла проверку по результатам коррекционного воздействия. Если при моделировании психодиагностической задави не различать логическую и фактически имеющую место причины, то теряется критерий для оценки правильного ответа т.к. все тогда придется признать правильным, а это не соответствует действительности.

3. Избыточность данных – решение задачи в моделировании должно содержать возможность активного получения психологом дополнительной информации т.к. при решении задачи ее условия не даны в полном объеме. Решение модели диагностической задачи должно обеспечивать возможность выбора диагностического поиска. Представление избыточного количества данных обеспечивает эти условия.

Этапы моделирования:

1. Построение типологии психодиагностических задач (основа – феноменологический уровень).

2. Описание диагностических случаев из практики с поставленным диагнозом. Использование схемы описания случаев из практики.

3. Проведение избыточного обследования.

4. Разработка комплексной программы: запрос → схема этапов (феноменология и анализ, гипотеза, диагностическое обследование, диагностическое заключение, уточнение диагноза, отказ)→время решения задачи →время нахождения на этапе → стратегии =>можно разработать критерий о квалификации психолога.

Нозология – вид болезни. Семиотика – знаки болезни.

Наши рекомендации