Технологии социальной работы 1 страница
С пожилыми людьми
Глава I.
Нормативно-правовые основы
Социальной поддержки
Пожилых людей
Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно емко.
Она представлена законодательством как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года.
Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм:
▹ нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей;
▹ нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов и т. п.) и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Это — общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых людей.
Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.
В соответствии со ст. 41 Конституции пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях.
Не существует запрета для граждан старшего поколения на образование: ст. 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и т.д.
Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста ст. 44 Конституции РФ. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Доступна всем в соответствии со ст. 51 Конституции квалифицированная юридическая помощь.
Наряду с социальными правами ст. 33 Конституции пожилым людям предоставлено право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращаясь в государственные органы и органы местного управления с предложениями, замечаниями, критикой недостатков, со своими собственными проблемами, пожилые люди ощущают себя активными участниками управления делами государства и, будучи настойчивыми в изложении своих мнений, стараются принести пользу при выработке и принятии управленческих решений.
Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации и других подзаконных актов, в том числе по социальной поддержке граждан пожилого возраста.
Основываясь на конституционных нормах и положениях Хартии, рекомендующей обеспечивать гражданам пожилого возраста пенсию, социальные пособия и другие доходы не ниже уровня прожиточного минимума, надежную защиту их сбережений и доходов, провозгласившей для них право на труд, представляется целесообразным прежде всего остановиться на правовых нормах, регулирующих труд и занятость граждан пожилого возраста, и пенсионном законодательстве. Именно эти законодательные акты, как содержащие материальную составляющую, играют важную роль для пожилых людей, в том числе в их социальной адаптации после выхода на пенсию.
От материального обеспечения зависят возможности и способы, которыми старшее поколение сможет удовлетворять свои сущностные потребности и интересы, свои социально-ценностные ориентиры и установки. В немалой степени реализация этих законов влияет на поддержание пожилыми людьми своего здоровья, взаимоотношений в семье и на отношение к окружающим, на организацию их отдыха и досуга, одним словом, — на всю их социальную активность.
Современное трудовое законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается.
Не допускается и увольнение пожилых людей по инициативе администрации. Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 4 февраля 1992 г. признал нормы Кодекса законов о труде РСФСР, предоставляющие право администрации предприятия, учреждения, организации расторгать трудовой договор с работником по достижении им пенсионного возраста, противоречащими Конституции Российской Федерации, а также целому ряду международно-правовых актов о правах человека. Поэтому увольнение работников только по той причине, что они достигли пенсионного возраста, является антиконституционным актом.
Вместе с тем некоторые законодательные акты России допускают определенные ограничения в связи с возрастным цензом.
Так, Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" установил предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы — 60 лет, — и предоставил право руководителю государственного органа осуществлять помимо оснований, предусмотренных трудовым законодательством, увольнение по своей инициативе государственного служащего в случае достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы.
Аналогичные нормы существуют относительно военнослужащих офицерского состава, служащих правоохранительных структур.
Некоторые ограничения содержит и Закон "О занятости населения в Российской Федерации". Если при выборе места работы любое физическое лицо, независимо от возраста, может за посредничеством обратиться в органы службы занятости и те обязаны оказать ему содействие в поиске подходящей работы, то согласно этому Закону граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными и, следовательно, им не выплачивается пособие по безработице.
Законодательные ограничения в отношении труда и занятости отдельных категорий граждан пожилого возраста в современной России обусловлены преимущественно влиянием существующих в обществе социально-экономических отношений, социально-классовой структуры, экономического положения в стране, ситуации с занятостью населения, системы распределительных отношений и т.п.
Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время ни работодатель, ни государство в целом не слишком заинтересованы в трудоустройстве и занятости пожилых людей после их выхода на пенсию.
Пенсионное законодательство, представленное федеральными законами от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ "Об исчислении и увеличении государственных пенсий" и множеством других законодательных и подзаконных актов, имеет чрезвычайное значение для социальной поддержки людей старшего возраста, потому что именно с выходом на пенсию — событием исключительной важности, — тесно связан образ жизни человека старшего поколения в дальнейшем. Выход на пенсию —- ключевой момент в пожилом возрасте, радикально меняющий условия, уровень и образ жизни россиянина и означающий не только прекращение общественно полезного труда, но и изменение характера, форм, степени активности во многих других сферах деятельности.
Действующее пенсионное законодательство многогранно. Оно содержит ответы практически на все основные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения большинства граждан.
