Адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 4 страница

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К. РОДЖЕРСА И Р. ДАЙМОНДА

ОПРОСНИК СПА

1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.

2. Нет желания раскрываться перед другими.

3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.

4. Предъявляет к себе высокие требования.

5. Часто ругает себя за сделанное.

6. Часто чувствует себя униженным.

7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.

8. Свои обещания выполняет всегда

9. Теплые, добрые отношения с окружающими.

10. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.

11. В своих неудачах винит себя.

12. Человек ответственный; на него можно положиться.

13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изме­нить, все усилия напрасны.

14. На многое смотрит глазами сверстников.

15. Принимает в целом те правила и требования, кото­рым надлежит следовать.

16. Собственных убеждений и правил не хватает.

17. Любит мечтать - иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.

18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застре­вает» на переживаниях обид, мысленно перебирая спосо­бы мщения.

19. Умеет управлять собой и собственными поступка­ми, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него - не проблема.

20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.

21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.

22. Люди, как правило, ему нравятся.

23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.

24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.

25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.

26. С окружающими обычно ладит.

27. Всего труднее бороться с самим собой.

28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.

29. В душе - оптимист, верит в лучшее.

30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.

31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.

32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.

33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.

34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.

35. Человек с привлекательной внешностью.

36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.

37. Приняв решение, следует ему.

38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.

39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.

40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.

41. Всем доволен.

42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.

43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, ста­ло вдруг безразличным.

44. Уравновешен, спокоен.

45. Разозлившись, нередко выходит из себя.

46. Часто чувствует себя обиженным.

47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.

48. Бывает, что сплетничает.

49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда под­водят его.

50. Довольно трудно быть самим собой.

51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.

52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего... Словом - не от мира сего.

53. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.

54. Старается не думать о своих проблемах.

55. Считает себя интересным человеком - привлека­тельным как личность, заметным.

56. Человек стеснительный, легко тушуется.

57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, что­бы довел дело до конца.

58. В душе чувствует превосходство над другими.

59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.

60. Боится того, что подумают о нем другие.

61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.

62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.

63. Человек деятельный, энергичный, полон ини­циатив.

64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.

65. Себя просто недостаточно ценит.

66. По натуре вожак и умеет влиять на других.

67. Относится к себе в целом хорошо.

68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.

69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отноше­ния, особенно - если разногласия грозят стать явны­ми.

70. Подолгу не может принять решение, а потом сомне­вается в его правильности.

71. Пребывает в растерянности, все спуталось, все сме­шалось у него.

72. Доволен собой.

73. Невезучий.

74. Человек приятный, располагающий к себе.

75. Лицом, может, и не очень пригож, но может пра­виться как человек, как личность.

76. Презирает лиц противоположного пола и не связы­вается с ними.

77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг - не справлюсь, а вдруг - не получится.

78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.

79. Умеет упорно работать.

80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.

81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разби­рается.

82. Всегда говорит только правду.

83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.

84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.

85. Чувствует неуверенность в себе.

86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.

87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отно­шениях с другими.

88. Человек толковый, любит размышлять.

89. Иной раз любит прихвастнуть.

90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.

91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитыва­ет на чью-то помощь.

92. Никогда не опаздывает.

93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.

94. Выделяется среди других.

95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно по­ложиться.

96. В себе все ясно, себя хорошо понимает.

97. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.

98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.

99. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает;

в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.

100. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.

101. Все свои привычки считает хорошими.

БЛАНК

для ответов

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
     

Инструкция

В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим соб­ственным образом жизни.

Прочитав или прослушав очередное высказывание оп­росника, примерьте его к своим привычкам, своему обра­зу жизни и оцените: в какой мере это высказыва­ние может быть отнесено к Вам. Для того, чтобы обозна­чить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по ваше­му мнению, один из семи вариантов оценок, пронумеро­ванных цифрами от «О" до «6":

