Новое в типах организационных структур. Адаптивные структуры.

Для адаптивных (гибких, органических) организационных структур характерно отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов управления, отсутствие детального разделения труда по видам работ, размытость уровней управления и небольшое их количество, гибкость структуры управления, децентрализация принятия решений, индивидуальная ответственность каждого работника за общие результаты деятельности.
По сравнению с дивизиональными структурами управления адаптивные структуры являются более гибкими, лучше приспособленными к динамичным изменениям и требованиям производства.
Кроме того адаптивные организационные структуры, как правило, характеризуются следующими признаками:

способностью сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к изменяющимся условиям;

К разновидностям структур адаптивного типа можно отнести проектные, матричные, проблемно-целевые.


Проектные структуры - это структуры управления комплексными видами деятельности, которые из-за их решающего значения для компании требуют обеспечения непрерывного координирующего и интегрирующего воздействия при жестких ограничениях по затратам, срокам и качеству работ.
Проектные структуры в компании, как правило, применяются тогда, когда возникает необходимость разработать и осуществить организационные проект комплексного характера, охватывающий, с одной стороны, решение широкого круга специализированных технических, экономических, социальных и иных вопросов, и, с другой стороны, деятельность различных функциональных и линейных подразделений. К организационным проектам можно отнести любые процессы целенаправленных изменений в системе, например, реконструкцию производства, разработку и освоение новых видов продукции и технологических процессов, строительство объектов и т.д.


Смысл проектной структуры управления состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников разных профессий для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества и в рамках, выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов.


В состав временных групп включают необходимых специалистов: инженеров, бухгалтеров, руководителей производства, исследователей, а также специалистов по управлению. Руководитель проекта наделяется проектными полномочиями. В число проектных полномочий руководителя проекта входит ответственность за планирование проекта, за составление графика и ход выполнения работ, за расходование выделенных ресурсов, в том числе и за материальное поощрение работающих. После завершения работ по проекту структура распадается, а персонал переходит в новую проектную структуру или возвращается на свою постоянную должность.

Чисто проектные структуры, как правило, используются для решения каких-либо особенно крупномасштабных задач.
В качестве важнейших преимуществ такого вида структуры управления можно назвать:

- комплексный подход к реализации проекта, решению проблемы;

- концентрацию всех усилий на решении одной задачи, на выполнении одного конкретного проекта;

- большую гибкость проектных структур;

- усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект в целом, так и за его элементы.

К недостаткам проектной структуры управления можно отнести следующее:

при наличии нескольких организационных проектов или программ проектные структуры приводят к дроблению ресурсов и заметно усложняют поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала компании как единого целого;

Одной из наиболее сложных структур управления адаптивного типа признается матричная структура. Первоначально она была разработана в космической отрасли, применялась в электронной промышленности и в областях высоких технологий. Матричная структура возникла как реакция на необходимость проведения быстрых технологических изменений при максимально эффективном использовании высококвалифицированной рабочей силы.


Матричная структура отражает закрепление в организационном построении фирмы двух направлений руководства, двух организационных альтернатив. Вертикальное направление - управление функциональными и линейными структурными подразделениями компании. Горизонтальное - управление отдельными проектами, программами, продуктами, для реализации которых привлекаются человеческие и иные ресурсы различных подразделений компании.

При такой структуре устанавливается разделение прав менеджеров, осуществляющих управление подразделениями, и менеджеров, руководящих выполнением проекта, и важнейшей задачей высшего руководящего состава компании в этих условиях становится поддержание баланса между двумя организационными альтернативами.


Матричные структуры управления могут быть двух видов. В первом случае руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных подразделений, которые подчиняются ему на временной основе и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется подчиненность этих исполнителей непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Во втором случае руководителю проекта могут подчиняться временно только исполнители из соответствующих функциональных подразделений.
Руководители проектов в матричных структурах, также как и в рассмотренных выше проектных, обладают так называемыми проектными полномочиями.