Так, пенсии по Закону "О государственных пенсиях в Российской Федерации" 1990 года назначаются не только лицам, работающим (работавшим) по трудовому договору (контракту), но и членам кооперативов, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью, семьям перечисленных лиц и другим категориям граждан.
Названный Закон во многом сохранил нормы прежнего законодательства, которые можно считать общепринятыми: пенсионный возраст, требования наличия общего стажа, льготы для отдельных категорий граждан, исчисление пенсии из заработка, широкий круг членов семьи, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца, и т.п. В то же время этот Закон существенно отличается от "Закона о государственных пенсиях в СССР" 1956 года.
Во-первых, по Закону 1990 года пенсиями обеспечивается более широкий круг лиц.
Во-вторых, Закон 1990 года ввел новый порядок финансирования расходов на пенсии. Образован Пенсионный фонд Российской Федерации, средства в который поступают путем взимания страховых взносов с организаций и граждан, а также из федерального бюджета.
Согласно Закону 1990 года размер пенсии зависит не только от индивидуального заработка работника, но и от продолжительности его трудового стажа (ст. 16—18), а также от роста стоимости жизни в стране (ст. 7). В дополнение к этому предусмотрен порядок определения заработка для исчисления пенсии, который позволяет будущему пенсионеру сделать выбор (ст. 102). Кроме того, в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ст. 100).
Впервые вышеназванным Законом введена социальная пенсия, которую вправе получить каждый гражданин, достигший соответствующего возраста либо признанный инвалидом, если он не имеет права на трудовую пенсию.
Как факт дополнительной социальной поддержки для определенного круга граждан старшего поколения следует рассматривать возможность одновременного получения двух пенсий, предусмотренную ст. 5 названного Закона.
Важное правило закреплено в ст. 6 Закона. Оно заключается в том, что за пенсией гражданин может обратиться в любое время, без ограничения каким-либо сроком и независимо от характера занятий ко времени обращения. Это правило касается всех пенсий, в том числе при неполном общем трудовом стаже. Другими словами, Законом не предусмотрен срок обращения за пенсией, пропуск которого мог бы неблагоприятно отразиться на пенсионных правах граждан. Это правило — именно право, а не обязанность граждан, что особенно важно для пожилых людей: они сами могут решить, когда им стоит прекратить трудовую деятельность.
Оценивая пенсионное законодательство с точки зрения возможностей для повышения социальной поддержки пожилых людей, необходимо отметить, что, в отличие от прежнего пенсионного законодательства, работающие пенсионеры, среди которых в большинстве своем лица старшего поколения, пенсии в период работы получают в полном размере.
Важным нововведением является судебный порядок разрешения споров по пенсионным вопросам (ст. 129).
Достоинством Закона 1990 года является и то, что он выступает преимущественно как акт прямого действия, содержит мало отсылочных норм и не требует издания значительного числа подзаконных актов. Исключение составляют Списки работ, с учетом которых назначаются пенсии по возрасту в связи с особыми условиями труда (ст. 12), а также пенсии за выслугу лет.
Совершенствование пенсионного законодательства с учетом современных требований последовало с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
В соответствии с названным Законом с 1 февраля 1998 года начался переход на принципиально новый порядок определения размеров пенсий с применением индивидуального коэффициента, что позволяет устанавливать размер пенсии дифференцированно в зависимости от трудового вклада, т.е. от продолжительности трудового стажа и заработной платы. При этом учету стала подлежать лишь фактическая работа, исчисленная в календарном порядке, в период которой уплачивались страховые взносы. Таким образом, у граждан, уходящих на пенсию, появилось право выбора: пенсия, в зависимости от целесообразности, может назначаться как по Закону 1990, так и по Закону 1997 года, с учетом индивидуального коэффициента. Принципиальное отличие названных выше двух законодательных актов в том, что пенсии, исчисленные с применением индивидуального коэффициента, в период работы не выплачиваются.
Отмечая положительные моменты в действующем пенсионном законодательстве, между тем нельзя не отметить, что нормы, регулирующие исчисление размеров пенсий, в том числе с учетом индексации и с индивидуальным коэффициентом пенсионера, далеко "отстают" от реалий жизни. Современные пенсии не обеспечивают в полном объеме затрат на самые необходимые нужды пожилого человека.
В связи с этим все более важной становится проблема реформирования пенсионной системы путем введения накопительного метода финансирования трудовых пенсий.
