Можно на каждый вопрос давать только один ответ; тогда отвечает тот, кто первый поднял руку.

При таком варианте используется большое количество вопро­сов. В младших классах обусловливать ответ определённой бук­вой не следует.

Вот перечень некоторых вопросов.

Для младших классов

Назови фрукты или овощи.

Назови одежду.

Что есть в классе?

Что есть в столовой?

Что есть в раздевальне?

Что есть в умывальне?

Что есть в спальне?

Назови игру или игрушку. '

Каким должен быть пионер?

Что ты видишь на улице?

Что ты видишь в городе?

Что есть в лесу? .

Какое блюдо ты любишь?

Назови цветок.

Назови животное.

Назови кинофильм.

Каких ты знаешь авторов?

Назови книгу, которую ты читал:

Для старших классов

Кем ты хочешь быть?

Что необходимо для работы на полях колхоза? ;

Назови изобретателя или деятеля науки.

Назови море или озеро. •

Назови гору или горный хребет.

Назови род промышленности.

Назови реку.

Назови героя из произведения художественной литературы.

Назови название художественного произведения.

Назови героя Великой Отечественной войны.

Назови знатного человека.

Назови писателя или поэта.

Скажи поговорку или пословицу.

Скажи начало песни или стихотворения.

Скажи название страны.

Скажи слово, которое кончается на -ия.

Назови средство сообщения.

Что нужно охотнику или рыболову?

Что добывают в нашей стране?

Каким должен быть комсомолец?

Чем ты можешь принести пользу стране?

Какое твоё любимое занятие?


Что тебе нравится в соседе слева? и т. д.

ВСЁ ВИЖУ, ВСЁ ЗНАЮ (V—VIII кл.).

На этой картинке изображён ряд предметов, по признакам которых играющие должны дать соответствующие ответы.

Можно на каждый вопрос давать только один ответ; тогда отвечает тот, кто первый поднял руку. - student2.ru

Вопросы.

Какое время года?

Солнце всходит или заходит?

3. Какой город находится недалеко от этой местности?

4. Судоходна ли река?

5. В какую сторону она течёт?

6. Как движется лодка — вниз или вверх по течению?

7. Поймалась ли рыбка на удочку?

8. Идёт поезд или стоит?

9. Далеко ли станция?

10. Кому принадлежит собачка?

Данная игра может быть проведена как в устной, так и в
письменной форме. „ '

Для проведения игры в устной форме необходимо написать крупным шрифтом вопросы на отдельных прямоугольных поло­сах плотной бумаги или картона.

Картина большого формата вывешивается па видном месте.

Руководитель по очереди показывает играющим заготовлен­ные вопросы.

Каждый желающий отвечает на них устно, отгораживая рот руками от окружающих. Правильно ответивший получает очко.

Можно провести игру и другим способом: право ответа на каждый вопрос имеет только один из участников — первый под­нявший руку. Ответ даётся открыто, без отгораживания рта.

В случае неправильного ответа желающие вторично подни­мают руку, и право предоставляется опять первому поднявшему руку.

По окончании игры подсчитывается количество очков, полу­ченных каждым.

Выигрывает тот, у кого их окажется больше.

Ответы на вопросы.

1. Весна (наличие ландышей). . ,

2. Заходит (видно по веткам сосны, обращённым на юг).

3. Серпухов (наличие объявления).

4. Судоходна (имеется бакен).

5. В правую сторону (видно по течению воды у бакена).

6. Вверх по течению.

7. Поймалась. Видно по наличию кругов на воде у поплавка, и поплавок с леской ушли вверх по течению.

8. Стоит (дым показан вертикально, и закрыт семафор).

9. Близко (наличие семафора). 10. Мальчику (ошейник с поводком лежит около мальчика).

АУКЦИОН (V—VIII кл.).

