Требования и критерии постановки научных проблем.
Тема 3. Объект и предмет исследования. Постановка проблемы
Существует разное понимание объекта и предмета исследования.
Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя определенное его свойство, главные, наиболее существенные признаки. Предмет находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.
Когда лишь приступаем к занятию наукой, мы прежде всего избираем себе интересующую нас область, сферу культуры. Объект исследования является первичным.
Определив предмет и объект исследования, мы должны их охарактеризовать и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду.
Помимо метода в конструкции научного исследования присутствует еще одна непременная составляющая, а именно — проблема, «рамка», в которую вписаны и гипотеза, и интерпретация, и сам метод.
Поппер неоднократно отмечал, что в ходе развития науки изменяются и гипотезы, и теории. С изменением парадигмы пересматривается метод, появляются новые проблемы, но остаются и старые, углубляясь, дифференцируясь с каждым циклом исследования.
Многие ученые склонны классифицировать не «науки» (ибо мало кто знает, что это такое), а проблемы.
Проблема – это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию исследования.
Научная проблема –в самом общем виде – это вопрос или совокупность вопросов, ответами на которые мы не располагаем. Это некоторое познавательное препятствие, выраженное, чаще всего, в форме вопроса. Ответом, как правило, является теория. Сам этотвопрос относится к предмету научного исследования, его структуре, способам познания, практического использования и преобразования. В качестве необходимого исходного пункта научного исследования была впервые предложена и обоснована британским философом К. Поппером, трактовавшим научное познание как процесс выдвижения и отбора предполагаемых решений (гипотетических ответов) поставленной проблемы. К. Поппер противопоставил свою модель научного познания как множества проблем (загадок) и их возможных решений классическим моделям научной деятельности, согласно которым исходным пунктом цикла «научная деятельность» является некий внеположенный научному знанию «объект науки». Очевидно, что научная проблема есть выражение субъектно-объектных отношений, а ее адекватное осмысление невозможно только в рамках логики и методологии науки, но требует также привлечения языка социологии и психологии науки. Иногда встречаются различия между проблемой и задачей. Задача – вопрос, разрешимый имеющимися теориями. Проблема, как правило, требует создания теории.
Функции проблемы в научном исследовании: задание цели (1) обнаружение или (2) переформулирование проблемы или (3) включение сформулированной проблемы в некоторую систему знания; задание направления исследования.
Требования и критерии постановки научных проблем.
Наличие предварительного научного знания, в которое проблема может быть включена.
Наличие указания на условие существования решения проблемы.
Наличие соглашения о признаках приемлемого решения и способах проверки решения на приемлемость.
Достаточная ограниченность, а не глобальность проблемы.
Синтаксическая и семантическая корректность проблемы.
Синтаксическая корректность – соблюдение синтаксических правил языка, на котором формулируется проблема. Для естественного языка характерна размытость семантических предписаний, но синтаксическая форма зачастую влияет на способ решения. Одну и ту же проблему можно сформулировать по-разному. Например, психолог Дункер (XX век) предложил студентам вопрос о лечении рака рентгеновским излучением, для одной группы – так, чтобы лучи не повреждали здоровые ткани, – а для другой – так, чтобы здоровые ткани не повреждались лучами. Большинство студентов предложило решения, соответствующие формулировке вопроса. Первая группа пыталась что-то сделать с лучами, а вторая – со здоровой тканью.
Семантически корректной считается проблема, все предпосылки которой истинны на момент постановки проблемы. Например, утверждение о непрерывности поглощения и испускания энергии – предпосылка классической физики – была отвергнута квантовой физикой. Семантический контекст проблемы относителен (семантика – учение о том, как знаки связаны с реальностью).
Классификация научных проблем.
По объекту.
Предметные – объектом является знание об объектах (Сколько существует предметов типа ?).
Эмпирические – поиск данных. Ответ может быть дан на основе эксперимента, измерения, наблюдения.
Концептуальные – организация и интерпретация имеющихся данных.
Методологические – планирование научного исследования (например, выбор единиц измерения, порядок проведения эксперимента).
Оценочные – оценка опытных данных и теорий (например, правильность, осмысленность).
По корректности и разрешимости: разрешимые (решения их: истинные, приблизительно истинные, ложные), неразрешимые (задачи, связанные с реконструкцией неких ситуаций или объектов: объект исчез или находится в далеком прошлом), некорректные (мнимые: отличают от неразрешимых предпосылкой – у мнимых проблем предпосылка ложная, а у неразрешимых – истинна).
Литература:
Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)
Сафонов А. А. Основы научных исследований : учебное пособие / ред. Л. И. Александрова. Владивосток, 2008.