Тема 9. Командный менеджмент. Теория лидерства, власти и влияния

План лекции

Власть и его виды

Лидерство

3.Стили лидерства

4.Сравнительная таблица стилей управления

Власть и его виды

Власть – это право и возможность влиять на поведение других, управлять ими в целях достижения организацией поставленных задач.

Существует несколько видов власти:

■ должностная;■ политическая;■ профессиональная;■ информационно-аналитическая;■ материально-финансовая;■ духовно-нравственная;■ традиционная.

Общая власть осуществляется при помощи пяти различных видов власти:

■ Экспертная власть – это возможность управляющего влиять на поведение подчинённых благодаря уровню образования, опыта, умений и навыков, т.е. она определяется компетентностью управляющего. Данная власть осуществляется, когда управляющий воспринимается как носитель специальных и полезных знаний либо его мнение подкреплено мнением экспертов.

■ Власть примера определяется харизмой управляющего, т.е. власть основана на силе личных качеств и стиля управления управляющего. это приводит к тому, что подчинённые стремятся подражать управляющему во всём. Чем больше управляющий является идеалом для кого-то, тем больше его уважают.

■ Законная власть – власть, полученная управляющим в соответствии с занимаемой должностью. Основывается на праве человека управлять другими в силу соответствующего положения в организации.

■ Власть вознаграждения – это один из самых давних и широко используемых видов власти в организации. Основано на вере и возможность вознаградить или отказать в этом. Сила этой власти определяется справедливостью. Она может быть ослаблена, если обещанное вознаграждение не последует или если поощряются работники не выполнившие задания.

■ Власть принуждения – способность оказывать влияние на других, при условии контроля величины или формы наказания, которое может быть к ним применено. Реализуется путём применения наказаний, выговоров, штрафов, понижение в должности. В основе такой власти – страх, который ограничивает инициативу, творчество. Наказание должно соответствовать проступку.

По мере того, как способности исполнителя подошли вплотную к способностям управляющего, стала возрастать необходимость искать сотрудничества со стороны исполнителя, чтобы иметь возможность на него влиять.

Две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству, - это убеждение и участие сотрудников в управлении.

Лидерство

Каждая группа людей способна работать с полной отдачей. Имея во главе человека, владеющего искусством лидерства. Это искусство состоит по крайней мере из следующих трёх основных частей:

■ способности понимать, что людьми движут различные мотивы в разное время ив различных ситуациях;

■ способности вдохновлять;

■ способности действовать так, чтобы создавать атмосферу для возникновения мотивации и ответа на неё.

Лидерство – это способность влиять на людей, чтобы побудить их работать в направлении достижения целей.

Лидерство является одним из важных социально-психологических механизмов реализации власти в группе. Для того чтобы задействовать этот механизм, необходимо совместимость целей лидера и участников группы. В этом принципиальное отличие лидерства от власти. для существования власти не обязательно требуется совместимость целей.

Лидерство предполагает наличие отношений «лидер-последователь». Эти взаимоотношения не обязательно предполагают иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник-подчинённый». Лидер – это тот, за кем идут.

Лидерство как явление является функцией лидера, последователей и ситуации. Ситуацию определяют любые изменения, препятствия на пути достижения групповых целей (изменение численности, состава группы, конфликты и т.п.). Именно ситуация во многих случаях играет решающую роль в проявлении механизма выдвижения группой лидера.

Для нормального функционирования группы очень важно, чтобы официальный управляющий был одновременно и не – официальным лидером.

Исторически сложились три подхода к решению проблемы лидерства:

■ Подход с позиций личных качеств.

■ Поведенческий подход.

■ Ситуационный подход.

3.Стили лидерства

Под стилем управления понимают устойчивую систему способов, приёмов, методов воздействия управляющего на коллектив, в которой проявляются и личные качества управляющего, и особенности коллектива.

В настоящее время выделяют три основных стиля управления, которые имеют разные названия:

■ директивный, авторитарный, автократический;

■ демократический, коллегиальный;

■ формальный, либеральный, анархический.

Сравнительная таблица названных стилей управления (таблица) даёт возможность сделать следующие выводы.

В условиях производства в зависимости от особенностей коллектива указанные стили управления могут применяться в их сочетании

На практике в чистом виде редко встречается определённый стиль управления. Чаще всего применяется комбинация, созданная управляющим с целью использования положительных сторон того или иного стиля управления

Стили лидерства могут быть автократичными, демократичными и либеральными.

Возможны два подхода:

- поведенческий: эффективность лидерства определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения с подчинёнными.

- ситуационный: эффективность лидерства определяется ситуацией, поэтому руководитель – лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях, определяемых заданием, внешней средой, личными качествами подчинённых и т.д.

Автократичный стиль: ориентация в принятии решений не себя, единоличная власть и управление.

Демократичный стиль: разделение власти, участие работников в управлении.

Либеральный стиль: полная свобода группы, коллегиальность в управлении.

Существует две теории – теория X и теория Y. Стиль руководства определяется взглядами и представлениями данного руководителя, а представления могут быть различными.

Теория X основывается на представлениях автократичного руководителя: а) люди не любят трудиться; б) люди предпочитают, чтобы ими руководили (боятся брать ответственность на себя); в) больше всего люди хотят защищённости; г) чтобы заставить трудиться необходимо принуждение, контроль, наказание.

Теория Y основывается на представлениях демократичного руководителя: а) труд – процесс естественный; б) если условия благоприятные, то люди будут стремиться к самостоятельности и ответственности; в) люди могут и будут использовать самоуправление и самоконтроль, если они приобщены к общей цели; г) приобщение к общей цели есть функция вознаграждения; д) интеллектуальный потенциал и способность к творчеству используется людьми частично, следовательно, необходимо раскрыть эти стороны в человеке.

4.Сравнительная таблица стилей управления

Параметры управления Стиль руководства
Авторитарный Демократический Формальный
Порядок принятия решений Решения принимаются только самим управляющим Решения принимаются управляющим при участии коллектива и общественных организаций Решения принимаются подчинёнными при молчаливом одобрении управляющего
Способ доведения принятого решения до исполнителей Приказ, команда доложить об исполнении Рекомендации, дружеский совет, убеждение Просьба, упрашивание
Порядок использования управляющим его прав Права использует только сам управляющий Часть прав управляющий передаёт подчинённым Управляющий рассчитывает, что подчинённые воспользуются его правами
Распределение ответственности Управляющий перекладывает её на своих подчинённых Управляющий несёт ответственность сам, перекладывая на подчинённых часть её в соответствии с преданными им правами Управляющий старается переложить ответственность на вышестоящих начальников
Побуждающий стимул к управлению Команда сверху или необычные обстоятельства Собственная инициатива или предложения снизу Только инициатива подчинённых
Степень общения с подчинёнными Всячески избегает общения, держится на расстоянии Общителен Общается с подчинёнными только по их инициативе
Характер общения с подчинёнными Управляющий понукает, допускает окрики, публичные выговоры Помогает при затруднениях, благодарит за хорошую работу Не мешает работать, предоставляет работникам полную свободу действий

Контрольные вопросы

1.Власть и его виды

2.Лидерство

3. Стили лидерства

4.Сравнительная таблица стилей управления

Рекомендуемая литература

1. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента /Пер.с англ. - М.: Дело, 1994.

2. Шеметов П.В. Чередникова Л.Е. Менеджмент: учебное пособие. М., Омега-Л, 2008.

3. Акофф В. Акофф о менеджменте. СПб.: Питер, 2002.

Наши рекомендации