Организационные структуры. Классификация и характеристика основных видов организационных структур.
Основные подходы и концепции современного менеджмента.
Основные подходы:
1. Подход с позиций выделения различных школ рассматривает управление с четырех разных точек зрения. Это школы: а) научного управления; б) административного управления; в) человеческих отношений и науки о поведении; г) науки управления или количественных методов.
2. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и связующие процессы - коммуникации и принятия решения.
3. В системном подходе организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды.
4. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку имеется такое обилие факторов и их сочетаний, определяющих ситуацию, как в самой организации, так и окружающей среде, не существует единого для всех « лучшего» способа управления организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Задача - найти и суметь реализовать этот метод.
Основные концепции:
научное; административное; с позиций психологии и человеческих отношений; с позиций науки о поведении.
Функция планирования
Содержаниепланирования как ф-ции управления сост в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка
Планирование предусматривает разработку целей и комплекса меропр-й, опред последовательность достижения конкр рез-в деятельности с учетом возможностей и наиболее эффективного использ-я ресурсов каждым произв-м подразделением и организацией в целом.
Включает формирование обоснованного ответа на 3 вопроса: Где мы находимся в наст время? Куда мы хотим двигаться? Как мы собираемся это делать?
Суть ответа на 1 вопрос заключ вопределении реальных возможностей орг-ции в сфере ее основной деят-ти на основе анализа ее сильных и слабых сторон в областях: маркетинг, финансы, производство, персонал
При формулировании отв на 2 вопрос дополнительно к выполненному анализу анализируются экономические усл-я, уровень технологии, соц и культурные изменения, влияние факторов внешней среды на деят-ть организации.
Ответ на 3 вопрос содержит конкретные мероприятия,которые должны осуществить подразделения и сотрудники орг-ции при решении пост задач для достиж сформулиров целей.
Планирование рассм как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех сотрудников орг-ции на достиж успеха путем детального представления желаемого результата и опред мероприятий по достиж сформулированныхцелей с учетом использования возможностей организации и внешней среды.
Функция планирования должна обеспечивать: полноту и максимальную достоверность планирования, ясность и однозначность планов, непрерывность планирования.
Процесс планирования включает несколько последовательных этапов:
1) Определение целей организации, 2) опред задач деятельности организации,3) разработку планов выполнения работ по решению поставленных задач, 4) разработку общих направлений выполнения планов на каждом управленческом уровне, обеспечивающих координацию работ, напр-х на достижение желаемого рез-та, 5) разработку конкретных процедур и правил выполнения планов
Проц. Планирования, включ указанные выше этапы, может быть представлен в виде модели
Модель отражает содержание ф-ции планирования, включая все элементы процесса и их взаимосвязи. Модель также учитывает влияние на процесс планирования факторов внешней среды. Функционирование модели при реализации ф-ции планирования отражает реализацию конкретной управленческой деятельности.
Функция организации
Представляет собой совокупность действий управленческого персонала, направленных на создание организационных условий для обеспечения наиболее эффективного желаемого результата.
Функцию можно определить как процесс создания организ-й структуры организации, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для реализации ее целей
Включает следующие стадии работы: 1) детализацию целей, которые были сформулированы в проц планирования, опред конкретных задачдля их достижения с учетом специфики и сложности планируемого рез-та деят-ти орг-ции
2) Опред всех видов работ, которые необх выполнить для решения конкретных задач направл на достиж целей организации
3) Оценку имеющихсятрудовых ресурсов, их идентификацию с конкретными видами работ и группирование в организационные формирования по родственным работам, технологиям и квалификационным требованиям к персоналу.
4) Определение степени ответственности и характера полномочий управленческого персонала различных уровней подразделений и организ-ии
5) Оформление и утверждение орг схем и структур,должностных инструкций, нормативов.
Формирование орг структуры предусматривает принятие решений по основным элементам: - специализация рабочих заданий конкр видов работ выполняемых раздельно; - формир подразделений и установление связей между ними; - опред цели команд и норм управляемости применительно к различным уровням управления и видам упр деятельности; - установление уровня централизации и децентрализации управления; - формализация принятых решений
Процесс группирования родственных функций и видов работ в подразделения принято называть департаментацией.
В практике менеджмента использ различные подходы к созд подразделений. Наиболее распространенные: функциональный подход- предусматривает проведение департаментации по видам функциональной деятельности или по функциональной специализации подразделений
Дивизиональный – отражает формирование подразделений по продукту, потребителю, территориальному признаку
Делегирование орг полномочий явл средством, при помощи которого руководство устанавливает отношениы между уровнями управления организации. Делегирование- означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Реализация процесса делегирования полномочий базируется на понятиях ответственности и организационных полномочий
Функция контроля
Может быть определена как процесс, при помощи которого руководство получает инфо о действительном состоянии дел по выполнению плана и о ходе решения задач, направленных на достижение целей организации. Включ также оценку отклонений от плана, определение их причин и принятие управленческих решений.
Осн задачей контроля явл своевременное принятие корректирующих действий для обеспечения достижения целей организации.
Контроль как функция менеджмента представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающий возможность удержания организации на выбранном пути достижения целей путем периодической оценки, сопоставления текущих результатов деятельности организации с установленными планами и принятия необходимых корректирующих действий.
К осн элементам ф-ции контроля обычно относят этапы процесса контроля,типовые технологии реализации ф-ции контроля и осн задачи, решаемые контролем для достиж целей организации.