Руководитель называет фамилию писателя. Кто-либо из иг­рающих должен сразу же назвать произведение, принадлежащее этому писателю. После этого руководитель медленно считает: «Раз... два...» Прежде чем он скажет «три», кто-нибудь должен назвать ещё одно произведение, после чего руководитель начи-

наег счёт снова: «Раз... два...» Так игра продолжается до тех пор, пока никто не сможет назвать ни одного произведения. Дважды называть одно и то же произведение нельзя.

Выигрывает тот, кто последний даёт ответ.

Аукцион можно проводить на фамилии писателей: Пушкин, Толстой, Горький, Михалков, Катаев и т. д.; на фамилии писа­телей, начинающиеся с определённой буквы (Маяковский, Мар­шак, Михалков, Мамин-Сибиряк и т. д.); на названия произве­дений, начинающиеся с определённой буквы, например, с буквы с: «Сын полка» (Катаев), «Судьба барабанщика» (Гайдар), «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей» (Крылов), «Станцион­ный смотритель» (Пушкин). «Сестрица Алёнушка и братец Ива­нушка» (русская народная сказка) и т. д.

Аукцион может быть не только на литературные темы, но и из других областей (науки, техники, промышленности, искус­ства), например: из области географии (моря, реки, озёра, го­ры, города), естествознания (названия деревьев, цветов, диких и домашних животных, птиц,- рыб и т. д.), техники (названия инструментов слесарных, столярных и т. д.), промышленности (изделия из кожи, из металла, из дерева и т. д.).

Кроме того, могут быть использованы и такие темы: герои Великой Отечественной войны, герои-комсомольцы, дети-герои, знатные люди нашей страны, названия улиц столицы или го­рода, в котором учатся дети, средства передвижения и т. д.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С КАРАНДАШОМ.

ИЗ БУКВЫ СЛОВО (III—VIII кл.).

У каждого играющего — карандаш и бумага.

Берётся какое-либо слово. Требуется написать по пять любых слов (имена существительные), начинающиеся на каждую букву этого слова. Выигрывает тот, кто скорее всех напишет требуе­мые слова.

Автобус. Август. Адрес. Аист.

Например, условились взять слово арбуз. Пишется:

Рабочий. Радио. Рыба. Резина. Ребёнок.   Больница. Бабочка. Барабан. Билет. Бочка.   Ум. Урок. Училище. Урожай. Ученик.   Земля. Звезда. Знамя. Завод. Значок.  
Н
И История. Инженер. Игрушка. Ива. Иголка.

Дано слово к н ига. Пишется:

Газета. Грабли. Голова. Голубь. Гнездо.
Азбука. Абрикос. Арбуз. Апельсин. Арифметика.

К

Кран. Ножницы.

Конфета. Насос.

Ключ. Нитка.

Картофель. Нога.

Котлета. Нож.

Игра может проводиться и в форме коллективного соревно­вания. Играющие делятся на две партии; обе партии получают одно слово; подбор новых слов ведётся каждой партией от­дельно, для чего партии рассаживаются в разных концах комна­ты. Выигрывает та партия, которая первой передаст руководи­телю выполненное задание.

Игру эту можно проводить с учащимися любого класса, об­легчив или усложнив её.

Для младших классов подбирается короткое еловое составом букв, на которое легко подобрать слова; в предложенном слове должно быть не более одной гласной; на каждую букву слова дети подыскивают от 1 до 3 слов. 26

Для старших классов можно предложить слово с большим ко-.личеством букв и с таким составом букв, на которое трудно подыскать слова. Кроме того, можно увеличить количество придумываемых слов на каждую букву до десяти.

СВЕРХУ ВНИЗ И СНИЗУ ВВЕРХ (V—VIII кл.).

У каждого играющего — карандаш и бумага. Берётся какое-либо слово и пишется сверху вниз, а рядом — оно же снизу вверх. Требуется вписать между начальными буквами и по­следними такие буквы, чтобы получились слова.

