Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы 423
Этот негативизм носит анархический характер. В нем — стремление к полной идеологической независимости, ибо идеи закрепощают, а держаться за них — значит попасть в рабство, взять на себя ненужные обязательства. Это инфантильное стремление к свободе «от». Роман Пелевина — своеобразная заявка на выражение поколенческого кредо, на создание «культового» романа, выражающего миросозерцание современных молодых людей, их моральный облик, их стиль, способ жизни и общения. С кредо героев Пелевина можно соглашаться или не соглашаться. В конце концов, самим молодым виднее.
К концу XX века в мире скопилось столько фикций и лжи, что молодым людям трудно найти что-либо подлинное в океане пустых банальностей и идеологем. О том, что эти идеологемы могут быть весьма опасны, свидетельствуют и другие тенденции проявления молодежного сознания и поисков некоторой частью молодых людей моральных ценностей и Ориентиров. Вот некоторые из них.
«Россия — страна арийцев! Хватит, поиздевались над нами всякие жиды и большевики. Мы, арийцы, здесь хозяева. И мы будем хозяевами. Когда мы придем к власти — мы всех выстроим вдоль стен и всем скажем: «Жиды и комиссары — шаг вперед!» И всех жидов и коммуняк — из пулемета. Потом скажем: «Узкоглазые и черножопые — шаг вперед!» И всех узкоглазых и черножопых — на рудники и на лесоповал. Пусть работают... Да здравствует Тысячелетний Великий Рейх Арийской Нации!..» Это фрагмент выступления одного из лидеров нового российского молодежного движения, именующего себя «скинхеды» (или «скины») — бритоголовые.
Скины — это молодые люди с бритыми головами, в черных джинсах и камуфляжных куртках без воротников, в высоких армейских ботинках, с нашитым на рукаве флагом рабовладельческой Конфедерации или нашивками в виде свастики, кельтского креста, портрета Гитлера, числа 88 (то есть «Heil Hitler!») или букв WP («White Power»). Последний «писк» скин-моды — украшать ремень якобы декоративной цепью, которая делает этот импровизированный кастет более опасным. Вот такие «моральные ценности».
Скинхеды появились у нас в начале 1990-х годов. В 1992-м в Москве их было всего около десятка. Вели они себя тихо и в основном просто тусовались в центре города. Это было чисто подростковое обезьянничание: наши первые,скины старательно подражали западным скинхедам,
о которых они узнали из советских СМИ. Однако в начале 1994-го скинхеды вдруг стали если не массовым, то многочисленным и заметным явлением. К концу 1999 года в России насчитывалось уже свыше двадцати тысяч скинхедов. Процентов на восемьдесят — это старшеклассники, учащиеся ПТУ или безработные. Большинство из них объединены в маленькие банды, не являющиеся политическими организаци-. ями. Однако в Москве существуют и две политизированные скинхедские организации: «Скинлегион» и «Blood & Honor — Русский филиал». Появил'ись скинхеды и в Беларуси.
У бритоголовых есть собственная пресса: журнал «Белое сопротивление», сайт в Интернете «Русские бритоголовые». Бурно развивается и музыкальная скин-культура (скин-группы «Штурм», «Белые бульдоги», «Вандал», «Дивизион», «Крэк», панк-ой!-группа «Террор»). Тексты песен скин-групп чрезвычайно агрессивны и, как правило, довольно примитивны.
Скинхедов относят к новому асоциальному поколению, отрицающему существование любых норм общественной морали. Для этих молодых людей характерен полный разрыв с нравственными традициями, с моральными ценностями и установками. Они напоминают стадо биологических особей — аморальных, эгоцентричных, неспособных к коммуникации, примитивных в своих запросах, жадных, озлобленных, тупых и все более неграмотных. Отсюда их агрессивный национализм, ибо давно доказано, что источником ненависти к иным народам — ксенофобии — является необразованность, невоспитанность и бескультурье.
Подобные процессы молодежного сознания — агрессивность, нетерпимость к «иному», — безусловно, играют на руку праворадикальным и фашистским партиям и организациям, часть из которых смотрит на скинов как на свой резерв и «социальную базу». Так, с бритоголовыми активно работает Русский национальный союз (РНС), Русское Национальное Единство (РНЕ), Национал-большевистская партия писателя Эдуарда Лимонова (НБП) и др.
Впрочем, неофашистские и расистские наклонности были у скинов изначально. Любимое времяпрепровождение для них — напиться пива (или водки) и пойти охотиться на улицах или в метро на какого-нибудь темнокожего^студента или «лицо кавказской национальности». Но если раньше скины избивали африканцев и азиатов «абстрактно» — за цвет кожи и за то, что те «заражают нас СПИДом» и «торгуют наркотика-
424______________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы
425
ми», то теперь любой рядовой скин готов прочесть вам малограмотную, но горячую мини-лекцию об «угнетенной жидами русской (белорусской) нации», «мировом сионистском заговоре» и «грядущем возрождении Великой России (Беларуси)».
