К чему приводят попытки научиться делать комплименты, если не использовать приведенные рекомендации
Корреспондент «Женского журнала» Ольга Нагорная решила самостоятельно научиться делать комплименты, согласившись поучаствовать в следующем эксперименте: в течение недели делать комплименты – друзьям, коллегам и даже незнакомым людям. Как показал ее опыт, справедливость всех наших правил и рекомендаций полностью подтвердилась. Приведем с некоторыми сокращениями выдержки из ее рассказа.
«Для начала попрактиковаться в искусстве комплиментов я решила на подругах и коллегах. Во-первых, это не так волнительно, как обращаться к незнакомцам, а во-вторых – гораздо проще выделить и оценить внешние достоинства или достижения человека, которого хорошо знаешь. Утром в понедельник пришла в офис раньше всех и приготовилась встречать сотрудниц комплиментами. Первой „жертвой“ стала ассистент директора, Оксана. Она пришла в приталенном платье с декольте, и я не замедлила отметить достоинства фигуры девушки: „Оксана, ты великолепно сегодня выглядишь! Это платье очень выгодно подчеркивает твою пышную грудь!“ Тут стоит сделать ремарку: с Оксаной мы работаем вместе довольно долго, поэтому даже такой откровенный комплимент она восприняла спокойно. С улыбкой ответила: „Спасибо, очень мило с твоей стороны“, затем рассказала, что приобрела это платье совсем недавно на распродаже, и тут же погрузилась в работу. Было очевидно, что девушка прореагировала на комплимент спокойно, даже в какой-то мере безразлично». (Наш комментарий: подтвердилось предостережение о том, что поверхностные комплименты имеют не самые лучшие шансы на успех.)
«В коридоре встретила бухгалтера Галю – очень стильную девушку, которая всегда выглядит отлично. Подозреваю, сотрудники-мужчины иногда заглядывают в бухгалтерию вовсе не для того, чтобы получить от Гали профессиональный совет. Сегодня она выглядела несколько иначе, чем обычно, – вместо привычной короткой юбки, открывающей длинные стройные ноги, на ней был сарафан в пол, с воланами, подчеркивающий талию. Этот новый романтический образ не мог оставить меня равнодушной, и я сказала: „Галя, не могу пройти мимо без комплимента! Тебе очень идет этот сарафан!“ Реакция оказалась неожиданной: Галя раскраснелась, опустила взгляд и, смущенно улыбаясь, сказала: „Ой, как приятно услышать такие слова! Спасибо большое!“ Было очевидно, что девушка, привыкшая слышать комплименты каждый день, все равно принимает их с большим удовольствием». (Наш комментарий: подтвердилось то, что люди нуждаются в комплиментах и рады выслушивать их в любом количестве.)
«Успех дня решила закрепить во время ужина с подругой. Как только мы заняли столик в кофейне, я сообщила Аньке, что у нее отличная укладка. А еще – что она умница, потому что один из привередливых клиентов сегодня принял разработанную ею концепцию рекламной кампании. Подруга не осталась в долгу – похвалила мою внимательность и умение порадоваться за успехи других. (Психологи называют это „ответный комплимент“.)» (Наш комментарий: подтвердилось наше суждение, что комплименты осуществляют обмен положительными эмоциями?)
