Взаимодействия с внешними ограничениями

Для коррекции подобных нарушений имеет смысл применять чисто структурные упражнения, то есть упражнения, в которых существует либо четко определенная процедура их выполнения, либо столь же четко определенный критерий правильности выполнения, либо и то, и другое вместе. Для людей, чье умение взаимодействовать с внешними границами нарушено, такие упражнения будут своего рода тренингом этого недостаточного умения.

Вполне подойдет для такого рода работы уже известное вам упражнение «ПОТОЛКУШКИ», а также следующие упражнения:

Упражнение «КОНТРОЛИРУЕМАЯ АГРЕССИЯ»

Упражнение используется и в индивидуальном, и в групповом режиме, но требует очень серьезного отношения к безопасности. Необходимым для работы пространство должно быть не меньше трех метров в длину, в нем не должно быть никаких посторонних предметов, и в одном его конце должна стоять совершенно пустая стена без окна, архитектурных выступов и украшений.

Инструкция для группы. Разбейтесь на пары и определитесь, кто первым будет работать, а кто – ему помогать. Тот, кто работает, становится на максимальном расстоянии от пустой стены лицом к ней, а его партнер располагается перед ним лицом к нему. Он упирается руками в плечи работающего, глядя ему прямо в глаза. У него сложная задача – не отводить своего взгляда, напоминать работающему, чтобы он делал то же самое, и не давать ему впадать в неконтролируемую ярость. Если помощник почувствует, что работающий перестал себя контролировать – он обязательно напоминает ему об этом и, возможно, даже предлагает вернуться в исходную точку и начать сначала. И кроме всего прочего, помощнику придется напоминать работающему про то, что он должен «звучать» на протяжении всего упражнения. Если этого не происходит, вполне допустимо предложить повторить упражнение. Но главная задача помощника - изо всех сил сопротивляться работающему и при этом всячески побуждать его преодолеть сопротивление.

Задача работающего – не прикасаясь к помощнику руками, только давлением своего тела, взглядом и собственным звуком заставить его, пятясь, дойти до стены. Кстати, это возможно во всех случаях – независимо от соотношения физических и силовых параметров партнеров. Все зависит исключительно от желания работающего добиться своего (фото 106).

Когда эта задача будет выполнена, все повторяется сначала, но помощник упирается уже руками в таз работающему – в области подвздошных костей (фото 107). И, наконец, в третьей части упражнения упор делается в лоб работающему. Эта часть работы требует от помощника большой осторожности, потому что это – самое трудное положение для работающего, а шея намного более уязвима и слаба, нежели корпус (фото 108).

После выполнения всех трех частей упражнения и обсуждения партнеры меняются ролями.

Упражнение «ЗАМРИ – ОТОМРИ»

Интереснее выполнять это упражнение в группе, но оно вполне пригодно и для индивидуальной работы. В режиме работы «терапевт – клиент» роль ведущего, разумеется, выполняет терапевт.

Инструкция для группы. Вы начинаете двигаться по комнате – так, как вам заблагорассудится. В любой момент любой из играющих говорит «Замри!» – и все участники должны замереть в той самой позе (какой бы она ни была неудобной), в какой каждого из них застала команда. Поза должна быть сохранена вплоть до команды «Отомри!». Причем команду «Замри!» может отдать любой из играющих, а команду «Отомри!» – только тот, кто скомандовал замереть. Игра может продолжаться сколь угодно долго – по желанию участников.

Упражнение «КУКЛА И КУКЛОВОД»

Упражнение может использоваться и в индивидуальном, и в групповом режиме.

Процедура выполнения. Партнеры договариваются, кто из них будет «куклой», а кто - «кукловодом». «Кукловод» без предварительной договоренности с «куклой» решает, через какую часть ее тела он будет осуществлять руководство ее движениями. Это может быть спина, шея, рука, макушка - что угодно. Когда точка приложения руководящих амбиций выбрана, «кукловод» прикладывает к ней свою руку, и та словно «приклеивается» - это значит, что у «кукловода» нет возможности эту точку изменить (фото 109). С этого момента «кукла» находится в полном распоряжении «кукловода», который волен водить ее куда угодно с любой скоростью и в любых направлениях, сгибать, сажать, укладывать, поднимать... Задача «куклы» - полностью отдаться воле «кукловода», подчиняясь всем движениям его руки. Естественно, место «склейки» должно оставаться неразрывным – это единственное, за что «кукла» отвечает наравне с «кукловодом». И еще одно условие - все осуществляется в молчании.

Через десять-пятнадцать минут «кукла» становится «кукловодом». А потом, как всегда, оба партнера обмениваются впечатлениями.

Имеет смысл обсудить после выполнения упражнения, кому в какой роли было более комфортно? Что оказалось легче - подчиняться или властвовать? Что партнеры делали, если их «кукла» оказывалась менее послушной, чем им бы хотелось? А как «куклы» вели себя, если их «кукловод» навязывал им неприятные или просто нежелательные действия? Понятно, что ответы на все эти вопросы имеют самое прямое отношение к тому, умеет ли человек по-настоящему брать на себя ответственность за собственную жизнь или рад возможности предоставить кому-нибудь возможность принимать за него как можно больше решений.

Упражнение «ЧЕРЕПАШЬИ БЕГА»

Упражнение может быть использовано только в группе.

Процедура выполнения. Все участники группы становятся в одну шеренгу на расстоянии примерно десять-пятнадцать метров от чего-то, что назначается конечной целью движения – это может быть любой предмет или даже какой-нибудь приз.

Затем по команде ведущего все одновременно начинают движение по направлению к цели – как можно медленнее, но так, чтобы ни на секунду не останавливаться. Выигрывает тот, кто придет к цели ПОСЛЕДНИМ.

3. Этап произвольности

Для работы с искажениями нормального развития на третьем этапе используется два типа упражнений, каждый из которых ориентирован на свой тип нарушений:

· нарушения способности платить за достижение поставленной цели;

· нарушения способности к самоконтролю.

Наши рекомендации