И скинхеды, и «Generation П» принадлежат одному времени и пространству, они наши современники. Разница между ними не только в том, что одни идеологизированы до опасной черты, до уровня фанатизма, а другие отказываются от всякой идеологии. Различны, прежде всего, их моральные ценности и ориентиры. «Интернетно-компьютер-ные» мальчики и девочки строят свои отношения с миром на основе последовательного индивидуализма, доходящего до изоляционизма. Выстраивается система моральных отношений «Я-Они», в которой любые агенты «Они» игнорируются, а иногда и попросту отторгаются.
У бритоголовых явственно прослеживается иная тенденция: принцип стаи. Они изначально «кучковались» по территориальному и социально-имущественному признакам и были нацелены на противостояние «чужим»: от жителей соседнего двора до «инородцев». Здесь другая система моральных отношений: «Мы-Они», противостояние более опасное, ибо общение идет по принципу «стенка-на стенку» и ориентировано на массово-отрицающее (а иногда и уничтожающее) взаимодействие.
К счастью, ни одна, ни другая тенденция не являются в современной молодежной среде тотальными, но чтобы они не превратились в доминирующие факторы, необходимо научиться распознавать их и вырабатывать к ним соответствующее отношение.
Вопросы и задания
1. Аристотель выделяет три вида дружбы: утилитарую, гедонистическую и совершенную. Какой смысл заключен в этих понятиях?
2. О. де Бальзак утверждал: «Дружбу делает неразрывной и прелесть
ее удваивает чувство, которого недостает любви: «........................ ». Как думаете
Вы — чего недостает любви, но есть в дружбе?
3. Древние говорили: «Друзья воруют время». Современные утверждения еще жестче: «Друзья — это хронофаги». Согласны ли Вы с этим?
4. Известно изречение: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Прокомментируйте его.
5. Отвергает или подтверждает Ваш собственный жизненный опыт следующее утверждение 3. Фрейда: «Ненависть является не только неожи-
данно постоянным спутником любви, не только часто предшествует последней в человеческих отношениях, но... в известных случаях ненависть также превращается в любовь, а любовь — в ненависть»?
6. Как Вы считаете, представляет ли собой компьютер, Интернет, уход человека в виртуальную реальность угрозу межличностному общению? Какие моральные издержки видите Вы в этом?
7. Сформулируйте Ваше отношение к направлениям современной молодежной субкультуры (хип-хоп, скинхеды и др.).
Глава 17. Этика и этикет
Этикет — это разум для тех, кто его не имеет.
Вольтер
Хорошие манеры важнее добродетели.
О. Уайльд
Культура общения основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий л со времен позднего Средневековья именуются этикетом. Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Однако он определяет лишь формы, «технику» общения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно для того, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком. Поведение в обществе должно опираться на общие принципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикой и этикетом.
В чем-то они могут совпадать: говорить правду надо как с точки зрения этикета, так и с точки зрения морали, однако вежливого обхождения от нас требует именно этикет. Этика рассматривает проблему в более широком плане и не касается «мелочей», например, кто с кем должен здороваться первым.
Вместе с тем каждая проблема, связанная с этикетом, должна решаться в свете этических норм. Наши манеры — отражение на-ших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять ближнего отражают стремление действовать в согласии с самыми высокими этическими стандартами, способствуя утверждению более нравственного поведения.
Поэтому учиться хорошим манерам.нриходится каждому из нас: стажеру в управленческом аппарате, которому надо уметь вести себя в деловых кругах; врачу, которому необходимо правильно обращаться с боль-
Глава 17. Этика и этикет
ными; консультанту в той или иной области, которому нужно уметь подать себя и произвести хорошее впечатление. Один найдет все, что его интересует, в книгах и статьях, для другого учебники послужат лишь отправной точкой, а дальше необходимые знания по этикету ему придется «добывать» самостоятельно, чтобы отшлифовать тонкости поведения, манеру одеваться.
В этой главе нет рецептов, точно определяющих, как вести себя в том или ином случае. Наверное, в человеческих отношениях возникает так много различных ситуаций, что для каждой из них нельзя заранее регламентировать внешнее поведение. Мы познакомим вас лишь с некоторыми особенностями, присущими этикету различных культур в различные исторические эпохи, и дадим конкретные советы по поведению в некоторых деловых и неофициальных ситуациях.
17.1. Понятие и сущность этикета
Существуют различные определения этикета. Одно из наиболее распространенных и простых гласит: этикет — это свод правил поведения, принятых в обществе.
Иногда правила этикета определяются как:
— правила поведения (поведение — от «веды» — знание);
— элементарные правила вежливости (вежливость тоже происходит от «ведать», знать);
— правила приличия (приличия — от «лика», «образа», лица человека);
— культура поступков и манер («культурный» — в отличие от «природный», «дикий», означает «созданный человеком, организованный, упорядоченный» ).
Этикет распространяется на все сферы жизни: конкретные правила предписывают, как соблюдать гигиену, разговаривать, одеваться, вести себя за столом, в коллективе, в семье, общественных местах, в театре, на улице и т.д. Без соблюдения норм этикета невозможны межличностные, культурные, деловые и даже политические отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на Свое поведение определенных ограничений.
Этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохранявшиеся тысячелетиями и свойственные многим народам. Поэтому они