Менеджмент. Основы лидерства

Николай Петрович Беляцкий

Минск: Новое знание, 2002, cерия "Экономическое образование", 250 с.

1.1. Введение в менеджмент.
1.1.1. Менеджмент наука и практика управления людьми в сложных организациях.
1.1.2. Предприятие как система.
1.1.3. Сущность предпринимательства.
1.1.4. Сущность менеджмента.
1.1.5. Эволюция менеджмента.
1.2. Основополагающие идеи проектирования организации.
1.2.1. Основные понятия.
1.2.2. Содержание организационной деятельности.
1.2.3. Задачи и принципы организационной деятельности.
1.2.4. Диапазон управления и организационные уровни.
1.2.5. Социально-психологические предпосылки организационных изменений.
1.2.6. Понятие делегирования полномочий.
1.2.7. Виды полномочий.
1.2.8. Структуризация и реструктуризация.
1.2.9. Бюрократические аспекты проектирования.
1.2.10. Бюрократическая организационная структура.
1.2.11. Адаптивные структуры.
1.3. Деловая активность.
1.3.1. Концепция предпринимательской деятельности.
1.3.2. Принципы деловой активности.
1.3.3. Содержание концепции деловой активности.
1.4. Введение в лидерство
1.4.1. Природа лидерства
1.4.2. Лидерство и управление
1.4.3. Организационные структуры и лидерство
2.1. Концептуальные основы лидерства
2.1.1. Мультикультерное определение лидерства
2.1.2. Власть как основы лидерства
2.1.3. Традиционные концепции лидерства
2.1.4. Развитие концепций лидерства
2.2. Теоретические оснвоы лидерства
2.2.1. Элементы лидерства
2.2.2. Лидерство и руководство
2.2.3. Теория лидерских качеств
2.2.4. Ситуационные основы лидерства
2.2.5. Личностно-ситуативные теории
2.2.6. Теория кредита доверия
2.2.7. Типы лидеров
2.3. разивтие личностных качеств лидера менеджера
2.3.1. Понятие и значимость требований
2.3.2. Эволюция требований
2.3.3. Ответственность
2.3.4. Этические принципы лидерства
2.4. Инновационное лидерство
2.4.1. Неопределенность и вероятностный характер лидерства, его противоречивость
2.4.2. Модель Л. Херси-К. Бланшера
2.4.3. Развитие теории инновационного лидерства
3.1. Анализ стиля лидерства
3.1.1. Понятие стиля в менеджменте
3.1.2. Развитие понятия стиля
3.1.3. Суть стиля управления
3.1.4. Однофакторный способ анализа стилей
3.1.5. Классификация стилей
3.1.6. Стили лидерства по критерию управленческих функций
3.1.7. Двухфакторный способ анализа стилей
3.1.8. Четырехфакторный анализ стилей
3.1.9. Многофакторный анализ
3.2. Зависимость эффективности стиля лидерства от ситуации
3.2.1. Основные параметры ситуаций
3.2.2. Ситуационная зависимость эффективности стилей
3.2.3. Ситуационная модель Фидлера
3.2.4. Противоречия современного менеджмента и авторитарного лидерства
3.2.5. Алгоритм выбора стиля
4.1. Стиль в системе управления организацией
4.1.1. Характеристики управленческих отношений
4.1.2. Виды и взаимосвязи управленческих отношений
4.1.3. Взаимосвязи между оргструктурой и стилем управления
4.1.4. Индикаторы стиля в системе управленческих отношений
4.1.5. Новые задачи и стиль управления
4.2. Граница выбора стиля
4.2.1. Законы, принципы и стиль лидерства
4.2.2. Методы и стиль лидерства
4.2.3. Стиль в системе задач и функций управления
4.3. Качества руководителя стиль лидерства качество управленческого труда
4.3.1. Подход с позиции личностных качеств лидера
4.3.2. Ситуационно-поведенческий подход
4.3.3. Модель стиля управления
4.4. Формирование стиля лидерства
4.4.1. Система стилеобразующих факторов. Комплексность стиля
4.4.2. Единичные (субъективные) факторы
4.5. Особенные (объективно-субъективные) и общие (объективные) факторы
5.1. Влияние лидерства на успехи предприятия
5.1.1. Критерии качества управленческого труда и стиля управления
5.1.2. Опыт анализа зависимости производственных результатов от стиля лидерства
5.1.3. Зонально-графический анализ влияния стиля лидерства
5.1.4. Моделирование межуровневого анализа влияния стиля лидерства
5.2. Оценка влияния стиля организаторов производства на его результаты
5.2.1. Стиль мастера и успехи коллектива
5.2.2. Оценка влияния стиля начальника цеха на успехи коллектива
5.2.3. Эффективность стиля лидерства
5.3. Практика формирования резерва
5.3.1. Критерии и виды резерва
5.3.2. Источники и технология формирования
5.3.3. Модели должностей
5.4. ПРАКТИКА АМЕРИКАНСКОГО ЛИДЕРСТВА
5.4.1. Успешный лидер
5.4.2. Командное лидерство
5.4.3. Групповое мышление и лидерство в малых группах
5.5. ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО ЛИДЕРСТВА
5.5.1. Групповое лидерство
5.5.2. Японская модель лидерства

1. Менеджмент и лидерство

Лидерство разнообразно, ему дано много определений, тем не менее, и к началу ХХI века оно исследовано недостаточно. Объектом напряженного интереса хозяйственное лидерство стало с середины ХХ века. Но внимание исследователей концентрировалось в основном на психологическом аспекте лидерства. Ранее, начиная с эпохи античности, проблема лидерства рассматривалась как философская. Актуальным был вопрос, как найти защитника, спасителя, мессию. Постепенно подходы к лидерству демифологизировались, подверглись эмпирическому анализу, и нашли свое место в менеджменте, где рассматриваются комплексно в связи с потребностями большого бизнеса и самого менеджмента.

