III.Распределение часов курса по темам и видам работ

I. Введение

1. Цель дисциплины«Управление персоналом» - приобретение студентами базовых профессиональных знаний, умений и навыков в области управления персоналом и видах деятельности по профилю данной специальности с использованием отечественного и зарубежного опыта управления персоналом организации.

2. Задачи дисциплиныпо подготовке специалиста в области управления персоналом предполагают

формирование системы знаний:

· основные проблемы управления персоналом, механизмы и закономерности его формирования и развития,

· основные теории и концепции, относящиеся к сфере управления персоналом,

· основные проблемы управления персоналом, методы и приемы их анализа;

формирование системы умений:

· применять теоретические выводы, методы и приемы исследования управления персоналом для анализа проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности специалиста;

· развивать способности к самообучению по завершении учебной программы, к расширению своих знаний на основе информационных и образовательных технологий;

· приобретать новые знания,

· быть готовым методически и психологически к изменению направления и характера своей профессиональной деятельности;

· уметь на научной основе организовать свой труд, владеть приемами и методами сбора, хранения и обработки информации, в том числе с использованием электронно-вычислительной техники, иметь навыки пользования ЭВМ и прикладными компьютерными программами;

· владеть культурой управленческого мышления, правильно и логично оформлять свои мысли в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях по профессиональным проблемам управления персоналом;

· владеть основами научного анализа и прогнозирования различных явлений и процессов в сфере управления персоналом, уметь осуществлять их качественный и количественный анализ, определять цели специальных исследований и использовать для их осуществления методы изученных наук, быть готовым к работе над междисциплинарными проектами;

· работать в коллективе, знать методы управления, находить и принимать управленческие решения, знать основы педагогической деятельности.

3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования

Программа «Управление персоналом» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью».

Программа предназначена для дневной формы обучения на базе полного среднего образования. Курс «Управление персоналом» изучается отдельно наряду с социально-психологическими дисциплинами и базируется на ранее изученных курсах: «Социология», «Психология», «Педагогика», «Теория коммуникации». Программа применяется при изучении следующих курсов: «Конфликтология», «Деловое общение», «Техника и технология ведения деловых переговоров».

Программа «Управление персоналом» для специалистов по связям с общественностью разработана на основании государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, содержание учебной дисциплины, учебно-методическое обеспечение курса.

Освоение рабочей программы предполагает теоретическое обучение, включая учебно-исследовательскую работу студентов, практикумы, итоговую аттестацию (зачет).

Общая трудоемкость дисциплины - 56 часа в семестр, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

Итоговая аттестация специалиста предусматривает проведение зачета для установления уровня теоретической и практической подготовленности выпускника к решению профессиональных задач в области управления персоналом.

4. Требования к уровню освоения содержания курса.Специалист в области связей с общественностью в сфере управления персоналом по своему профессиональному предназначению должен:

· знать положения важнейших нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в области управления персоналом;

· знать историю и современную практику управления персоналом и различные его виды и формы;

· знать историю возникновения и становления управления персоналом как сферы профессиональной деятельности;

· уметь устанавливать связи с людьми и организациями по проблемам управления персоналом;

· знать основы конфликтологии и социальной психологии и владеть навыками управления персоналом в кризисных ситуациях;

· постоянно изучать персонал, учитывать его настроение;

· уметь планировать и организовывать управленческие кампании, владеть навыками социального и политического маркетинга, уметь организовать и вести протокольно-деловые мероприятия по управлению персоналом;

· уметь использовать методику и технику проведения опросов общественного мнения в сфере управления персоналом;

· квалифицированно пользоваться техническими, телерадиоэлектронными средствами массовой информации в сфере управления персоналом.

Специалист в области управления персоналом в соответствии с общей профессиональной и специальной подготовкой способен осуществлять следующие виды деятельности:

· информационно-творческая;

· социально-психологическая;

· информационно-коммуникационная;

· информационно-управленческая;

· рекламно-информационная;

· информационно-аналитическая;

· информационно-референтская;

· культурно-просветительская;

· организационно-рекламная;

· информационно-социологическая;

· научно-исследовательская.

5. Методическая новизна курса. Методика проведения занятий по курсу предусматривает вариативную интерактивную систему освоения теории и практики управления персоналом на основе индивидуального и группового выполнения конкретных коммуникативных заданий. Методика рассчитана на использование содержания курса в личной и профессиональной практике студентов и позволяет закрепить полученные знания и развить навыки управления персоналом. На основе интерактивной технологии студенты разрабатывают индивидуальную программу профессионально-личностного самосовершенствования специалиста по управлению персоналом.