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 4 страница - student2.ru

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 4 страница - student2.ru

адаптирована в нии им. в. м. бехтерева 4 страница - student2.ru

№       Показатели   Номера высказываний   Нормы  
  a   Адаптивность   4. 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29,33,35,37,41, 44,47, 51, 53, 55,61,63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98   (68-170) 68-136  
    b   Дезадаптивность   2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38,40,42,43,49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100   (68-170) 68-136  
  a b   Лживость — +   34,45,48,81,89, 8, 82, 92, 101   (18-45) 18-36  
  a   Приятие себя   33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96   (22-52) 22-42  
    b   Неприятие себя   7, 59, 62, 65, 90, 95, 99   (14-35) 14-28  
  a   Приятие других   9, 14, 22, 26, 53, 97   (12-30) 12-24  
    b   Неприятие других   2, 10, 21, 28, 40, 60, 76   (14-35) 14-28  
  a   Эмоциональный комфорт   23, 29,30,41,44,47,78   (14-35) 14-28  
    b   Эмоциональный дискомфорт   6, 42, 43, 49, 50, 83, 85   (14-35) 14-28  
  a   Эмоциональный комфорт   23, 29,30,41,44,47,78   (14-35) 14-28  
    b   Эмоциональный дискомфорт   6, 42, 43, 49, 50, 83, 85   (14-35) 14-28  
  a   b   Внутренний контроль   Внешний контроль   4, 5,11,12,19,27,37,51, 63, 68, 79, 91, 98, 13,   25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77   (26-65) 26-52 (18-45) 18-36  
а   b Доминирование   Ведомость 58,61,66   16, 32, 38, 69, 84, 87 (6-15) 6-12 (12-30) 12-24
      Эскапизм (уход от проблем)   17, 18, 54, 64, 86   (10-25) 10-20  

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых - без скобок. Результаты «до» зоны неопреде­ленности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределен­ности - как высокие.

МЕТОДИКА

«Q-СОРТИРОВКА» В. СТЕФАНСОНА. ДИАГНОСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ПОВЕДЕНИЯ В РЕАЛЬНОЙ ГРУППЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ

Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необхо­димо распределить по группам от «наиболее характерных» до «наименее характерных» для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики. Дос­тоинством методики является то, что при работе с ней ис­пытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «Я», а не «соответствие-несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повтор­ная сортировка того же набора карточек, но в других от­ношениях: «социальное "Я"» (Каким меня видят другие?);

«идеальное "Я"» (Каким бы я хотел быть?);

«актуальное "Я"» (Какой я в разных ситуациях?);

«значимые другие» (Каким я вижу своего партнера?);

«идеальный партнер» (Каким бы я хотел видеть своего партнера?).

Методика позволяет определить шесть основных тен­денций поведения человека в реальной группе: зависи­мость, независимость, общительность, необщительность, принятие "борьбы» и «избегание борьбы». Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление инди­вида к принятию групповых стандартов и ценностей: со­циальных и морально-этических. Тенденция к общитель­ности свидетельствует о контактности, стремлении обра­зовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «борьбе» - активное стремле­ние личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимо­отношений; в противоположность этой тенденции избега­ние «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодей­ствия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конф­ликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет, на наш взгляд, внутреннюю и внешнюю характеристику, т. е. зависимость, общитель­ность и «борьба» могут быть истинными, внутренне при­сущими личности, а могут быть внешними, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека. Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость - независимость, общительность - необщи­тельность, принятие «борьбы» - избегание «борьбы») при­ближается к 20, то мы говорим об истинном преоблада­нии той или иной устойчивой тенденции, присущей инди­виду, и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

Исследование проводится следующим образом. Испы­туемому предъявляется карточка утверждений и предла­гается ответить «да», если оно соответствует его представ­лению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению, и толь­ко в исключительных случаях разрешается ответить: «со­мневаюсь», т. е. разложить на три группы ответов. Отве­ты испытуемого разносятся по соответствующим ключам

и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является призна­нием полярного качества, количество ответов «да» скла­дывается с количеством ответов «нет» противоположных тенденций.

В результате мы получаем суммарное количественное определение для каждой из перечисленных тенденций. Для сведения результатов в границы от +1 до -1 полученное число мы делим на 10. Предполагается, что ответ «да» имеет положительный знак, а ответ «нет» - отрицатель­ный. Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тен­денциям расцениваются нами как признак нерешительно­сти, уклончивости, астеничности,. однако в других случа­ях это может свидетельствовать об известной избиратель­ности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируяих в совокупности с другими личностными особенностями,

Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов «да» и «нет» совпадают. Именно такое положение может явить­ся источником внутреннего конфликта личности, находя­щейся во власти имеющих одинаковую выраженность про­тивоположных тенденций.