Достоинствами матричной структуры являются:

- получение высококачественных результатов по большому количеству проектов, программ, продуктов;

- сокращение нагрузки на руководителей высшего уровня управления путем передачи полномочий принятия решений на средний уровень;

- усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект (программу) в целом, так и за его элементы;

- более быстрое реагирование матричной структуры на изменение внешней среды;

Недостатками матричной структуры являются:

- структура сложна, громоздка и дорога не только во внедрении, но и в эксплуатации;

- она является трудной и порой непонятной формой организации;

- в связи с системой двойного подчинения подрывается принцип единоначалия, что часто приводит к конфликтам;

- для данной структуры характерны чрезмерные накладные расходы в связи с тем, что требуется больше средств для содержания большего количества руководителей;

- при использовании матричной структуры возникают трудности с перспективным использованием специалистов в данной компании;

- нарушается традиционная система взаимосвязей между подразделениями;

- структура считается абсолютно неэффективной в кризисные периоды.

При этом следует отметить, что переход к матричным структурам, как правило, охватывает не всю компанию, а лишь какую-то часть. И хотя мы привели достаточно много недостатков этого вида структур, масштабы их применения или использования отдельных элементов матричного подхода в компаниях довольно значительные.

54. Охарактеризуйте общие функции управления (менеджмента), покажите их взаимосвязь.

1. Понятие функций менеджмента и их взаимосвязь

Менеджмент организации представляет собой сложный процесс, включающий разнообразные виды управленческой деятельности, которые взаимосвязаны в целостной системе, нацеленной на достижение конечных результатов.

2. Планирование

Планирование - это базовая, стартовая функция менеджмента. Именно с составления плана начинается деятельность любой фирмы или компании.

Планирование - процесс определения целей и приоритетных направлений развития организации, а также программы действий по их достижению.

Существует несколько разновидностей планов:

1. Стратегические (долгосрочные) планы составляются на период от 3 до 5 лет. Сроки этих планов напрямую зависят от стабильности в экономической, политической и других сферах. Чем стабильнее ситуация, тем на более длительный срок формируются эти планы.

2. Среднесрочные планы - составляются на период от 1 до 3-5 лет. Содержат вполне конкретные цели и количественные характеристики.

3. Краткосрочное планирование - планы составляются на период в пределах одного года (квартала, месяца и т.д.).

Опытные менеджеры в своей деятельности обычно применяют все три вида планирования. Умение сочетать их, заботясь не только об интересах фирмы и ее персонала, но и об интересах клиентов, деловых партнеров, общества в целом, напрямую связано с их профессионализмом.

Необходимость в составлении планов требует от менеджера не только способности мыслить в перспективе, одновременно совершая практичные действия, но и, пожалуй, более главного навыка - умения выделять цели.

При постановке целей менеджер должен выяснить:

1. В каком состоянии находится фирма?

2. В каком состоянии она хочет находиться?

3. Что для этого необходимо сделать?

Определив, таким образом, перечень целей, менеджер также должен осознавать степень значимости каждой из них и уметь выделять:

- главные цели (ГЦ);

- важные цели (ВЦ);

- промежуточные цели (ПЦ);

- низшие цели (НЦ).

3. Организация

Организация как функция менеджмента включает в себя две составляющие:

- организационное проектирование;

- организацию процесса работы,

Организационное проектирование - деление организации на блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации целей организации.

Организация процесса работы включает в себя обеспечение нормального функционирования и взаимодействия различных подразделений организации при достижении запланированных целей.

Организационная структура является "продуктом" процесса организационного проектирования и представляет собой формальные правила, разрабатываемые менеджерами для эффективного разделения труда и распределения официальных обязанностей среди отдельных сотрудников и групп. Структура характеризует устойчивые связи между элементами организации, позволяет определить сферы контроля управляющих и скоординировать все функции.

Горизонтальная структура является следствием разделения труда менеджеров на одном уровне, и связи по горизонтали носят характер согласования. Вертикальная структура связывает высшие и низшие уровни структуры при наличии иерархии управления.

Соподчиненность элементов оргструктуры представляет систему непрерывных линий власти, связывающих уровни управления. Структура соподчиненности имеет строго определенный вид (каждый работник подчинен только одному начальнику) и охватывает всех работников.

При построении оргструктуры учитывается норма управления (сфера контроля), т.е. количество людей, находящихся в непосредственном подчинении у менеджера. На величину нормы управления влияют индивидуальные способности менеджера, навыки работников, род их деятельности и виды мотивации, число иерархических уровней компании. Низкая норма управления соответствует высокой структуре, а высокая норма управления - плоской структуре организации.

Формирование структурных подразделений может осуществляться по следующим принципам:

- в соответствии с функцией;

- в соответствии со специализацией;

- по командам;

- по матрицам;

- по сетям.

