Методические рекомендации преподавателю. · при изложении материала целесообразно его структурировать, выделять наиболее важные моменты (интонацией

· при изложении материала целесообразно его структурировать, выделять наиболее важные моменты (интонацией, письменно: обвести в рамку, поставить на полях восклицательный знак и т.п. – на это следует особо указать студентам); особое внимание следует обратить на темы лекций № 4, №5, №6, №7, № 8, № 9, № 10, поскольку они являются основными при освоении данного курса;

· при отборе материала необходимо учитывать, что теория измерений реализует междисциплинарный подход, поэтому необходимо рассматривать лекционные материалы на практических примерах различных дисциплин;

· при проведении практических занятий целесообразно заранее готовить студентам «листы – памятки» с наиболее важной учебной информацией, которая будет использована на занятии; это позволит экономить время на этапе актуализации лекционного, ранее изученного материала;

· полезно проводить текущие самостоятельные работы на 20-30 минут после изучения тем, относящихся к одному математическому разделу (ориентировочно через 3-4 занятия);

· при выполнении самостоятельных работ возможно использование студентами различной литературы и конспектов, студент должен продемонстрировать умение работать с литературой и грамотно применять математический аппарат, используя готовые формулы и утверждения.

2. 2. Методические указания для студентов

Обязательные задания

1. Студент должен сделать реферат на одном из семинарских занятий. Темы рефератов, заявленных в программе, согласуются с преподавателем и утверждаются не позднее 21 сентября. К реферату готовится список литературы по заявленной теме. Выступление на семинаре оценивается и является одной из составляющих оценок на экзамене.

Требования к реферату:

1) необходимое количество листов – не менее 30;

2) обязательное использование (указание) - не менее 5 источников;

3) реферат должен содержать в себе проблемную сторону и возможность решения этой проблемы;

4) защита должна проходить в пределах 10 минут.

Рекомендации

· главное условие успешности в освоении теории измерения как учебной дисциплины – это систематические занятия практическими исследованиями;

· для более полного понимания изучаемого материала следует задавать вопросы непосредственно на лекциях и практических занятиях, чтобы не оставлять «белых пятен» в изучении;

· домашние задания, которые предлагаются после каждого практического занятия, рекомендуется выполнять с опорой на рассмотренный материал на занятии и сразу же после занятия, это позволит установить, насколько усвоен материал;

· полезно посещать все лекции, практические занятия и консультации;

· при конспектировании наиболее важный материал следует выделять особо (обвести в рамку, поставить на полях специальные символы и т.п.);

· при подготовке к аудиторной самостоятельной работе нужно просмотреть весь лекционный материал, задачи, решаемые на практических занятиях и при самоподготовке;

· при подготовке к экзамену следует не просто разобраться в лекционном материале, а попробовать, не подглядывая в конспекты или учебники, изложить письменно наиболее существенные понятия, утверждения, формулы по каждому разделу программы, а просматривая материалы практических занятий, надо обратить особое внимание на основные приемы и методы решения задач разных типов

Приложение 3. Планы семинарских занятий

Семинар 1. Соотношение понятий: признак, переменная, индикатор, шкала

Вопросы для обсуждения

1. Индикатор и показатель: определение понятий. Понятийные и эмпирические индикаторы.

2. Формирование представлений о признаке и переменной в социологии.

3. Латентные и наблюдаемые переменные. Проблема измерения латентной переменной в социологии. Зависимость переменной от типа шкалы.

4. Шкалы в социологии. Область применения шкал в конкретных исследованиях. Общий подход к шкалированию: переход от наблюдаемых данных к латентным на базе использования модели (механизма), связывающего одно с другим.

Студенты должны составить блок-схему (постер) по теме: переменная - признак – индикатор - показатель. Студенты на семинарском занятии объединяются в подгруппы.

& Литература: 1, 3, 18, 25, 37, 39, 46, 65, 69, 73, 74, 82, 94, 97, 103, 137, 142, 148, 156, 163, 177, 194, 205, 238, 242, 243, 270, 282, 283, 285.

Семинар 2. Шкала Терстоуна для измерения установки

Вопросы для обсуждения

1. Установка как степень эмоциональной напряженности отношения респондента к предмету установки; соответствие установке латентной переменной, проявляющейся в поведении респондента: его ответах на определенные вопросы. Понятие психологического континуума. Прямая линия как его геометрическая модель.

2. Описание техники получения шкалы.

3. Анализ используемых при реализации метода предположений о восприятии респондентом разных суждений. Геометрическая модель шкалы. «Равноправие» точек, отвечающих респондентам и точек, отвечающих суждениям (подготовка студентов к восприятию одномерного и многомерного развертывания). Распределения, отвечающие каждому респонденту и каждому суждению.

& Литература: 23, 39, 45, 53, 57, 60, 63, 64, 73, 83, 99, 103, 127, 184, 244, 280, 283.

Семинар 3. Метод парных сравнений и построение на его основе оценочной шкалы

Вопросы для обсуждения

1. Метод парных сравнений как метод сбора данных. Отличие получаемых с помощью метода парных сравнения данных от данных, собираемых более традиционными методами (например, с помощью ранжировки объектов).

