Распределение часов курса по темам и видам работ
Н.Е. Шилкина
Социальная психология:
программа курса для студентов дневного отделения
Барнаул 2007
Рецензент – С.Г. Максимова, к.с.н., доцент, зав.кафедрой психологии коммуникаций и психотехнологий
Шилкина Н.Е. Социальная психология: Программа и методические рекомендации для студентов дневного отделения. Барнаул, 2007. 24 с.
Данная программа реализована в авторском спецкурсе «Социальная психология», Н.Е. Шилкиной, к.с.н., доцента кафедры психологии коммуникаций и психотехнологий АлтГУ, который читается студентам факультета социологии Алтайского государственного университета.
Программа читается по целевой программе «Основы качества национального социального образования для России XXI века» совета по «Социологии и социальной антропологии» УМО по классическому университетскому образованию при МО РФ.
© Н.Е. Шилкина
Содержание
Организационно-методический раздел------------------------------------------------------- 6
Распределение часов курса по темам и видам работ------------------------------------- 7
Содержание программы-------------------------------------------------------------------------- 8
Содержание курса-------------------------------------------------------------------------------- 10
Учебный план курса------------------------------------------------------------------------------ 15
Темы рефератов----------------------------------------------------------------------------------- 18
Вопросы к экзамену------------------------------------------------------------------------------ 19
Учебно-методическое обеспечение курса-------------------------------------------------- 21
Организационно-методический раздел
С начала ХХ века социальная психология развивалась в рамках двух областей научного знания: социологии и психологии. Представители той и другой науки до сих пор включают социальную психологию в «свою» систему знаний. Поэтому социальная психология как наука приобретает соответствующий «акцент» в зависимости от того, социологические или психологические основания лежат в основе исследовательского анализа. В данном курсе подчеркивается значение социальной психологии в объяснении общественных процессов. Второй особенностью курса является соединение теоретических и прикладных аспектов социальной психологии на основе гармоничного взаимодополнения для соответствующего применения специалистами в практической деятельности.
Цель курса:изучение роли и места теоретической и прикладной социальной психологии в объяснении общественных процессов и явлений
Задачи курса:
– изучение теоретико-методологических основ социальной психологии,
– изучение методов социально-психологического исследования,
– изучение прикладного значения социальной психологии.
Требования к уровню освоения содержания курса:
В результате изучения курса социальной психологии студенты должны усвоить:
– теоретико-методологические основы социальной психологии,
– методы социально-психологического измерения,
– технику проведения социально-психологического анализа поведения, ситуаций и событий
Форма итогового контроля - зачет
Распределение часов курса по темам и видам работ
№ | Наименование разделов | Аудиторные занятия (к-во часов) | Всего часов | Самостоятельная работа | |
Лекции | Сем. (лаб.) | ||||
1. | Теоретико-методологические основы социальной психологии | ||||
2. | Методы социально-психологического исследования | ||||
3. | Прикладное значение социальной психологии | ||||
Итого: |
Содержание программы
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии:
Введение в социально-психологическую теорию. Предмет и структура социально-психологической теории, ее значение и место в психологической науке
Социальная психология личности. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Характеристика социально-психологических теорий личности. Стадии, институты и механизмы социализации личности. Влияние социально-психологических факторов на социализацию личности. Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности. Понятие и факторы, определяющие социально-психологическую компетентность личности. Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство профессионала.
Социальная психология отношений и общения. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением. Понятие и виды общения. Функции и трудности общения. Характеристика профессионального общения. Деформация социальных отношений и общения. Сущность и виды деформации социальных отношений.
Социальная психология общностей и социальных институтов. Социально-психологический анализ общества. Понятие и классификация общностей и социальных институтов. Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество, стиль жизни. Малые неформальные группы, их структура и динамика. Социальная психология семьи. Социальн-психологический климат социальных организаций и производственных общностей. Психология больших социальных групп и движений. Психология толпы.
Социальная психология напряженности и конфликтов. Понятие, уровни, причины и механизмы социальной возникновения социальной напряженности. Формы проявления социальной напряженности. Социально-психологическая характеристика конфликтов. Теория социально-психологического воздействия. Социальная психология моды и пропаганды.
Раздел 2. Методы социально-психологического исследования.
Предмет, структура и задачи прикладной социальной психологии. Организация, процедура проведения и программное обеспечение социально-психологических исследований.
Характеристика основных методов социально-психологической диагностики. Наблюдение, эксперимент, опросы, контент-анализ в социально-психологических исследованиях. Тестирование социально-психологических явлений. Социально-психологическая диагностика социальных отношений и общения. Диагностика массовых социально-психологических явлений. Основные методы воздействия на социально-психологические явления.
Групповое и личностное развитие. Социально-психологическая диагностика группового и личностного развития. Немедицинская групповая психотерапия: сущность, этапы и методы проведения. Социально-психологическая диагностика проблем семьи. Социально-психологическая диагностика малых и неформальных групп. Социально-психологическая диагностика личности.
Социально-психологические аспекты организационного развития. Функции и эффективность социальных организаций. Социально-психологическая диагностика социальных организаций. Формирование имиджа социальных организаций. Социально-психологический тренинг делового общения. Организационное консультирование, его сущностные характеристики.