Выигрывают те двое, кто прежде всех заполнят ряды. Напри­мер, берётся слово кролик. В конечном итоге может полу­читься такой столбик:

Задан»"

Ответ

К Р О Л И к

К КАРЛИК

И РОЖКИ

Л О СЁЛ

О Л ОТО

Р ИНЖЕНЕР

К КУБИК

Вначале, пока ещё нет навыка, можно брать короткие слова, -а затем с' большим количеством букв.

У КОГО БОЛЬШЕ СЛОВ (V—VIII кл.).

Вооружившись карандашом и бумагой, все ребята записы­вают набор букв, который даёт руководитель игры. Буквы даются в таком порядке, чтобы нельзя было сразу узнать, какое слово зашифровано в них. Слово не должно состоять из большого ко­личества букв. Чтобы лучше усвоить сущность игры, даётся • пример.

Р\^ководитель предлагает записать следующие буквы: в, с, м, о, а, к.

Участники записывают каждую отдельную букву в таком по­рядке, как их зачитывает руководитель. Следует составить как можно больше самостоятельных слов, в которые входили бы эти буквы, причём за каждое новое слово даётся столько очков, сколько в него входит букв. Из указанного набора букв полу­чаются такие слова:

1. Москва. 2. Воск. 3. Коса. 4. Квас. 5. Сова. 6.'Омск. 7. Оса. 8. Сом. 9. Сок. 10. Ком. 11. Ока. 12. Мак. 13. Сак.

Кто получил большее количество очков, считается победи­телем.

Вариант игры. Учащимся предлагаются не отдельные буквы, а слово, из которого они составляют новые слова. Например, даётся слово п р о в о л о к а. Из него можно составить слова: пол, ров, кол, полка, волк, корова, парк, рак, вор, кров, повар, пар, Лора, клоп, провал, олово, голова.

СЛОВА-ПЕРЕВЕРТЫШИ

(анаграммы) (VII—VIII кл.).

У каждого из слов, напечатанных ниже, есть своя анаграмма Иначе говоря, из любого слова можно получить другое путём перестановки букв.

Например: лось — соль.

Ребята записывают (каждый для себя) несколько слов, пред ложенных руководителем.

Например: весна, камыш, колос, палка, сосна, шпала, полёт, лето.

Задача заключается в том, чтобы возможно скорее написать 8 новых слов, которые образуются путём перестановки букв в данных словах. В данном примере можно получить 8 таких слов: навес, мышка, сокол, лапка, насос, лапша, тепло, тело.

Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

Вот примерный перечень слов, из которых можно составить, анаграммы.

14. Мать. 15. Полёт. 16. Адрес. 17. Шпала. 18. Атлас. 19. Банка. 20. Валик. 21. Весна. 22. Волос. 23. Гроза. 24. Камыш. 25. Кайма. 26. Колос.
27. Рысак. 28. Кукла. 29. Марка. 30. Масло. 31. Насос. 32. Палка. 33. Барыня. 34. Каприз. 35. Карета. 36 Потеха. 37. Пальто. 38. Старик, 39. Клоун.

Анис.

Баня.

Пила.

Брак.

Бром.

Вино.

Пион.

Куст.

Карп.

Лето.

Гора.

Маяк.

Марш.

Ответ на анаграммы.

1. Сани.   14. Тьма.   27. Крыса.  
2. Баян.   15. Тепло.   28. Кулак.  
3. Липа.   16. Среда.   29. Рамка.  
4. Краб.   17. Лапша.   30. Смола.  
5. Ромб.   18. Салат.   31. Сосна.  
6. Воин.   19. Кабан.   32. Лапка.  
7. Пони.   20. Вилка.   33. Рабыня.  
8. Стук.   21. Навес.   34. Приказ.  
9. Парк.   22. Слово.   35. Ракета.  
10. Тело.   23. Розга.   36. Пехота.  
11. Рога.   24. Мышка.   37. Лапоть.  
12. Ямка.   25. Майка.   38. Стирка.  
13. Шрам.   26. Сокол.   39. Колун,  

ЗООЛОГИЧЕСКИЙ САД (III—V кл.).