Персонифицированный учет является существенной составной частью, базой пенсионной реформы. С его введением изменяются условия для назначения трудовых пенсий, появляются реальные стимулы для "зарабатывания" пенсии.
В перечне социального законодательства — Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах" (в ред. федеральных законов от 2 января 2000 г. и 4 мая 2000 г.).
Это — один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Ветераны составляют многочисленный социальный слой населения Российской Федерации. В настоящее время в стране проживает 34,4 млн. человек, подпадающих под действие Федерального закона "О ветеранах", в том числе 11,6 млн. ветеранов Великой Отечественной войны, 350 тыс. участников боевых действий на территориях других государств, 370 тыс. блокадников Ленинграда, 895 тыс. членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, 20,7 млн. ветеранов труда, 630 тыс. ветеранов военной службы.
В соответствии с названным Законом (ст. 13) социальная защита ветеранов, большинство из которых — пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы по:
▹ пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
▹ получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;
▹ оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию;
▹ медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения;
▹ обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;
▹ трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;
▹ пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;
▹ получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.
Внесенные 2 января и 4 мая 2000 года существенные изменения и дополнения в Федеральный закон "О ветеранах" помогли конкретизировать ряд его статей: усовершенствованы общие положения Закона, более четко обозначены категории ветеранов, разграничено финансирование мер социальной защиты ветеранов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации и др.
Во исполнение действующего закона и иных нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты ветеранов действует "Инструкция о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, других категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах".
С учетом современных требований изменились подходы к прогнозированию ресурсных возможностей государства по обеспечению установленных законодательством ветеранских льгот.
Объем средств из централизованных источников финансирования для предоставления льгот ветеранам увеличен более чем в 3 раза (с 17б до 5 млрд. рублей). При этом они аккумулируются по соответствующей бюджетной классификации с предоставлением субъектам Российской Федерации большего объема прав и ответственности за их использование.
Вместе с тем ситуация в части реализации ветеранских льгот продолжает оставаться сложной.
Отмечается некоторое отставание нормотворческой работы от динамики изменения законодательства. Не в полной мере урегулированы отдельные нормативные положения в связи с законодательно установленными дополнительными основаниями отнесения значительного числа граждан к категории участника Великой Отечественной войны.
Определенные сложности внесло появление в Федеральном законе "О ветеранах" статьи о ветеранах государственной службы, поглотившей ранее имевшуюся статью, выделявшую в качестве отдельной категории ветеранов органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов.
Целый ряд установленных законодательством льгот реализуется не в полном объеме, а реализация некоторых из них находится под угрозой срыва.
В прошедшем году отмечались неоднократные случаи отказа отдельных хозяйствующих субъектов в предоставлении ветеранам льгот.
Особое беспокойство вызывает лекарственное обеспечение инвалидов и участников войны. Во многих субъектах Российской Федерации они не могут получить то, что предусмотрено гарантированным перечнем лекарственных препаратов, выдаваемых бесплатно либо по льготным ценам. Сложной остается обстановка с предоставлением жилья инвалидам и участникам войны.
Требует значительного развития инициатива органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в принятии решений о дополнительных мерах социальной защиты ветеранов, не предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".
К принятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам социальной защиты ветеранов необходимо активнее привлекать представителей соответствующих объединений ветеранов (ст. 25).
Статья 27 Закона предусматривает судебную защиту прав и льгот ветеранов.
Обжалование принятых решений в порядке гражданского судопроизводства предусмотрено почти во всех социальных законах. Однако суды общей юрисдикции, как правило, не обладают специфическими знаниями социальных законов, а если и выносят решения в пользу пожилых людей, они, как правило, несмотря на нормы ГПК РСФСР, не выполняются совсем или их исполнение затягивается на длительное время. В этой связи представляется целесообразным создание в России судов по социальным вопросам, которые были бы более квалифицированными в судебных разбирательствах по всем вопросам социальной сферы. Профессиональные судьи должны обладать соответствующей квалификацией, так называемым правом занимать должность судьи в той или иной отрасли судебной системы. Это означает, что они должны иметь высшее юридическое образование, пройти дальнейшую практическую подготовку и сдать соответствующие государственные экзамены.
