Адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница

0-8 - ответственный по отношению к людям, деликат­ный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет пол­ной уверенности, знак «+» не ставьте).

I 1. Другие думают о нем благосклонно 2. Производит впечатление на окружающих 3. Умеет распоряжаться, приказывать 4. Умеет настоять на своем
II 5. Обладает чувством собственного достоинства 6. Независимый 7. Способен сам позаботиться о себе 8. Может проявить безразличие
III   9. Способен быть суровым 10. Строгий, но справедливый 11. Может быть искренним 12. Критичен к другим
IV   13. Любит поплакаться 14. Часто печален 15. Способен проявить недоверие 16. Часто разочаровывается
V   17. Способен быть критичным к себе 18. Способен признать свою неправоту 19. Охотно подчиняется 20. Уступчивый
VI   21. Благородный 22. Восхищающийся и склонный к подражанию 23. Уважительный 24. Ищущий одобрения
VII   25. Способен к сотрудничеству 26. Стремится ужиться с другими 27. Дружелюбный, доброжелательный 28. Внимательный- и ласковый
VIII   29. Деликатный 30. Одобряющий 31. Отзывчивый к призывам о помощи 32. Бескорыстный
I   33. Способен вызвать восхищение 34. Пользуется уважением у других 35. Обладает талантом руководителя 36. Любит ответственность
II   37. Уверен в себе 38. Самоуверен и напорист 39. Деловит и практичен 40. Любит соревноваться
III   41. Строгий и крутой, где надо 42. Неумолимый, но беспристрастный 43. Раздражительный 44. Открытый и прямолинейный
IV   45. Не терпит, чтобы им командовали 46. Скептичен 47. На него трудно произвести впечатление 48. Обидчивый, щепетильный
V   49. Легко смущается 50. Неуверен в себе 51. Уступчивый 52. Скромный
VI   53. Часто прибегает к помощи других 54. Очень почитает авторитеты 55. Охотно принимает советы 56. Доверчив и стремится радовать других
VII   57. Всегда любезен в обхождении 58. Дорожит мнением окружающих 59. Общительный и уживчивый 60. Добросердечный
VIII   61. Добрый, вселяющий уверенность 62. Нежный и мягкосердечный 63. Любит заботиться о других 64. Бескорыстный, щедрый
I   65. Любит давать советы 66. Производит впечатление значимости 67. Начальственно-повелительный 68. Властный
II   69. Хвастливый 70. Надменный и самодовольный 71. Думает только о себе 72. Хитрый и расчетливый
III   73. Нетерпим к ошибкам других 74. Своекорыстный 75. Откровенный 76. Часто недружелюбен
IV   77. Озлобленный 78. Жалобщик 79. Ревнивый 80. Долго помнит обиды
V   81. Склонный к самобичеванию 82. Застенчивый 83. Безынициативный 84. Кроткий
VI   85. Зависимый, несамостоятельный 86. Любит подчиняться 87. Предоставляет другим принимать решения 88. Легко попадает впросак
VII   89. Легко попадает под влияние друзей 90. Готов довериться любому 91. Благорасположен ко всем без разбору 92. Всем симпатизирует
VIII   93. Прощает все 94. Переполнен чрезмерным сочувствием 95. Великодушен и терпим к недостаткам 96. Стремится покровительствовать
I   97. Стремится к успеху 98. Ожидает восхищения от каждого 99. Распоряжается другими 100. Деспотичный
II   101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам) 102. Тщеславный 103. Эгоистичный 104. Холодный, черствый
III   105. Язвительный, насмешливый 106. Злобный, жестокий 107. Часто гневливый 108. Бесчувственный, равнодушный
IV   109. Злопамятный 110. Проникнут духом противоречия 111. Упрямый 112. Недоверчивый и подозрительный
V   113. Робкий 114. Стыдливый 115. Отличается чрезмерной готовностью подчи­няться 116. Мягкотелый
VI   117. Почти никогда никому не возражает 118. Ненавязчивый 119. Любит, чтобы его опекали 120. Чрезмерно доверчив
VII   121. Стремится снискать расположение каждого 122. Со всеми соглашается 123. Всегда дружелюбен 124. Всех любит
VIII   125. Слишком снисходителен к окружающим 126. Старается утешить каждого 127. Заботится о других в ущерб себе 128. Портит людей чрезмерной добротой  

МЕТОДИКА РЕНЕ ЖИЛЯ

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений пред­назначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособлен­ности ребенка, а также его взаимоотношений с окружаю­щими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявле­ние особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его от­ношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщает­ся, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает воп­росы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображен­ных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выб­рать его ближе или дальше от определенного лица. В тек­стовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позво­ляет получить информацию об отношении ребенка к раз­ным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают

ее более легкой для испытуемого-ребенка, но и дают воз­можность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, дет­ская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обсле­дования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.