II. Содержание дисциплины «Управление персоналом»

Тема 1. Эффективное управление персоналом – мода или реальность. Основной фактор успеха Компаний. Основные тенденции изменения внутренней среды организаций. Окружающая среда в XXI в. Факторы успеха Компаний в XXI в. Система управления персоналом. Причины реформирования системы управления персоналом. Традиционная система управления персоналом. Современный подход к управлению персоналом. Перспективные подходы к управлению персоналом. Место курса «Управление персоналом» среди других дисциплин.

Тема 2. Корпоративная культура.Миссия и цели организации. Манифест или кодекс организации. Возникновение корпоративной культуры. Общие признаки организаций. Корпоративная культура: характеристика корпоративной культуры, развитие корпоративной культуры. Формальная и неформальная системы ценностей организации. Последовательность работ по поддержанию корпоративной культуры. Миссия организации. Этапы стратегического планирования.

Тема 3. Организационные структуры и персонал.Требования к организационной структуре. Понимание организационной структуры. Ключевые понятия организационной структуры. Правила при передаче полномочий. Плюсы и минусы централизации и децентрализации. Диапазон контроля. Плоские и многоуровневые структуры. Бюрократические организационные структуры: функциональная департаментализация, дивизионные структуры. Адаптивные организационные структуры: проектные структуры, матричные структуры. Организационные структуры XXI в.: горизонтальные структуры, эдхократические структуры, многомерные структуры, сетевые структуры, оболочечные структуры, виртуальные структуры, фрактальные структуры.

Тема 4. Кадровая политика и кадровое планирование.Основные направления деятельности современных кадровых служб. Организационная структура службы персонала. Организационно-штатная структура отдела развития персонала. Типы кадровой политики. Основные принципы кадрового планирования. Должностная инструкция.

Тема 5. Набор персонала. Классификация источников набора персонала. Источники набора персонала. Плюсы и минусы источников набора персонала. Квалификационные требования. Резюме кандидата на работу. Заповеди составления резюме. Главные правила для ищущего работу.

Тема 6. Отбор персонала.Собеседование (интервьюирование). Испытания кандидатов на работу: анализ анкет, измерение способностей, психологическое тестирование, медицинский осмотр, тестирование на полиграфе, ролевые игры, центр оценки, домашнее эссе. «Институт« рекомендаций: рекомендательные письма, телефонные рекомендации, статистические рекомендации. Испытательный срок. Конфликт целей кандидата и организации. Принятие решения о найме. Парадоксы рекруитмента. Адаптация персонала.

Тема 7. Оценка персонала.Досье на сотрудника. Общий смысл аттестации персонала. Метод управления по целям. Фазы оценки персонала. Необходимость аттестации (оценки) персонала. Правила проведения аттестационных встреч. Наиболее распространенные ошибки при проведении оценки персонала.

Темы 8-9. Аргументы в пользу необходимости развития персонала.Основные цели обучения персонала. Необходимые условия эффективного обучения. Особенности обучения. Методы обучения на рабочем месте. Методы обучения вне рабочего места. Преимущества и недостатки методов обучения. Контроль (оценка) результатов обучения. Электронное обучение – основной фактор успеха. Этапы деловой карьеры персонала. Кадровый резерв компании. Технология планирования карьеры.

Тема 10. Мотивирование персонала. Понятие мотивации. Теории трудовой мотивации. Основные цели и базовые принципы построения системы стимулирования сотрудников. Формы стимулирования персонала: Заработная плата, участие в капитале компании, социальные выплаты (бенефиты), моральное стимулирование. Современные факторы, мотивирующие труд.

Тема 11. Кадровое делопроизводство.Кадровый аудит. Кадровый контроллинг. Информационное обеспечение системы управления персоналом. Прикладное программное обеспечение. Некоторые вопросы трудового законодательства.

Тема 12. Психология и социология управления.Диагностика трудовых коллективов. Конфликты и их классификация. Некоторые способы разрешения конфликтов. Тактика ведения переговоров. Создание эффективных команд.

2.Темы семинарских занятий

Тема 1. Эффективное управление персоналом – мода или реальность

Тема 2. Корпоративная культура.

Тема 3. Организационные структуры и персонал.

Тема 4. Кадровая политика и кадровое планирование.

Тема 5. Набор персонала.

Тема 6. Отбор персонала.

Тема 7. Оценка персонала.

Темы 8-9. Аргументы в пользу необходимости развития персонала.

Тема 10. Мотивирование персонала.

Тема 11. Кадровое делопроизводство.

Тема 12. Психология и социология управления.

3. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Традиционная система управления персоналом.

2. Аутсорсинг, реинжиниринг (М. Хаммер, Дж. Чампи).