У каждого играющего — карандаш и листок бумаги. Услав­ливаются, что каждый должен в течение 5—10 минут написать , как можно больше названий зверей, птиц, рыб и прочих обитате­лей зоологического сада.

Играющие пишут на листках столбиком одно название под другим. По истечении 5—10 минут руководитель даёт сигнал на прекращение записи. Затем каждый по очереди зачитывает свои слова. Если зачитываемое слово есть у кого-либо, то он говорит: «Есть». Тогда все написавшие его (и тот, кто зачитывал) зачёр­кивают это слово. После того как все зачитают написанные ими слова, подсчитывается каждым количество слов, -не повторённых другими, т. е. незачёркнутых. Выигравшим считается тот, кто имеет большее количество' незачёркнутых слов. Можно» повто­рить игру, но во второй раз нужно написать слова на другую ка­кую-либо тему. По окончании подсчитывается каждым количест­во не повторённых другими слов и присоединяется к первому подсчёту. Например, при игре в «Зоологический сад» получилось незачёркнутых десять слов, а во второй игре у того же играю­щего — пять слов; значит, всего — пятнадцать. Так подсчёт ве­дётся и всеми другими, причём выигравшим считается тот, кто имеет большее количество незачёркнутых слов за всё время игры.

Кроме указанной, в качестве задания для игры можно взять такие, например, темы: «Что видим на улице?», «Города СССР», «Средства передвижения» и т. д.

Если в игре участвует большое количество учащихся, то все играющие делятся на две, три или даже четыре партии; все пи­шут по одному заданию, но по окончании вожак каждой партии выписывает неповторённые слова своей партии на особый лист, а затем зачитываются по очереди каждой партией свои слова, и выигрывает та партия, у которой оказалось больше не повторён­ных другими партиями слов.

ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ (V—VIII кл.).

1. Берётся слог, например, вы.Играющие в ограниченное время должны прибавить к нему возможно больше разных слогов, чтобы получилось новое слово. Одинаковые слова вычёркиваются. Выигрывает тот, у кого окажется больше слов, не написанных

другими.

При добавлении могут получаться такие слова: выбор, вымя, вывеска, вышивка, выстрел, выскочка и т. д.

2. Теперь пусть играющие повторят -то же самое со слогами го, де.

Они могут получить слова: голод, голова, госпиталь, голубь, горизонт, город, горох и т. д.; деревня, дело, депутат, дерево, де­сант, дети и т. д.

3. К слогу за нужно прибавить по одному слогу (сначала впереди, а затем позади) так, чтобы составилось возможно боль-ше двусложных слов.

1) Ва-за, гла-за, ро-за, блу-за, фра-за, ко-за, Ли-за.

2) За-вод, за-бор, за-ряд, за-яц, за-лив, за-пор, за-ря и т. д.. То же повторить со слогами кон, ла, на.

4. К слогу о прибавить другие слоги (о-вощь, о-бед, о-сёл, о-тец, о-гонь, о-боз, о-рех, о-зимь, о-кунь, о-вёс).

5. Прибавить к сочетанию ада буквы слепа так, чтобы полу­чились новые слова (зас-ада, баррик-ада, олимпи-ада, гром-ада, прегр-ада, шар-ада, прохл-ада, блок-ада, огр-ада).

6. То же проделать с сочетанием вка (да-вка, голо-вка, ли-Сто-вка, кладо-вка, верё-вка, бечё-вка, була-вка, ла-вка, зави­вка).

7. Играющие получают листки, на которых написано:

Если вместо чёрточек вставить буквы, то какие слова можно получить? (Барабан, караван, сарафан, таракан.)

Выигрывает тот, кто наберёт большее количество слов.

8. Получают листки с надписью: =А=АН. А какие могут быть здесь слова? (Банан, баран, кабан, са­зан, фазан.)

9. Играющие получают листки, на которых написано:

— — со

— — — со

— — — — со

В русском языке имеется всего три слова, оканчивающихся на со.

Напишите их.

Выигрывает тот, кто раньше других напишет эти слова. (Мясо, просо, колесо.)