1) Переменный, характеризующий конкретно-личност­ные отношения ребенка: отношение к семейному окруже­нию (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к дру­гу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие самого ребенка и про­являющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:

отношение к матери,

отношение к отцу,

отношение к- матери и отцу каксемейной чете,

отношение к братьям и сестрам,

отношение к бабушке и дедушке,

отношение к другу,

отношение к учителю,

любознательность, стремление к доминированию,

общительность, отгороженность, адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количе­ством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответству­ющего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто про­ективных, она представляет собой форму, переходную меж­ду анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инстру­мент глубинного изучения личности, а также в исследова­ниях, требующих измерений и статистической обработки.

ключ

№ шкал   Назначение шкал   № заданий   Общее количество заданий  
  Отношение к матери   1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42    
  Отношение к отцу   1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42    
  Отношение к матери и отцу как родительской чете   1-4, 6-8, 14, 17, 19    
  Отношение к братьям и сестрам   1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40,42    
  Отношение к бабушке и дедушке   1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41    
  Отношение к другу (подруге)   1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40    
  Отношение к учителю (авторитетному взрослому)   1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40    
  Любознательность   5, 22-24, 26, 28-32    
  Доминантность   20-22, 39    
  Общительность   16, 22-24    
  Закрытость, отгороженность   9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42    
  Социальная адекватность поведения   9, 25, 28, 32-38    

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ РЕНЕ ЖИЛЯ

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить канику­лы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

Брат               Папа и мама  
                   
Сестра                  

7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь кре­стиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.

Папа и мама                  
                   
Дедушка и бабушка                  

8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

                   
                   
                   

9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому?

А может быть тебе все равно? Напиши ниже.

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека.

Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь?

Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши ниже

13. Ты сдал экзамен.

Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

16. Где ты на этот раз?

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками.

Подпиши, что это за люди.

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть тебе все равно?

Напиши.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных.

По кому бы ты тосковал сильнее всего?

Напиши ниже.

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь кре­стиком, где находишься ты?

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

21. С кем ты любишь играть? с товарищами твоего возраста младше тебя старше тебя

Подчеркни один из возможных ответов. 427

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты?

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине.

Обозначь крестиком, где будешь ты.

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать:

будешь плакать? пожалуешься учителю? ударишь его?

сделаешь ему замечание? не скажешь ничего?

Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то го­ворит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

27. Ты много помогаешь маме?

Мало?

Редко?

Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет.

Ты находишься среди тех, которые слушают.

Обозначь, где ты.

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

33. Один из товарищей смеется над тобой? Что будешьделать:

Будешь плакать?

Пожмешь плечами?

Сам будешь смеяться над ним?

Будешь обзывать его, бить?

Подчеркни один из этих ответов.

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь:

Будешь плакать?

Пожмешь плечами?

Сам будешь смеяться над ним?

Будешь обзывать его, бить?

Подчеркни один из этих ответов. 433

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что бу­дешь делать:

Плакать? Жаловаться? Кричать?

Попытаешься отобрать? Начнешь его бить?

Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать:

Плакать?

Продолжать играть дальше?

Ничего не скажешь?

Начнешь злиться?

Подчеркни один из этих ответов.

37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:

Ничего не ответишь?

Надуешься?

Начнешь плакать?

Запротестуешь?

Попробуешь пойти вопреки запрещению?

Подчеркни один из этих ответов.

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:

Ничего не ответишь?

Надуешься?

Начнешь плакать?

Запротестуешь?

Попробуешь пойти вопреки запрещению?

Подчеркни один из этих ответов. 434

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение?

Напиши ниже.

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В киноте­атре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственни­ки уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где ся­дешь ты.

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 2 страница - student2.ru

МЕТОДИКА PARI Е. ШЕФФЕР И Р. БЕЛЛА

АДАПТАЦИЯ Т. В. НЕЩЕРЕТ Семейная жизнь глазами матери

Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (преж­де всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (се­мейной роли).

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающие­ся разных сторон отношения родителей к ребенку и жиз­ни в семье. Из них - 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 - касаются родительско-детских отно­шений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: I - опти­мальный эмоциональный контакт, П - излишняя эмоцио-

нальная дистанция с ребенком, III - излишняя концент­рация на ребенке.

Шкалы эти выглядят следующим образом:

Отношение к семейной роли

Описываются с помощью 8 признаков, их номера в оп­росном листе 3, 5, 7,11,13,17,19,23:

- ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

- ощущение самопожертвования в роли матери (5);

- семейные конфликты (7);

- сверхавторитет родителей (11);

- неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

- «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);

- доминирование матери (19);

- зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

I. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):

- побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

- партнерские отношения (14);

- развитие активности ребенка (15);

- уравнительные отношения между родителями и ре­бенком (21).

П. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (со­стоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9,16):

- раздражительность, вспыльчивость (8);

- суровость, излишняя строгость (9);

- уклонение от контакта с ребенком (16). III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается

8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10,

12, 18, 20, 22):

- чрезмерная забота, установление отношений зависи­мости (2);

- преодоление сопротивления, подавление воли (4);

- создание безопасности, опасение обидеть (6);

- исключение внесемейных влияний (10);

- подавление агрессивности (12);

- подавление сексуальности (18);

- чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

- стремление ускорить развитие ребенка (22).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной после­довательности, и отвечающий должен выразить к ним от­ношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости опре­деляет выраженность признака. Таким образом, максималь­ная выраженность признака 20, минимальная 5; 18, 19, 20 - высокие оценки, соответственно - 8, 7, 6, 5 - низ­кие. Опросник и лист ответов прилагаются.

Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.

Инструкция: «Перед Вами вопросы, которые помогут выяснить что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже не­большие различия во взглядах на воспитание детей.

На заполнение вопросника потребуется примерно 20 мин. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, ста­райтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного положения:

А - если с данным положением согласны полностью;

а - если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;

б - если с данным положением скорее не согласны, чем

согласны;

Б - если с данным положением полностью не согласны».

О себе сообщите:

Возраст

Пол

Образование

Профессия

Количество и возраст детей

1. Если дети считают свои взгляды правиль­ными, они могут не соглашаться со взглядами родителей.   АабБ  
2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.   АабБ  
3. Для хорошей матери дом и семья - самое важное в жизни.   АабБ  
4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых.   АабБ  
5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.   АабБ  
6. Маленького ребенка всегда следует креп­ко держать во время мытья, чтобы он не упал.   АабБ  
7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.   АабБ  
8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благо­дарить родителей за строгое воспитание.   АабБ  
9. Пребывание с ребенком целый день мо­жет довести до нервного истощения.   АабБ  
10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.   АабБ  
11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.   Ааб Б  
12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.   АабБ  
13. Самое плохое для матери, занимающей­ся хозяйством, чувство, что ей нелегко освобо­диться от своих обязанностей.   АабБ  
14. Родителям легче приспособиться к де­тям, чем наоборот.   АабБ  
15. Ребенок должен научиться в жизни мно­гим нужным вещам, и поэтому ему нельзя раз­решать терять ценное время.   АабБ  
16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать по­стоянно.   АабБ  
17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.   АабБ  
18. В присутствии ребенка не надо разгова­ривать о вопросах пола.   АабБ  
19. Если бы мать не руководила домом, му­жем и детьми все происходило бы менее орга­низованно.   АабБ  
20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.   АабБ  
21. Если бы родители больше интересова­лись делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.   АабБ  
22. Большинство детей должны самостоя­тельно справляться с физиологическими нуж­дами уже с 15 месяцев.   АабБ  
23. Самое трудное для молодой матери - ос­таваться одной в первые годы воспитания ре­бенка.   АабБ  
24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье непра­вильная.   АабБ  
25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые не­сет жизнь.   АабБ  
26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.   АабБ  
27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.   АабБ  
28. Мать должна жертвовать своим счасть­ем ради счастья ребенка.   АабБ  
29. Все молодые матери боятся своей нео­пытности в обращении с ребенком.   АабБ  
30. Супруги должны время от времени ру­гаться, чтобы доказать свои права.   АабБ  
31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.   АабБ  
32. Матери часто настолько бывают замуче­ны присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.   АабБ  
33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.   АабБ  
34. Ребенок должен уважать своих родите­лей больше других.   АабБ  
35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.   АабБ  
36. Постоянное пребывание с детьми убеж­дает мать в том, что ее воспитательные возмож­ности меньше умений и способностей (могла бы, но...).   АабБ  
37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей.   АабБ  
38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.   АабБ  
39. Родители, которые разговаривают с ре­бенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела.   АабБ  
40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.      
41. Нельзя допускать, чтобы девочки и маль­чики видели друг друга голыми.   АабБ  
42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа.   АабБ  
43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей.   АабБ  
44. Если у вас принято, что дети рассказы­вают Вам анекдоты, а Вы - им, то многие воп­росы можно решить спокойно и без конфликтов.   АабБ  
45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.   АабБ  
46. Нехорошо, когда мать одна преодолева­ет все трудности, связанные с уходом за ребен­ком и его воспитанием.   АабБ  
47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать.   АабБ  
48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.   АабБ  
49. Женщина должна выбирать между до­машним хозяйством и развлечениями.   АабБ  
50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.   АабБ  

Наши рекомендации