Все ли из перечисленных должностей можно отнести к менеджменту предприятия? Ответ обоснуйте.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»
Студента______________________
____________________________
Группа_______________________
БИЙСК, 2016 г.
Обращение к студенту.
«Образование придает человеку достоинство,
да и раб начинает сознавать, что не рожден для рабства»
Д. Дидро
Уважаемый студент!
Какой специалист востребован на рынке труда сегодня? Ответ на этот вопрос не может ограничиться словами: «имеющий диплом». Сегодня востребован творческий специалист, способный к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Формирование специалиста с таким качествами невозможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Большую роль здесь играет самостоятельная работа студентов.
Перед Вами – рабочая тетрадь для самостоятельной работы – Ваш помощник не только в освоении курса «Менеджмент», но и инструмент Вашего личностного развития. Работая с этой тетрадью, Вы не просто познаете новое, Вы становитесь более ответственным, организованным, инициативным, Вы развиваете свою способность к творческому решению проблем учебного и профессионального уровня.
В рабочей тетради последовательно изложены задания для самостоятельной работы, выполнение которых обязательно для студента.
Перед началом выполнения заданий в рабочей тетради, Вам необходимо:
1. Внимательно прочитать рекомендованную обязательную и дополнительную литературу, конспект лекций.
2. Прочитать задание и выбрать тот теоретический материал, который будет использован Вами при выполнении задания.
3. Выполнить задание в черновом варианте, проверить его, исправить ошибки.
4. Выполнить задание в рабочей тетради.
Оформление заданий в рабочей тетради должно вестись аккуратно, без помарок и исправлений. В случае ошибки, на которую Вам указал преподаватель, ее необходимо исправить. Для этого используется оборотная сторона листа, на котором расположено задание.
Проверка выполнения заданий осуществляется на каждом уроке. Задания рабочей тетради, как правило, включены в устный и письменные опросы по той или иной теме, в задания для практических работ.
Для получения допуска к итоговому зачету по курсу «Менеджмент» рабочая тетрадь сдается преподавателю для заключительного контроля. Наличие положительной оценки является основанием для допуска студента к зачету.
Заполненная рабочая тетрадь с оценкой, заверенной преподавателем, включается в портфолио студента, в раздел «Учебная деятельность».
Желаю успеха!
Раздел 1. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА
Тема 1.1. Сущность менеджмента и эволюция его теории и практики
Задание 1: Установите соответствие характеристик той или иной школе менеджмента (для иллюстрации соответствия проведите линии, соединяющие характеристику и наименование школы)
Характеристика | Название школы |
Разделение организации на подразделения в соответствии с выполняемыми функциями (финансы, маркетинг и др.) | Школа человеческих отношений Классическая школа Школа поведенческих наук Школа научного управления Школа науки управления |
Наибольший вклад в развитие этой школы внес А.Файоль | |
Разработка принципов научного менеджмента | |
Представители данной школы уделяли внимание человеку - как основному фактору производства | |
У истоков этой школы стоял Ф.Тейлор | |
Представителями этой школы являются Фоллет и Мэйо | |
Рационализация труда – это наиболее важный фактор повышения производительности труда | |
Изучение влияния психологического климата, социального взаимодействия на результаты труда |
Методы контроля:письменный индивидуальный опрос
Задание 2. Подготовить информационные сообщения по вопросам:
- Японская модель менеджмента
- Американская модель менеджмента
-Особенности Российского менеджмента
Регламент информационного сообщения – 5 - 7 минут.
Информационные источники:
1.Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник, 5 изд., перераб. и доп.-М.: Дашков и К, 2008.
2. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие. – М.: Новое знание, 2009.
3.Казначевская Г.Б., Менеджмент: учебник.-М.: Издательство: Феникс+, Серия: среднее профессиональное образование , 2010г.
4. http://www.aup.ru/ AUR.RU Административно-управленческий портал
Методы контроля: оценка устного публичного выступления
Тема 1.2. Цикл, виды и уровни менеджмента
Задание 1: Распределите менеджеров по управленческим уровням, заполнив таблицу: директор предприятия, старший продавец, начальник отдела кадров, главный бухгалтер, кассир, заведующий магазином, бухгалтер, заместитель директора по финансово-экономическим вопросам, продавец.