Эти принципы не являются взаимоисключающими и могут использоваться в одной оргструктуре. Взаимосвязи между подразделениями могут носить линейный и функциональный характер.

Организационные структуры подразделяются на два типа:

- иерархические структуры;

- органические структуры.

1 Концепция иерархической структуры сформулирована Максом Вебером (модель рациональной бюрократии). Принципы рациональной бюрократии включали следующие положения:

- четкое разделение труда, приводящее к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности;

- иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется и подчиняется вышестоящему;

- наличие взаимосвязанной системы обобщенных правил и стандартов, обеспечивающих с однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей;

- осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями.

Линейно-штабная структура сочетает специализацию с управленческим контролем. Линейная структура дополняется административным аппаратом для предоставления консультаций и оказания специализированных услуг.

Органические оргструктуры являются гибкими, адаптивными, могут сравнительно легко менять форму, приспосабливаясь к новым условиям. Как правило, органические структуры формируются на временной основе для решения сложных проблем, для реализации сложных программ и проектов.

2. В проектной структуре полномочия распределяются в функциональные отделы и команды одновременно. Команды могут быть созданы на постоянной или временной основе. Если после завершения проекта команда не расформировывается, то проектная структура имеет вид матрицы.

4. Контроль

Контроль - это наблюдение за достижением организацией своих целей и корректировка отклонений от них. Контроль обеспечивает достижение целей

организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными.

Контроль связывает воедино все функции управления, так как позволяет менеджерам поддерживать приемлемое положение дел и корректировать неверные шаги путем перепланирования, реорганизации или переориентации. Контроль основывается на обратных связях.

Существует три разновидности контроля :

1. Предварительный контроль

Предварительный контроль позволяет проверить готовность фирмы к началу работы

2. Текущий контроль

Основным видом контроля считается текущий. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет, и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.

3. Заключительный контроль

Заключительный (итоговый) контроль связан с оценкой выполнения фирмой своих планов. Он требует всестороннего анализа сильных и слабых сторон деятельности организации за истекший период с целью получения необходимой информации для последующих этапов планирования. Заключительный контроль осуществляется, когда работа уже закончена.

5. Мотивация

Общая характеристика мотивации в менеджменте

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий.

Мотивация - это особый вид управленческой деятельности, имеющий целью активизировать людей, работающих в организации, и побуждающий их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах.

Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится "внутри" человека, имеет "персональный" характер: зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.

Стимулирование - процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.

Содержательные теории мотивации

Основные теории мотивации могут быть разбиты на две большие группы. Первую группу составляют теории, концентрирующиеся на выявлении и анализе содержания факторов мотивации, вторую - теории мотивации, точкой концентрации, внимания которых являются динамика взаимодействия различных мотивов, т.е. то, как инициируется и направляется поведение человека. Первая группа теорий обычно называется группой теорий содержания мотивации, вторая - теорий процесса мотивации.

Теория иерархии потребностей Маслоу

В 1943 году психолог Абрахам Маслоу высказал предположение, что человеческое поведение определяется широким спектром потребностей. Он разбил эти потребности на пять категорий и расположил их в определенной иерархии:

Стремление к самовыражению;

Стремление к престижу и уважению;

Стремление к контактам и коммуникациям;

Стремление к безопасности и защите от риска;

Обеспечение питанием, одеждой, жильем.

Согласно концепции Маслоу, апеллировать к потребностям более высоких уровней иерархии возможно лишь после того, как удовлетворены потребности более низких уровней.

Процессуальные теории мотивации

В рамках процессуальных теорий мотивации также предполагается

мотивирующая роль потребностей, однако сама мотивация рассматривается с точки зрения того, что же заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей.

Теория ожиданий - концепция, согласно которой количество труда, затрачиваемое работником, зависит от ожидаемого вознаграждения.

Поведение людей определяется не только потребностями, но во многом зависит от восприятия ситуации, ожиданий, связанных с ней и возможных последствий сделанного выбора, желательностью вознаграждения. Все, что человек считает ценным для себя и ради чего готов работать, называется вознаграждением.

Ожидание - это оценка вероятности некоторого события. В данном случае речь идет об ожидании определенных результатов деятельности или вознаграждения за них.

Теория справедливости. Данная концепция предполагает, что если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия.

Наши рекомендации