3. Экономика для менеджеров.: десять важных инструментов для руководителей. Принцип Дильберта.

4. Корпоративная культура.

5. Последовательность работ по поддержанию корпоративной культуры.

6. Плоские и многоуровневые структуры.

7. Задачи и организационные основы менеджмента.

8. Типы кадровой политики.

9. Теория управления кадрами в рыночной экономике.

10. Классификация источников набора персонала.

11. Как получить хорошую работу в новой России.

12. Психографология.

13. Отбор персонала и введение в должность.

14. Методы обучения на рабочем месте.

15. Программа профессиональной подготовки.

16. Основные цели и базовые принципы построения системы стимулирования сотрудников.

17. Модели и методы управления персоналом.

18. Кадровое делопроизводство.

19. Планирование и контроль: концепция контроллинга.

20. Психология и социология управления.

21. Создание эффективных команд.

22. Социально-психологический климат коллектива.

23. Психология управления.

24. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера.

25. Коммуникативные технологии двадцатого века.

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. Основные тенденции изменения внутренней среды организаций.

2. Традиционная система управления персоналом.

  1. Курс «Управление персоналом» в классификации Ф. Лютенса.
  2. Аутсорсинг, реинжиниринг (М. Хаммер, Дж. Чампи).
  3. Управление современным предприятием.
  4. Становление и развитие системы социального партнерства в России.
  5. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе.
  6. Миссия и цели организации.
  7. Формальная и неформальная системы ценностей организации.
  8. Этапы стратегического планирования.

11. Организационные структуры и персонал.

  1. Бюрократические организационные структуры: функциональная департаментализация, дивизионные структуры.
  2. Организационные структуры XXI в.

14. Кадровая политика и кадровое планирование.

  1. Организационно-штатная структура отдела развития персонала.
  2. Основные принципы кадрового планирования.
  3. Методика разработки, утверждения и внесения изменений в Положение о подразделениях и в должностные инструкции.
  4. Современные персонал-технологии.

19. Набор персонала.

  1. Человеческие ресурсы управления.
  2. Основы кадрового менеджмента.

22. Отбор персонала.

  1. Адаптация персонала.
  2. Психологическая диагностика интеллекта и личности.
  3. Организационное поведение и управление персоналом.

26. Управление организацией.

27. Аргументы в пользу необходимости развития персонала.

  1. Методы обучения вне рабочего места.
  2. Кадровый резерв компании. Технология планирования карьеры.

30. Методика оценки эффективности обучения.

  1. Теории трудовой мотивации.
  2. Формы стимулирования персонала
  3. Мотивация и деятельность.
  4. Кадровые технологии.
  5. Основы управления в индустрии гостеприимства.
  6. Кадровый аудит.
  7. Информационное обеспечение системы управления персоналом.
  8. Контроллинг в бизнесе.

39. Автоматизация кадрового учета.

  1. Диагностика трудовых коллективов.
  2. Тактика ведения переговоров.
  3. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе.
  4. Социологическое исследование.
  5. Психотехнология решения проблемных ситуаций.
  6. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации.
  7. Руководитель без конфликтов.
  8. Психология взаимоотношений.
  9. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты.
  10. Коммуникативные технологии двадцатого века.
  11. Человеческие типы. Сущность эннеаграммы.

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Теоретические и исторические основы кадрового менеджмента.

2. Управление персоналом как процесс и система.

3. Основные подходы к управлению персоналом.

4. Особенности управления персоналом в США, Японии и Европе.

5. Особенности управления персоналом в России.

6. Проблемы групповой динамики в управлении персоналом.

7. Историческая школа в управлении персоналом.

8. Стиль лидерства и модель руководства

9. Власть, влияние, лидерство и их баланс.

10. Найм и отбор кадров как неотъемлемая часть управления персоналом.

11. Планирование трудовых ресурсов как основной этап кадровой политики. Управление изменениями.

12. Управление карьерой – составная часть развития потенциала кадров фирмы.

13. Особенности профессиональной ориентации и социальной адаптации в японских и американских системах 4управления кадрами.

14. Теории мотивации и их эволюция.

15. Поведенческая школа и социально-психологические аспекты управления персоналом.

16. Психологическая компетентность эффективного менеджера.

17. Правовое регулирование кадровой работы в организации.

18. Кадровый менеджмент в организациях социальной сферы. Анализ опыта.

19. Организационная структура фирмы (понятие, виды структур). Особенности управления персоналом в различных структурах.

20. Менеджер, его место и роль в управлении персоналом.

21. Традиционная, современная системы управления персоналом.

