Адаптирована в нии им. в. м. бехтерева

МЕТОДИКА

ЛИЧНОСТНОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

АДАПТИРОВАНА В НИИ ИМ. В. М. БЕХТЕРЕВА

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработа- на на базе современного русского языка и отражает сфор- мировавшиеся в нашей культуре представления о струк - туре личности. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения опреде-

ленных свойств личности, ее самосознания, межличност- ных отношений, который мог бы быть применен в клини- ко-психологической и психодиагностической работе, а так- же в социально-психологической практике. Процедура отбора шкал ЛД ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты лич- ности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существую- щей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта. Из толкового словаря русского языка Ожегова были

отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов се- мантического дифференциала:

1. Оценки

2. Силы

3. Активности.

Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялось три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.

1. Оценка испытуемыми (по 100-бальной шкале) веро- ятности того, что человек, обладающий свойствами лич- ности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получе- ны обобщенные показатели представлений о сопряженно-

сти черт личности, составляющих так называемую имп- лицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.

2. Корреляции между самооценками по чертам личнос- ти. Испытуемые заполняли 6 бланков самооценок, каж- дый из которых был составлен из 20 черт личности и тре- бовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной

шкале.

3. 120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-бал- льным), представляющим факторы семантического диф- ференциала, оценки усреднялись. В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких слу- чаях исходный список не содержал одного из членов тре- буемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.

БЛАНК ЛД И КЛЮЧ

Фамилия И. О. пол возраст

Интерпретация факторов ЛД

При применении ЛД для исследования самооценок зна- чения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как лич- ность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определением смысле удовлетворен собой.

Низкие значения фактора (О) указывают на критичес- кое отношение человека к самому себе, его неудовлетво- ренность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень при- нятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой цен- ности своей личности. При использовании ЛД для измерения взаимных оце- нок фактор (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один чело- век в восприятии другого. При этом положительные (+) зна- чения этого фактора соответствуют предпочтению, оказывае- мому объекту оценки, отрицательные (—) - его отвержению.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о раз- витии волевых сторон личности, как они осознаются са- мим испытуемым. Его высокие значения говорят об уве- ренности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значе-

ния свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, не- способности держаться принятой линии поведения, зави- симости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низ- кие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспри-

нимаются субъектом оценки. Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положи- тельные (+) значения указывают на высокую активность, об- щительность, импульсивность; отрицательные (—) — на инт- ровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражает- ся восприятие людьми личностных особенностей друг друга. При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепен- ное значение. Использование метода ЛД ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспек- тах отношений испытуемого к себе и к другим людям.

В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов - с личностными опросни- ками и социометрическими шкалами. От личностных оп- росников он отличается краткостью и прямотой, направ- ленностью на данные самосознания. Некоторые традици- онные, получаемые с помощью опросников характеристи- ки личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уро- вень самоуважения, доминантности-тревожности и экст- раверсии-интроверсии является достаточно важным пока- зателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная ди- агностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не толь- ко самостоятельно, но и в комплексе с иными диагности- ческими процедурами. От социометрических методов ЛД отличается многомер- ностью характеристик отношений и большей их обобщен- ностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД мож- но рекомендовать к применению в двух областях: в груп-

повой и семейной психотерапии. В групповой психотерапии ЛД может быть использо- ван для исследования таких сторон личности и группово- го процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожи- даемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д. В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на чле- нов семьи (например, ребенка), между собой, которую пред- ставляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доми- нирования-подчинения ж уровня активностичленов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьи- рование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я...») с последующим вычислением расстояния между идеаль- ным и реальным, ожидаемым и реальным и т. д. ЛД мо- жет помочь в определении действительной природы недо- вольства супружескими взаимоотношениями (недостаточ- ная эмоциональная привлекательность, избегание ответ- ственности и т. д.), уяснить роль ребенка в семейном кон- фликте.

Наши рекомендации