Вместе с тем некоторые ошибочные представления о лидерстве сохранились. Часто считают, что лидерство основано на должности, хотя как раз наоборот – лидер сам создает должности в результате развития бизнеса. Предположение о том, что человек, носящий внушительный титул или назначенный на управленческую должность, уже является лидером принципиально ошибочно. Лидерство не получают вместе с постом. Оно исходит не из назначения, а от влияния, которое нельзя получить в качестве награды, его заслуживают, достигают или зарабатывают. Назначения дают больше шансов стать лидером. Они дают возможность повысить влияние, но при этом не исключается и вероятность вообще потерять влияние, даже при сохранении должности. Таким образом, лидер и человек, занимающий управленческую должность, - не синонимы. Хотя нередко руководитель есть лидер.

Еще одно заблуждение состоит в том, что лидеры – это предприниматели, т.е. те, кто умеет зарабатывать деньги, продавать или комбинировать. Так есть далеко не всегда. Предприимчивость, творчество, успех содействуют лидеру, но не делают его таковым. Необходимо долгосрочное устойчивое и признаваемое влияние.

Среди распространенных заблуждений о лидерстве существует убеждение в том, что сущность лидерства составляет определенная сила, а значит тот, кто больше знает, тот и лидер («знание-сила»). Но мы видим на практике, что лидеры – далеко не те люди, которые имеют самые высокие коэффициенты интеллекта или баллы в зачетной книжке. Иногда даже способности к лидерству находятся в полной противоположности с мыслительными способностями. Таким образом, уровень знаний и уровень лидерских качества – это не одно и тоже. Вместе с тем не следует заблуждаться: без знаний нет лидера. Известно утверждение Ли Якокка: успех приходит не благодаря тому, что вы знаете, а благодаря тому, кого вы знаете и как презентуете себя каждому из этих людей.

Ошибочным представлением о лидере является олицетворение его с тем, кто идет впереди. Лидер – не первопроходец. Быть первым – не значит быть лидером. Например, группа штурмует вершину. Первым ее достиг один из членов этой группы. Но лидером ее остался человек, за которым преднамеренно и сознательно последовали все остальные на штурм вершины.

Просто достигший вершины раньше других первым осуществил перспективный замысел реального Лидера. А таковым является человек, имеющий наибольшее и устойчивое влияние на других. Условия для получения такого влияния существенно расширяют менеджмент.

1.1. Введение в менеджмент

1.1.1. Менеджмент — управления людьми в сложных организациях.

Без выяснения сути управления невозможно правильное осмысление менеджмента. Поэтому первые шаги в изучении менеджмента начинаются с чеканки тех понятий, которые составляют содержание управления.

Управление всегда существует в системах. В литературе су­ществует более 30 определений такого ключевого понятия, как система. Вот наиболее устоявшиеся из них. Система — это:

• комплекс элементов, находящихся во взаимодействии (Л. Берталанфи);

• множество элементов вместе с отношениями между ними (Р. Миллер);

• сеть взаимосвязанных элементов любого типа концепций, объектов, людей (Акофф).

В данном пособии подсистемой понимается такая сово­купность взаимодействующих элементов, которая имеет новые свойства, отличные от свойств ее составных частей. Главное в системе не сами элементы, а взаимосвязи между ними, их взаи­модействие, отношение друг к другу. Взаимодействие компонен­тов системы обеспечивается управлением.

В зависимости от характеристик элементов, их состояния и природы, а также законов, по которым происходит движение этих элементов, выделяют системы:

1) неживой природы (например, солнечная);

2) живой природы (например, муравейник);

3) социальные, состоящие из людей.

Управление, характерное для первого типа систем, основано на законах поведения неживой природы, например законах Кеп­лера, Ньютона, Кирхгофа, законе всемирного тяготения и других, которые составляют содержание естественных наук — от астро­номии до микроэлектроники и физики элементарных частиц. Управление в системе второго типа основано на законах биологии и других, которые устанавливают всеобщие и необходимые связи в живой природе. Управление в социальных системах основано на законах, которые действуют в них.

Наука управления всеми системами известна как кибернети­ка. Для любой системы управления основополагающими явля­ются принципы кибернетики:

— системность;

— иерархичность;

— обратные связи;

— симметричность;

— управление по целям.

Фундаментальные принципы управления, открытие которых является главной заслугой кибернетики, применимы во всех сложных системах, в том числе социальных. Существенное отли­чие данных систем и управления в них послужило основанием для созданияэмпирической прикладной науки управления людьми в организациях, названной менеджментом.

Сущность современного менеджмента, развитие которого вызвано потребностями большого бизнеса, мы выясним, предва­рительно рассмотрев понятие предпринимательства.

Наши рекомендации