«Покупая в супермаркете возле дома фрукты на обед, я невольно обратила внимание на унылого кассира, которая, словно робот, пробивала товары и автоматически повторяла: „У вас есть скидка? Нет? Спасибо за покупку, приходите еще!“ Честно говоря, от одного ее вида у меня пропало желание еще когда-нибудь посетить это место, превращающее людей в зомби. Я решила порадовать женщину (на вид ей было чуть за сорок), сказав несколько приятных слов. Только что бы отметить? Волосы скрыты под чепцом, а фигура и одежда – под фирменным халатом. Пришлось присмотреться внимательнее… Вот! Ухоженные руки и аккуратно обработанные ногти, покрытые нежно-розовым лаком. Когда подошла моя очередь, Тамара (судя по надписи на бейдже), не глядя на меня, спросила: „У вас есть скидка?“ Я, стараясь улыбаться максимально естественно и искренне, ответила: „Нет“ и добавила: „Какой у вас красивый маникюр!“ Судя по всему, в этот момент в „программе“ Тамары произошел сбой. Она на пару секунд замерла с пакетом моих яблок в руках, а затем подняла на меня полный удивления взгляд. Внимательно посмотрела и строго, с выражением глубокого осуждения, сообщила: „Девушка, если у вас нет специальной карточки, я вам никак не смогу сделать скидку!“ Затем, поджав губы, пробила товар и с вызовом положила на прилавок сдачу и чек. Признаться, такого поворота событий я не ожидала. Ну ладно, не верят люди в искренность других. Но подозревать меня в том, что я вымогаю скидку за комплимент, – это уже слишком! Тем не менее мне стало ужасно стыдно, и я поспешила покинуть торговый зал магазина с поэтичным названием „Орхидея“. Всю дорогу на работу не могла прийти у себя, прокручивала ситуацию в голове. Пожалуй, комплименты стоит делать только тогда, когда ты точно уверена, что они не будут звучать двусмысленно». (Наш комментарий: девушка дословно повторила одно из правил неотразимого комплимента; подтвердилось и то, что комплименты воспринимаются негативно, когда есть подозрение в их меркантильной направленности.)
«Во время обеденного перерыва я решила прогуляться в близлежащем парке. Шла и высматривала, кого бы еще озадачить своим неумелым комплиментом. На одной из лавочек сидела девушка лет двадцати с длинными золотистыми волосами, заплетенными в косу, и увлеченно читала. Я расположилась рядом и постаралась рассмотреть название книги. „Ядерные реакции глубоко-неупругих передач“… Ничего себе тургеневская барышня! Хотя это самый подходящий вариант для того, чтобы сделать косвенный комплимент (то есть похвалить достижения человека, а не его внешность). Выбрав момент, когда девушка отвлеклась и полезла в сумку за напитком, я сказала: „Вы удивительная! Я думала, сейчас читают только модного писателя Сергея Минаева!“ Будущее светило отечественной ядерной промышленности ухмыльнулось и ответило с сарказмом и горечью в голосе: „Да-а-а… поступить на факультет энергетики у меня ума хватило. А вот учиться – похоже, не смогу“. Так как я при всем желании не смогла бы поддержать светскую беседу на тему ядерных реакторов, после минутной паузы пожелала девушке успехов и пошла обратно в офис». (Комментарий: наша героиня нарушила рекомендацию не делать предметом комплимента то, что вовсе не радует его адресата.)
«В первые же выходные я отправилась на пикник к друзьям, где представилась возможность познакомиться с новыми людьми и заодно сказать им несколько приятных слов. Татьяне оказалось приятно услышать, что ее йоркширский терьер Ася очень сообразительная и модная собачка (оказалось, что хозяйка сама шьет для своей „дочки“ микроскопические платья и комбинезоны). Людмила, готовившая плов, в ответ на мои слова о том, что более вкусного блюда я не ела никогда в жизни, разулыбалась и принялась делиться всеми рецептами, которые ей когда-либо удавались. Маргарита, увлеченная автомобилистка, также не смогла остаться равнодушной, когда я сказала:
„Наверное, я никогда бы не осмелилась приобрести автомобиль спортивного типа, вы такая смелая!“ Пришлось потом взять урок экстремального вождения у этой девушки. За один вечер я смогла понять, что люди на самом деле с удовольствием принимают комплименты. Это просто мы не всегда умеем подобрать слова. А правила просты. Нужно отметить одно конкретное достоинство. Говорить коротко, чтобы человек точно понимал, что ты имеешь в виду. Желательно немного понаблюдать и оценить именно то, чем объект твоей похвалы гордится больше всего. Незнакомым людям лучше делать комплименты, не затрагивающие их частную жизнь. И самое главное. Комплимент должен быть искренним и спонтанным. Хотя „домашние заготовки“ тоже никто не отменял. Ведь, как известно, лучшие импровизации продумывают заранее». (Наш комментарий: за время недельного эксперимента по овладению искусством комплимента девушка методом проб и ошибок (доставивших ей неприятные переживания) пришла к выводам, совпадающим с нашим рекомендациями и правилами, – мы их в ее последнем рассказе выделили курсивом.)