22. Деловая карьера. Типы деловой карьеры.

23. Информационное обеспечение управления персоналом предприятия.

24. Бюрократическая организационная структура и персонал.

25. Департаментализация и персонал.

26. Адаптивны организационные структуры и персонал.

27. Достоинства и недостатки бюрократических и адаптивных структур с точки зрения управления персоналом.

28. Центализация и децентрализация. Диапазон контроля

29. Статегическое планирование и система управления персоналом.

30. Формирование стратегии, миссии, цели организации и персонал.

31. Кадровая политика компании.

32. Организационне структуры служб управления персоналом.

33. Метод компетенций.

34.Внешние и внутренние источники набора персонала, их преимущества и недостатки.

35.Технологии подбора и отбора персонала.

36.Технологии аттестации (оценки) персонала.

37.Технологии мотивации персонала.

38.Технологии развития персонала.

39.Этапы разработки управленческих решений в кадровой сфере.

40.Технологии проведения кадрового аудита.

41.Методы разрешения конфликтов.

42.Метод управления по целям как метод управления и мотивации персонала.

43.Кадровые технологии.

44.Информационное обеспечение системы управления персоналом.

45.Контроллинг в бизнесе.

46.Диагностика трудовых коллективов.

47.Психотехнология решения проблемных ситуаций.

48.Управление конфликтными ситуациями и развитие организации.

49.Коммуникативные технологии двадцатого века.

Для очного отделения

№ п.п.     Наименование тем и разделов Учебный план, часов
Аудиторные занятия Самостоятельная работа Итого по теме
Лекции Практические
1. Тема1. Эффективное управление персоналом – мода или реальность.
2. Тема 2. Корпоративная культура.
3. Тема 3. Организационные структуры и персонал.
4. Тема 4.Кадровая политика и кадровое планирование.
5. Тема 5. Набор персонала.
6. Тема 6. Отбор персонала.
7. Тема 7. Оценка персонала.
8. Темы 8-9. Аргументы в пользу необходимости развития персонала.
9. Тема 9. Управление PR-деятельностью.
10. Тема 10. Мотивирование персонала.
11. Тема 11. Кадровое делопроизводство.
12. Тема 12. Психология и социология управления.
13. Итого:

Для заочного отделения

№ п.п.     Наименование тем и разделов Учебный план, часов
Аудиторные занятия Самостоятельная работа Итого по теме
Лекции Практические
1. Тема1. Эффективное управление персоналом – мода или реальность.  
2. Тема 2. Корпоративная культура.  
3. Тема 3. Организационные структуры и персонал.  
4. Тема 4.Кадровая политика и кадровое планирование.  
5. Тема 5. Набор персонала.  
6. Тема 6. Отбор персонала.  
7. Тема 7. Оценка персонала.  
8. Темы 8-9. Аргументы в пользу необходимости развития персонала.  
9. Тема 9. Управление PR-деятельностью.  
10. Тема 10. Мотивирование персонала.  
11. Тема 11. Кадровое делопроизводство.  
12. Тема 12. Психология и социология управления.  
13. Итого:

V.Учебно-методическое обеспечение курса

1.Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Андреева , В. И. Делопроизводство в кадровой службе: Практическое пособие./ В. И. Андреева.- М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел- Ситез», 2000. – 256 с.

2. Баркеро Кабреро, Х. Д. Связи с общественностью в мире финансов. / Х. Д. Баркеро Кабреро– М.,1996.- 157 с.

3. Борисов, Б.Л. Технология рекламы и PR: Учебное пособие./ Б.Л. Борисов– М.: ФАИР-пресс, 2001. -225 с.

4. Бортник, Е. М.,Коротков, Э.М., Никитаева, А. Ю. Управление связями с общественностью учебное пособие/Под ред. Проф. Э.М. Короткова.// Е. М. Бортник, Э.М.Коротков, А. Ю.Никитаева. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. -225 с.

VI. Ресурсное обеспечение

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. www.hr-zone.net – Проводник в мире персонала.

2. www.e-xecutive.ru – Сообщество менеджеров.

3. www.hrm.ru – Кадровый менеджмент.

4. www.headhunter.ru – Информационный портал о трудовых ресурсах.

5. www.mem.com.ru – Как правильно составить резюме.

I. Введение

1. Цель дисциплины«Управление персоналом» - приобретение студентами базовых профессиональных знаний, умений и навыков в области управления персоналом и видах деятельности по профилю данной специальности с использованием отечественного и зарубежного опыта управления персоналом организации.