К специальному социальному законодательству относится и Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", имеющий прямое отношение к пожилым людям-инвалидам. Поскольку ряд его положений (к примеру, ст. 15 — об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; ст. 16 — об обеспечении инвалидов жилой площадью; ст. 20 — об обеспечении занятости инвалидов; ст. 21 — об установлении квоты для приема инвалидов на работу и многие другие) не урегулирован, о законе необходимо говорить как действующем не в полном объеме и мало влияющем на социальную поддержку инвалидов и пожилых людей.
Социальный аспект содержат Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1. Статья 26 Основ прямо закрепляет "Права граждан пожилого возраста". В ней отмечается, что "граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения... Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях".
Между тем, давая толкование понятию "Охрана здоровья граждан" как совокупности мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья, — законодатель не конкретизировал сущностную сторону понятия "медико-социальная помощь". В реализации норм данного законодательного акта, к сожалению, также имеются существенные проблемы.
В большинстве своем пожилые люди не получают эффективной амбулаторно-поликлинической помощи, сталкиваются со значительными трудностями в госпитализации в стационарные медицинские учреждения, особенно в специализированные, не имеют возможности приобрести необходимые, порой жизненно важные лекарства в связи с их высокой стоимостью. Весьма важной остается проблема обеспечения их путевками на санаторно-курортное лечение. Таким образом, и в этом законодательном акте права пожилых людей в известной мере лишь декларированы.
В комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку граждан, занял свое место 17 июля 1999 года Федеральный закон "О государственной социальной помощи". Предметом данного Закона не являются отношения, связанные с предоставлением льгот и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
В Преамбуле Закона четко определено, что "он устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам". Таким образом, категория лиц, подпадающих под действие названного Закона, предельно очерчена.
В соответствии со ст. 7 Закона получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величины прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используется величина прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.
Законом определены порядок назначения государственной социальной помощи, ее размер и виды; указаны основания для прекращения оказания помощи; определен порядок обжалования. Поскольку значительная часть пожилых людей живет в бедных семьях или относится к числу малоимущих, и их душевой доход не достигает величины прожиточного минимума, многие граждане старшего возраста относятся к числу получателей государственной социальной помощи.
Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются и федеральные законы от 10 декабря 1995 года "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и от 2 августа 1995 года "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
Названные федеральные законы устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон "Об основах социального обслуживания в Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.
Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.
В соответствии с этим Законом социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации.
Краткий анализ норм, содержащихся в данных законах, позволяет констатировать их общее соответствие нормам, содержащимся в Европейской социальной хартии.
Вместе с тем в настоящее время имеется настоятельная необходимость в обновлении законодательства о социальном обслуживании в части унификации номенклатуры учреждений социального обслуживания. Проблемный характер носит и ряд отдельных норм, ограничивающих права на получение социальных услуг на дому пожилыми людьми и инвалидами, страдающими хроническим алкоголизмом и тяжелыми психическими расстройствами, являющимися бактерио- или вирусоносителями, имеющими активные формы туберкулеза, инфекционные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Им может быть отказано в предоставлении надомного обслуживания.
С одной стороны, социальные работники имеют право на охрану здоровья и безопасные условия труда вплоть до отказа от выполнения работы, которая представляет угрозу для жизни и здоровья, а с другой стороны — нарушается принцип гуманного отношения к людям, нуждающимся в оказании помощи, и право каждого человека на получение услуг со стороны социальных служб.
Рассмотренные выше законодательные и подзаконные акты в большей степени касаются социального аспекта в отношении лиц пожилого возраста, нежели другие.
Следующий блок из числа общих законов содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт и досуговую деятельность пожилых людей. Их также следует рассмотреть в контексте влияния системы социальных прав на социальную поддержку указанных лиц.
Так, в соответствии со ст. 5 Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в редакции Федерального закона от 16 ноября 1997 г. "гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости". Согласно ст. 50 Закона граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке "неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального увечья и (или) инвалидности".
Определенную надежду' на улучшение социального и физического самочувствия пожилых людей дает Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Он рассматривает физическую культуру как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой активности и гарантирует право граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. Пункт 11 ст. 6 предусматривается создание льготных условий для занятий физической культурой инвалидов (среди которых немало лиц пожилого возраста).
В соответствии с п. 1 ст. 13 органы государственной власти, образовательные учреждения и иные организации рассматривают физическое воспитание инвалидов и пенсионеров как важнейшее направление социальной политики. Согласно п. 11 ст. 33 органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут регулировать цены на посещение спортивных соревнований, проводить занятия для инвалидов и пенсионеров бесплатно или со скидкой.