Можно организовать «Вопрос-Ответ» в любом направлении – при изложении материала и при опросе
Герменическая беседа
В переводе с греческого языка «герменическая» означает «толковать, объяснять». Существует наука под названием «герменевтика», цель которой - толкование и объяснение текстов, картин и музыкальных пьес. Герменическая беседа может проводиться и тогда, когда у учеников под руками есть тексты. Главная цель этого метода – научить ребенка самостоятельно пользоваться книгами, моделями, картинами. Кроме того, с помощью такой беседы учитель учит и направляет своих подопечных на правильное понимание и толкование текстов. К этому виду беседы относят и объяснительное чтение. Очень часто этот метод используют при изучении иностранных языков и при изложении общеизвестных понятий, например сведений по географии, истории и естествознанию. Этот метод используется наряду с другими. Он очень важен для обучения в младших классах.
Как и при остальных видах, в герменической беседе применяется вопросно-ответная форма.
Проверочная беседа
служит для контроля уровня знаний учащегося.
Как правило, учитель сам задает вопрос и решает, кто из учеников на него ответит.
Знания ученика должны быть выражены не только в его собственной манере, но и со своими примерами. И учитель может убедиться, что ученик мыслит самостоятельно и понимает, о чем он говорит, а не просто заучивает темы. Для этого учитель иногда формулирует свой вопрос по-другому, не так, как сказано в учебнике, в связи с чем некачественно выученный материал дает о себе знать.
вопрос задается раньше, чем адресуется кому-либо конкретно.
Однако одним из недостатков этого метода является то, что выявить знания и умения учитель сможет лишь в выборном порядке, не охватив весь класс. Но путем периодического опрашивания полная картина прилежания класса все-таки проявляется. Обычно проверочная беседа с одним учеником длится не более 5 или 10 мин.
Эвристическая беседа
В переводе с греческого языка heurisko означает «нашел». Одним из общепринятых мастеров такой беседы был Сократ. Ироническая майевтика
Ф.А. Дистервег писал, «что для учащихся гораздо важнее узнать пути к доказательству, нежели само доказательство. В общем и целом в большей степени способствует образованию знание путей, по которым мыслители пришли к своим выводам, чем только знание этих выводов».
Условия использования.
Однако эвристическая беседа может быть применена не всяким учителем, а только тем, кто хорошо подготовлен дидактически.
Действенным этот метод будет только в том случае, если учитель сможет заинтересовать учеников и привлечет их к активной работе в классе.
Да и ученики должны уметь самостоятельно мыслить.
Ограничения:
- Ограниченность временем.
- Этот метод не всегда можно реализовать на практике в достаточной степени, так как очень часто в одном классе бывают собраны дети с различными умственными способностями, поэтому кто-то участвует в эвристической беседе, а кто-то нет.
- Искусство постановки вопроса учителем (проблемность!) В противном случае такая беседа превращается в “искусство вытягивать из детей посредством вопросов правильные и определенные ответы”
приведем классический пример фальсификации эвристической беседы. Пример этот описан П.Ф. Каптеревым “Один учитель, в одном из низших классов, объясняя приставки при глаголах, хотел объяснить приставку про-. Ему сильно хочется довести учеников до того, чтобы они сами сказали необходимые для него глаголы: протекать и протыкать, необходимые потому, что он накануне готовился к этой беседе, приноравливал к ним целый ряд вопросов, даже письменно изложил их, и они у него в кармане. Не скажут этих примеров или скажут, да другие - дело пропало. Урок начался вопросом:
- Что сказали бы вы, если бы во время дождя сюда сверху лилась вода?
Следует несколько ответов.
- Сказали бы, что здесь скверно, мокро, сыро, потолок плох и т.п.
Учитель старается навести их на правильный ответ.
- Погодите, что сказали бы вы о самой воде, которая лилась бы сюда?
После некоторого недоумения дается ответ, что об этой воде можно было бы сказать, что она - дождевая. Учитель начинает волноваться, хотя чувствует, что это дурно; но он не предполагал, чтобы ученики были так глупы, и не заготовил других наводящих вопросов. Уже несколько волнуясь, принимается за импровизацию вопросов.