2. Многомерность строящейся шкалы как одно из объяснений появления нетранзитивности и симметричности. Интерпретация частот. Свойства получаемых матриц.

3. BTL-модели. Общий вид простейших предположений и их содержательный смысл. Главная цель рассмотрения этих предположений - показать, что подход Терстоуна - не единственно возможный способ формализации естественных содержательных представлений о связи наблюдаемых данных (матриц парных сравнений) с латентными (искомыми шкальными значениями сравниваемых объектов). Это - пример конкретизации соответствующего общего методологического принципа применения математики в социологии.

& Литература: 9, 14, 25, 29, 36, 57, 63, 76, 184, 226, 242, 257, 264, 272, 278, 280.

Семинар 4. Проблема построения индексов для измерения установки. Шкала Лайкерта. Шкалограммный анализ Гуттмана (упорядоченная номинальная шкала)

Вопросы для обсуждения

1. Построение социологических индексов как наиболее часто использующийся социологами способ измерения латентной переменной.

2. Измерение установки методом Р. Лайкерта. Связь наблюдаемых признаков с искомой латентной переменной.

3. Шкалограммный анализ Гуттмана. Коэффициент репродуктивности шкалограммы. Вид наблюдаемых признаков. Возможность типологии вопросов и респондентов: ее смысл.

& Литература: 1, 5, 9, 18, 39, 42, 57, 58, 125, 169, 185, 194, 198, 199, 216, 229, 234, 243, 249.

Семинар 5. Латентно-структурный анализ Лазарсфельда (ЛСА)

Вопросы для обсуждения

1. Понимание измерения П. Лазарсфельдом.Аксиома локальной независимости как основа упомянутой связи.

2. Основные понятия ЛСА в его простейшем варианте (одна номинальная латентная переменная с заданным числом значений, дихотомические вопросы в анкете). Простейший вариант ЛСА как формальная постановка задачи, решаемой с помощью ЛСА (вход и выход).Основные пути обобщения первоначально предложенной Лазарсфельдом модели.

3. Рассмотрение ЛСА как процедуры построения типологии.

& Литература: 10, 19, 24, 27, 33, 38, 39, 52, 65, 73, 79, 81, 96, 115, 116, 117, 148, 156, 196, 173, 189, 240, 265.

Семинар 6. Семантический дифференциал (СД). Использование в социологии его формальной схемы. Другие методы проективной техники и оценочной биполяризации

Вопросы для обсуждения

1. Психологические предпосылки применения метода семантического дифференциала Осгуда. Явление синестезии. Смысл и значение. Денотативные и коннотативные характеристики.

2. Сущность метода семантического дифференциала.Техника получения исходных данных: постановка задачи СД, составление пар терминов. Выявление Осгудом латентных факторов, лежащих в основе синестезии (оценка, сила, активность), с помощью факторного анализа.

3. Психосемантические методы и их применение в социологии. Проективные методики оценки мнения респондентов.

& Литература: 19, 27, 29, 35, 54, 95, 143, 157, 169, 240, 257.

Семинар 7. Задачи, решаемые репрезентационной теорией измерений. Причины недостаточности для социологии формализма репрезентационной теории измерений

Вопросы для обсуждения

1. Понятие гомоморфизма (изоморфизма). Шкала как гомоморфное отображение эмпирической системы с отношениями (ЭСО) в числовую систему с отношениями (ЧСО).

2. «Классическое» измерение (основанное на использовании единицы измерения) как частный случай того, которое изучается репрезентационной теорией измерений.

3. Задачи резентационной теории измерений: решение проблем существования шкалы, ее единственности, адекватности математического метода.

4. Социологические ЭСО и возможности их отображения в математические системы.

& Литература: 42, 95, 103, 209, 240, 242, 257, 258, 260, 272, 280, 283.

Семинар 8. Индивидуальное многомерное шкалирование и многомерное развертывание

1. Постановка задачи в индивидуальном многомерном шкалировании; важность учета специфики метрик отдельных респондентов.

2. Модель идеальной точки в многомерном случае. Неметрическое многомерное развертывание. Вид исходных данных. Функция стресса.

3. Проблемы формирования исходных данных и интерпретации результатов в многомерном шкалировании

& Литература: 14, 23, 35. 39, 44. 51. 56. 59, 63, 65. 78, 91, 95, 103, 149, 153, 167. 172, 184, 190, 194, 207, 211, 212, 235.

Методические рекомендации преподавателю. · при изложении материала целесообразно его структурировать, выделять наиболее важные моменты (интонацией - student2.ru

Приложение 4. Лабораторные практикумы

Не предусматриваются в плане обучения.

Приложение 5. Курсовые работы

Курсовая работа по данной дисциплине не предусматривается. Однако тематика дисциплины может лежать в основе курсового проекта. Методические рекомендации и требования к написанию, оформлению и защите курсовых работ разработаны, передаются студентам в электронном виде и хранятся на кафедре в отдельной папке.

Приложение 6. Собственные учебные и учебно-методические разработки преподавателя

Наши рекомендации