Этапы процесса контроля: 1) Установление показателей деятельности предприятия, которые должны оцениваться в проц контроля
2)Измерение фактически достигнутых результатов и определение отклонений от установленных величин
3) Проведение корректировок в случае, когда достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Типовые технологии определяют совокупность работ, которые явл обязательными при создании конкретной системы контроля:
Определение концепции контроля; определение области контроля; определение целей и структуры органов контроля; определение и учет общих требований и норм контроля; опред объема контроля ; методы контроля
Основные задачи функции контроля включают:
1) Обнаружение и устранение неопределенности- решение этих проблем может составить содержание формулируемых задач при создании системы контроля в конкретной организации
2) Предупреждение возникновения кризисных ситуаций – предусматривает своевременное выявление проблем, которые могут развиваться в кризис, для принятия неотложных мер по его недопущению.
3) Поддержание успеха – состоит в том, чтобыопределить,какие именно направления деят-ти организации наиболее эффективно могут способствовать достижению ее общих целей.
4) Широта контроля – контроль должен осуществляться на всех стадиях процесса управления
Основные этапы
На 1 этапе осуществляется выработка стандартов и критериев, опред конкретные показатели оценки в проц контроля
Стандарты представляют конкретные цели и показатели деят-ти организации,которые поддаются измерению.
2 этап – предусматривает осуществление измерений,сопоставление полученных результатов с установленными стандартами и выявление отклонений.
Последовательность работ этого этапа включает: определение масштаба отклонений при измерении, измерение результата, формирование и оценка инфо для принятия решения о выявленном отклонении.
3 этаппредусматривает определение конкретных действий для вмешательства в деятельность по реализации целей организации. При этом менеджер может выбрать одно из трех решений: ничего не предпринимать, пересмотреть стандарт или устранить отклонение.
Модель процесса контроля – ФОТО
Функция мотивации
Мотивация предст процесс побуждения себя и других к деят-ти для достиж личностных целей и целей организации.Помимо методов формальной организации работы в рамках реализации ф-ций планиров, организ и контроля менеджер должен проводить специфическое управление, направленное на развитие осознанного эффективного труда сотрудников для достиж целей организации. В этом состоит гл задача функции мотивации.
Суть мотивации сотрудников соврем менеджменте состоит в познании и реализации путей их личных интересов, предоставлении им возможности реализовать себя в процессе достижения целей организации.
Современные теории мотивации
1) Содержательные теории мотивации – основываются на идентификации внутренних побуждений,называемых потребностями,которые заставляют людей действовать вполне определенным образом.
2) Процессуальные теории мотивации основываются в 1 очередь на том, как ведут себя люди с учетом восприятия и познания. Содержат и процессуальн теории расходятся по ряду вопросов, но они не являются взаимоисключающими.
Потребности отражают ощущение психологической или физиологической недостаточности чего-либо. Первичные потребности явл по своей природе физиологическими.Они включ потребности дышать,спать, есть.
Вторичные явл психологическими – потребн в успехе, уважении,власти.
Потребности служат лишь мотивом к действию. Побуждение явл поведенческим проявлением потребности. Побуждение – это ощущение недостатка в чем-либо,имеющее определенную направленность к действию.
Модель мотивации через удовлетворение потребностей – ФОТО
Вознаграждения рассматриваются и примен в теориях мотивации как средство побуждения людей к эффективной деятельности. Вознаграждение можно опред как все то, что человек считает ценным для себя.
Содержательные теории
1) Иерархия потребностей по Маслоу вкл 5 уровней потребностей: физиологич потребн в еде, воде; потребн в безопасности и уверенности в будущем; потребн в защите от физиологич и психологич опасностей; соц потребномсти; потребн в уважении; потребн самовыражения
Эти потребности расположил в виде строгой иерархической структуре – ФОТО
2) Теория потребностей Мак Клелланда – делает упор на потребности только высших уровней, формулируя их как потребности власти, потребн успеха, потребн причастности.
Как и иерархия Маслоу не нашла полного подтверждения на практике в силу присущих ей недостатков
3) Двухфакторная теория Герцберга – сформулировал свою модель исходя из положения, что существует 2 категории факторов: фактор гигиены (вкл политику организации, усл работы,заработок, межличностные отношения) и фактор мотивации (отраж успех, продвижение по службе,признание и одобрение результатов работы)
Процессуальные теории мотивации
1) Теория ожиданий – базируется на том,что наличие активной потребности не явл единственным необх условием мотивации человека на достиж цели.Теория ожидания определяет важность трех взаимосвязей – затраты труда (З)-результаты (Р), результаты – вознаграждение (В), вознаграждение – удовлетворенность вознаграждением (валентность)
Мотивация=(З-Р)*(Р-В)* валентность
2) Теория справедливости
Люди субъективно определяют соотношение получ вознаграждения и затраченных усилий,азатем соотносят это с вознаграждением других людей, выполн аналогичную работу.
Теория справедливости формулирует вывод о том, что до тех пор, пока люди не будут считать вознаграждение справедливым, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда.
3) Комплексная модель Портера-Лоулера – включ элементы ожидания и теории справедливости. В модель заложены 5 переменных: затраченные усилия, восприятие, получ результаты, вознаграждение,степень удовлетворения.
Организационные структуры. Классификация и характеристика основных видов организационных структур.
Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Классификация ОСУ:
-линейная система управления – схема непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Такая система достаточно проста и вполне эффективна.
-функциональная система управления – система представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления – технические, плановые, финансовые и т. д.
-линейно-функциональная система. Решения, подготовленные функциональными подразделениями, рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям.
-матричная система управления – сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальными образуются в результате взаимодействия руководителей проектов.
-матрично-штабная система управления – система отражает все виды руководства и обеспечивает всестороннюю координацию деятельности между ними, сохраняя единство распорядительства и контроля на высшем уровне.