- Нет, что сказали бы вы о воде, о воде-то, какое сказуемое приписали бы к этому слову? Ну, что она делает? - кончает он, скрепя сердце и краснея от сознания, что вопрос не очень хорош.
Ученики отвечают:
- Каплет, течет, льется.
Учитель окончательно теряет терпение и уже злобным голосом и порывисто спрашивает:
- Сквозь потолок-то что она делает?
Ученики некоторое время молчат; они видят, что учитель чего-то сердится и боятся рассердить его еще больше. Некоторые из них говорят вполголоса:
- Что делается? - Льется.
- Ну, льется! - подхватывает учитель. - Ну, а еще как можно сказать?
- Течет, - отвечают ему.
- Ну, а еще как? Течет. Ну, а если сквозь что-то течет, как говорят, какой слог прибавляют?
Наконец учитель после нескольких неудачных ответов добивается желаемого ответа. Один ученик говорит:
- Вода протекает.
Учитель пишет на доске глагол “протекает”, а затем, в полном убеждении, что другого глагола он добьется скорее, берет лоскуток бумаги, обращается к ученикам и говорит:
- Наблюдайте, что я буду делать.
Затем протыкает пером бумагу и, надеясь сразу получить желаемый ответ, спрашивает:
- Что я сделал?
Дети, начавшие уже томиться и скучать, немного оживились и ответили:
- Дыру.
И учитель, озадаченный и на этот раз недогадливостью учеников, завел опять работу минут на десять.
Выходит из класса он, словно из бани, и, встретившись с другим преподавателем, говорит:
- Ну, батюшки, вот тупицы-то ученики”15.
ВОПРОС
Важно для удачного проведения беседы владеть методикой постановки вопроса. Вопросы должны быть простыми и конкретными, должны быть сформулированы четко. Более того, их задача – будить мысль учащихся.
В ходе применения метода беседы используются
приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.)
приемы обсуждения ответов и мнений учеников,
приемы формулирования выводов из беседы.
Познавательная роль вопроса бесспорна. А умение ставить вопросы в проблемной ситуации - характеристика достигнутого учителем уровня мастерства.
Не каждый вопрос требует ответа и активизирует мышление: важно уметь их правильно формулировать и задавать. Есть и такие, которые совсем для иных целей.
Риторический вопрос – риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, не требуется или не ожидается в силу его очевидности, или на который даёт ответ сам спросивший, ответ. Это утверждение, высказанное в вопросительной форме, применяется для усиления выразительности той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность.
Вопросы бывают закрытого типа (на него достаточно ответить «да» или «нет») и открытого (не возможно ответить утвердительно или отрицательно, необходимо давать развернутый обоснованный ответ). Например: 1) Вы почувствовали затруднение, когда столкнулись с этой задачей? Можете ли вы решить ее? 2) Почему вы замолчали и задумались? Почему не смогли решить задачу? В чем причина? Что мешает?
Вопросэвристически или проблемный– это мыслительная задача, решение которой открывает путь к дальнейшему отысканию истины, это шаг по направлению мысли к достижению определенной цели. Постановка нового вопроса вызывает актуализацию в имеющихся знаниях материала, необходимого для ответа на выдвинутые вопросы. Вопрос определяет предмет искомого, а ответ определяет найденное его содержание и представляет не только результат знаний, но и процесс овладения знаниями. Каждый новый вопрос побуждает к пополнению недостающих знаний. Ответы как структурный элемент эвристической беседы – это «собственные» ответы учащегося: ученик не видел их готовыми в учебнике и не слышал в рассказе учителя. Они «вырабатываются» в ходе мыслительной деятельности на базе известных ученику фактов и обобщений с помощью собственных усилий.
Разница между проблемным вопросом и проблемной задачей.И проблемная задача, и проблемный вопрос – две различные формы постановки проблемы. Текст задачи содержит условие, в котором противоречия очевидны, а текст вопроса подразумевает это противоречие. Текст проблемной задачи, как правило, завершается проблемным вопросом. Условие задачи, в отличие от вопроса, может содержать больше элементов известного. Кроме того, обычно проблемные вопросы ставятся перед учащимися в ходе эвристической беседы, а задачи - при использовании всех методов проблемного обучения. Задача и проблемный вопрос различаются не столько внутренней сущностью, сколько внешней формой. Однако считать, что проблемный вопрос только одна из форм проблемной задачи, также нельзя.
Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения двух типов: 1) предложения, в которых спрашивается о признаке при помощи местоимений какой, который, чей, сколько;
2) предложения, заключающие в себе вопрос о каком-нибудь неясном для говорящего обстоятельстве (времени, причины, места, образа действия, цели) при помощи наречий зачем, отчего, почему, когдаи т.д. Указанные формы проблемных вопросов являются наиболее универсальными в начальных классах.
По содержанию выделяют вопросы о фактах, знаниях, мнениях, установках, мотивах. поведения и т.д.
М.И. Махмутов описывает условия, при которых тот или иной вопрос становится проблемным. Вопрос должен
- иметь логическую связь с ранее усвоенными понятиями и представлениями и с теми, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации;
- содержать познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного;
- вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворительность имеющимся запасом знаний, умений и навыков.
На основе дидактической цели М.И. Махмутов делит проблемные вопросы на
- проверяющие направленность внимания
- требующие для ответа сравнения и соответствующего анализа тех или иных явлений.
- направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний;
- помогающие ребенку находить различие и сходство в предметах и явлениях;
- Вопросы, ответы на которые можно получить при помощи раскрытия понятий, определения выводов
помогающие отбирать факты для доказательств и
- помогающие находить и обобщать факты;
- направленные на подтверждение правила
- направленные на нахождение причины явления и оценку его значения;
- направленные на проявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии;
- формирующие убежденность, развивающие навык самовоспитания [35].
Таким образом, вопрос представляет собой формальную (1) и содержательную (2) составляющие в их единстве: 1) предложение или обращение, требующее ответа или объяснения – словесная формулировка мысли, ее языковая оболочка; 2) проблема, задача, требующая решения (содержание, отражающее некое непознанное явление реальной действительности). В этом заключается истинная его природа.
Во-первых, задавать вопрос или выдвигать проблему следует таким образом, чтобы это заинтересовало ученика. Основываться они должны на личном опыте и полученных ранее знаниях. Никакой из заданных учителем вопросов не должен быть слишком легким, важно, чтобы ученик мог все-таки над ним подумать.
К тому же важно, чтобы при проблемнм изложении или эвристической беседе они задавались последовательно, чтобы ученики имели возможность наблюдать за развитием темы.
При беседе Вопросы должны задаваться всему классу.
Очень важно при этом удерживать внимание тех ребят, кто не задействован в беседе.
Необходимо также учитывать желание ученика отвечать на вопросы. Надо помнить, чтобы они не были одинаково легкими или трудными: должны присутствовать как те, так и другие, чтобы и слабые ученики, и сильные могли принимать равное участие в беседе.
Не следует забывать и о тех, кто замкнут и тих. Ведь то, что они не тянут руки и не отвечают хором, вместе со всеми, вовсе не означает, что они ничего не знают.
Более того, следует следить за тем, чтобы на уроках не отвечали одни и те же школьники.
Ответы всегда надо проверять. Они должны быть правильными, содержательными и иметь смысл. Если ученик отвечает неправильно, обязательно исправляйте его или направляйте его мысль в верное русло.
При фронтальной беседе вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. При этом вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными и сформулированными так, чтобы будили мысль ученика.
Если используется катехизисная форма беседы, например о датах или общеизвестных фактах, то ответы должны последовать незамедлительно. Очень важно "следить за тем, чтобы ответы были полными, а не односложными и короткими.
Если учитель проводит эвристическую беседу, нельзя требовать от учеников немедленного ответа. Необходимо дать им время на размышление и формулирование своего ответа. Если учащиеся долго не могут сосредоточиться на правильном ответе, учитель может подтолкнуть их к нему, мягко подводя к нужному выводу.
Следует отметить, что в беседе одного ответа на вопрос недостаточно. Ученик обязательно должен обосновать его. Беседа, особенно эвристическая, пройдет более успешно, если учитель будет использовать учебные пособия, схемы, таблицы, зарисовки на доске.
Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения обучаемыми.
Не следует использовать наводящие вопросы, в структуре которых уже есть ответы.