Управленческий уровень | Должность |
Высший | |
Средний | |
Низший (первый) |
Все ли из перечисленных должностей можно отнести к менеджменту предприятия? Ответ обоснуйте.
______________________________________________________________________________
Задание 2. Заполните таблицу, указав напротив каждого примера соответствующую ему функцию менеджмента, и приведите свои примеры функций менеджмента:
Пример | Функция |
Определении ценовой политики с целью получения прибыли при наименьших издержках производства | |
Разработка перспективных планов организации при планировании закупа новой продукции и освоении новых рынков сбыта | |
Премия по итогам финансово-хозяйственной деятельности предприятия | |
Распределение работ между менеджерами отдела | |
Дополнительное пенсионное обеспечение работников предприятия | |
Составление отчета по отделам | |
Ведение оперативной работы с менеджерами отделов | |
Проведение инвентаризации имущества предприятия | |
Оказание методической помощи работникам подразделений предприятия по вопросам учета, контроля, отчетности и анализа | |
Планирование | |
Организация | |
Мотивация | |
Контроль |
Методы контроля:фронтальный опрос,письменный опрос
Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Тема 2.1. Внешняя и внутренняя среда организации
Задание 1. Заполните таблицу «Фоновые и деловые факторы организации», распределив следующие: географическое положение, покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, коллектив предприятия, законодательство, органы местного самоуправления, технология, политика центрального правительства.
Фоновые факторы | Деловые факторы |
Задание 2. Укажите, какие угрозы и возможности для организации содержат такие факторы внешней среды, как: демографический спад, конкуренты. Ответ оформите в таблице:
Демографический спад | |
угрозы | возможности |
Конкуренты | |
угрозы | возможности |
Задание 3. Укажите, какие угрозы и возможности для организации содержат такие факторы внутренней среды, как: компьютеризация учета, увеличение управленческих звеньев в структуре организации. Ответ оформите в таблице:
Компьютеризация учета | |
угрозы | возможности |
Увеличение количества управленческих звеньев в структуре организации | |
угрозы | возможности |
Методы контроля:письменный опрос в микро группах, выполнение практической работы
Тема 2.2. Формальные и неформальные группы в организации
Задание 1. Приведите примеры формальных и неформальных групп (по 2 примера)
Формальные группы | Неформальные группы |
Задание 2. Заполните таблицу, указав психологические признаки Вашего коллектива, которые, на Ваш взгляд, являются препятствием для более эффективной работы группы. Предложите пути устранения этих препятствий.
Психологические признаки - препятствия | Пути устранения препятствий |
Методы контроля:фронтальный опрос
РАЗДЕЛ 3. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Тема 3.1. Планирование: понятие, значение, виды планирования. Методы планирования
Задание 1. Установите правильную последовательность реализации этапов стратегического планирования, указав рядом с этапом его порядковый номер:
- определение миссии и целей организации.
- оценка и контроль выполнения.
- выбор стратегии.
- анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
- реализация стратегии.
Задание 2. Сформулируйте миссию известного Вам предприятия. Постройте дерево целей, формулируя цели по 4 направлениям: в области доходов, в области работы с персоналом, в области работы с потребителями, в области социальной ответственности. Декомпозируйте цели на задачи.
Методы контроля:тестовый опрос, выполнение практической работы.
Тема 3.2. Организация как функция менеджмента
Задание 1. Составьте опорный конспект по вопросу: «Статус и организационная структура бухгалтерской службы».
Для составления опорного конспекта воспользуйтесь электронным учебным пособием «Бухгалтерское дело», авторы Бычкова С.М., Макарова Н.Н. (глава 4), Режим доступа: http://e-libra.ru.
Составляя опорный конспект Вам необходимо дать ответы на следующие вопросы:
1. Какие существуют типы организации работы бухгалтерской службы?
2.Какие существуют формы организации и ведения бухгалтерского учета?
3.Какие документы разрабатываются в организации при стандартизации ведения бухгалтерского учета и какие основные разделы они в себя включают?