Игры за номерами 7, 8, 9 следует проводить с предваритель­ной подготовкой.

КТО БОЛЬШЕ ЗАПИШЕТ (VI— VIII кл.).

У каждого листок бумаги и карандаш. Требуется записать как можно больше героев произведений какого-либо из русских писателей, например: Димка, Жиган, Головень, Сергеев, Квакин, Тимур, Оля, Женя, Гориков, Чук, Гек и т. д. (если вы остановили свой выбор на литературных героях Гайдара).

Записывать все начинают по сигналу руководителя. Прекра­щается запись также по сигналу. После этого один из играющих начинает читать записанные им имена героев. Все остальные в это время вычёркивают в своих списках названные имена. Когда все играющие огласят оставшиеся в их списках имена, произво­дится подсчёт, у кого сколько осталось литературных героев. Победителем в этой игре будет тот, у кого количество незачёрк­нутых имён героев будет самое большое.

Игра эта может быть повторена несколько раз с использова­нием произведений разных писателей.

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА (АНТИТЕЗЫ)

(V—VIII кл.).

Первый вариант. Играющие получают листки со словами, к которым им нужно подобрать противоположные по смыслу сло­ва. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее подберёт все про­тивоположные слова.

Нельзя писать слова, состоящие из данного слова и отрица­ния, например: красивый — некрасивый.

Кроме того, надо выбирать наиболее точные противополож­ные по смыслу слова.

Второй вариант. Предложить учащимся самим подобрать и первоначальные слова, и их антитезы.

Вот перечень некоторых антитез, подобранных учащимися VII класса:

Худой — полный. Быстро — медленно. Чистый — грязный. Длинный — короткий. Тёмный — светлый. Дорогой — дешёвый. Правда — ложь. Жизнь — смерть. День — ночь. Высоко — низко. Высокий — низкий. Вниз — вверх. Радость — печаль. Радость — горе. Храбрый — трусливый. Сидеть — стоять. Говорить — молчать. Тихо — громко. Хорошо — плохо. Мало —' много.

Полезный — вредный. Вежливый — грубый. Помнить — забывать. Смех — плач. Тихий — громкий. Больной — здоровый. Болезнь — здоровье. Богатый — бедный. Зло — добро. Сильный — слабый. Меньше — больше. Голодный — сытый. Поздно — рано. Широкий — узкий. Аккуратный — неряшливый. Отдых — работа. Неуклюжий — ловкий. Горячий — холодный. Тяжёлый — лёгкий. Тонкий — толстый.

короткое слово

(V—VIII кл.).

Игра заключается в том, что ученики придумывают и запи­сывают 8—10 самых коротких слов, начинающихся с одной буквы.

По выполнении задания всеми игра прекращается. Победите­лем этой игры считается тот, у кого будет больше слов, не на­писанных другими участниками игры.

Например, даётся задание подобрать слова на букву л. Вот наиболее короткие слова, начинающиеся с зггой буквы: лев, лес, .лёд, лук, лак, лов, лён, люк, лоб, лещ, луг, лом, линь.

Чтобы облегчить игру, слова можно брать не на определён­ную букву, а просто односложные, например: кот, сок, пух, конь, бык, нож, ложь, соль, нос и т. д.

Игру эту можно проводить и на время. В таком случае на придумывание и записывание слов даётся 5—10 минут. По исте­чении срока игра прекращается.

Написавший большее количество слов выигрывает.

'ИЗМЕНИ СЛОВО (V—VIII кл.).

Руководитель выбирает из напечатанного ниже списка 10 лю­бых1 слов и записывает их на доске, объяснив каждое незнакомое слова Задача играющих — превратить эти слова в другие, добав­ляя или сокращая то одну, то другую букву.

Переставлять буквы в словах не разрешается. У каждого играющего — карандаш и бумага.

Выигрывает тот, кто быстрее других справится с задачей.

Вот список слов, которые могут быть использованы в игре:

Наши рекомендации