Определенный интерес представляет использование дан­ной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Критичен к окружающим товарищам.

2. Возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.

3. Склонен следовать советам лидера.

4. Не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.

5. Нравится дружественность в группе.

6. Склонен противоречить лидеру.

7. Испытывает симпатии к одному - двумчленам группы.

8. Избегает встреч и собраний в группе.

9. Нравится похвала лидера.

10. Независим в суждениях и манере поведения.

11. Готов встать на чью-либо сторону в споре.

12. Склонен руководить товарищами.

13. Радуется общению с одним - двумя друзьями.

14. Внешне спокоен при проявлении враждебности со стороны членов группы.

15 Склонен поддерживать настроение своей группы. 16. Не придает значения личным качествам членов группы. 17 Склонен отвлекать группу от ее целей.

18. Испытывает удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.

19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.

20. Предпочитает оставаться нейтральным в споре.

21. Нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.

22. Предпочитает хладнокровно обсуждать разногласия.

23. Недостаточно сдержан в выражении чувств.

24. Стремится сплотить вокруг себя единомышленников.

25. Недоволен слишком формальными отношениями.

26. Когда обвиняют - теряется и молчит.

27. Предпочитает соглашаться с основными направле­ниями в группе.

28. Привязан к группе в целом больше, чем к опреде­ленным товарищам.

29. Склонен затягивать и обострять спор.

30. Стремится быть в центре внимания.

31. Хотел бы быть членом более узкой группировки.

32. Склонен к компромиссам.

33. Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки его ожиданиям.

34. Болезненно относится к замечаниям товарищей.

35. Может быть коварным и вкрадчивым.

36. Склонен принять на себя руководство в группе.

37. Откровенен в группе.

38. Возникает нервное беспокойство во время группо­вого разногласия.

39. Предпочитает, чтобы лидер брал на себя ответствен­ность при планировании работ.

40. Не склонен отвечать на проявление дружелюбия.

41. Склонен сердиться на товарищей.

42. Пытается вести других против лидера.

43. Легко находит знакомства за пределами группы.

44. Старается избегать быть втянутым в спор.

45. Легко соглашается с предложениями других чле­нов группы.

46. Оказывает сопротивление образованию группиро­вок в группе.

47. Насмешлив и ироничен, когда раздражен.

48. Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.

49. Предпочитает меньшую, но более интимную группу.

50. Пытается не показывать свои истинные чувства.

51. Становится на сторону лидера при групповых раз­ногласиях.

52. Инициативен в установлении контактов в общении.

53. Избегает критиковать товарищей.

54. Предпочитает обращаться к лидеру чаще, чем к другим.

55. Не нравится, что отношения в группе слишком фа­мильярны.

56. Любит затевать споры.

57. Стремится удерживать свое высокое положение в группе.

58. Склонен вмешиваться в контакты товарищей и на­рушатьих.

59. Склонен к «перепалкам», «задиристый».

60. Склонен выражать недовольство лидером.

КЛЮЧ

I. Зависимость - 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54  
II. Независимость - 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60  
III. Общительность - 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52  
IV. Необщительность - 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 40, 55, 58  
V. Принятие «борьбы» -1, II, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59  
VI. Избегание «борьбы» - 2, 8,14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53  

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ К КОНФЛИКТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ К. ТОМАСА

АДАПТАЦИЯ Н. В. ГРИШИНОЙ

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отно­шения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элимини­ровать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами; осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа ис­следований, указывающих на позитивные функции конф­ликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным скон­центрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных си­туациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким обра­зом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную мо­дель регулирования конфликтов, основополагающими из­мерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлечен­ных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно

этим двум основным измерениям К. Томас выделяет сле­дующие способы регулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добить­ся удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интере­сов ради другого;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации прихо­дят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интере­сы обеих сторон.

Наши рекомендации