2. Задачи дисциплиныпо подготовке специалиста в области управления персоналом предполагают

формирование системы знаний:

· основные проблемы управления персоналом, механизмы и закономерности его формирования и развития,

· основные теории и концепции, относящиеся к сфере управления персоналом,

· основные проблемы управления персоналом, методы и приемы их анализа;

формирование системы умений:

· применять теоретические выводы, методы и приемы исследования управления персоналом для анализа проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности специалиста;

· развивать способности к самообучению по завершении учебной программы, к расширению своих знаний на основе информационных и образовательных технологий;

· приобретать новые знания,

· быть готовым методически и психологически к изменению направления и характера своей профессиональной деятельности;

· уметь на научной основе организовать свой труд, владеть приемами и методами сбора, хранения и обработки информации, в том числе с использованием электронно-вычислительной техники, иметь навыки пользования ЭВМ и прикладными компьютерными программами;

· владеть культурой управленческого мышления, правильно и логично оформлять свои мысли в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях по профессиональным проблемам управления персоналом;

· владеть основами научного анализа и прогнозирования различных явлений и процессов в сфере управления персоналом, уметь осуществлять их качественный и количественный анализ, определять цели специальных исследований и использовать для их осуществления методы изученных наук, быть готовым к работе над междисциплинарными проектами;

· работать в коллективе, знать методы управления, находить и принимать управленческие решения, знать основы педагогической деятельности.

3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования

Программа «Управление персоналом» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью».

Программа предназначена для дневной формы обучения на базе полного среднего образования. Курс «Управление персоналом» изучается отдельно наряду с социально-психологическими дисциплинами и базируется на ранее изученных курсах: «Социология», «Психология», «Педагогика», «Теория коммуникации». Программа применяется при изучении следующих курсов: «Конфликтология», «Деловое общение», «Техника и технология ведения деловых переговоров».

Программа «Управление персоналом» для специалистов по связям с общественностью разработана на основании государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, содержание учебной дисциплины, учебно-методическое обеспечение курса.

Освоение рабочей программы предполагает теоретическое обучение, включая учебно-исследовательскую работу студентов, практикумы, итоговую аттестацию (зачет).

Общая трудоемкость дисциплины - 56 часа в семестр, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

Итоговая аттестация специалиста предусматривает проведение зачета для установления уровня теоретической и практической подготовленности выпускника к решению профессиональных задач в области управления персоналом.

4. Требования к уровню освоения содержания курса.Специалист в области связей с общественностью в сфере управления персоналом по своему профессиональному предназначению должен:

· знать положения важнейших нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в области управления персоналом;

· знать историю и современную практику управления персоналом и различные его виды и формы;

· знать историю возникновения и становления управления персоналом как сферы профессиональной деятельности;

· уметь устанавливать связи с людьми и организациями по проблемам управления персоналом;

· знать основы конфликтологии и социальной психологии и владеть навыками управления персоналом в кризисных ситуациях;

· постоянно изучать персонал, учитывать его настроение;

· уметь планировать и организовывать управленческие кампании, владеть навыками социального и политического маркетинга, уметь организовать и вести протокольно-деловые мероприятия по управлению персоналом;

· уметь использовать методику и технику проведения опросов общественного мнения в сфере управления персоналом;

· квалифицированно пользоваться техническими, телерадиоэлектронными средствами массовой информации в сфере управления персоналом.

Специалист в области управления персоналом в соответствии с общей профессиональной и специальной подготовкой способен осуществлять следующие виды деятельности:

· информационно-творческая;

· социально-психологическая;

· информационно-коммуникационная;

· информационно-управленческая;

· рекламно-информационная;

· информационно-аналитическая;

· информационно-референтская;

· культурно-просветительская;

· организационно-рекламная;

· информационно-социологическая;

· научно-исследовательская.

5. Методическая новизна курса. Методика проведения занятий по курсу предусматривает вариативную интерактивную систему освоения теории и практики управления персоналом на основе индивидуального и группового выполнения конкретных коммуникативных заданий. Методика рассчитана на использование содержания курса в личной и профессиональной практике студентов и позволяет закрепить полученные знания и развить навыки управления персоналом. На основе интерактивной технологии студенты разрабатывают индивидуальную программу профессионально-личностного самосовершенствования специалиста по управлению персоналом.

II. Содержание дисциплины «Управление персоналом»

Тема 1. Эффективное управление персоналом – мода или реальность. Основной фактор успеха Компаний. Основные тенденции изменения внутренней среды организаций. Окружающая среда в XXI в. Факторы успеха Компаний в XXI в. Система управления персоналом. Причины реформирования системы управления персоналом. Традиционная система управления персоналом. Современный подход к управлению персоналом. Перспективные подходы к управлению персоналом. Место курса «Управление персоналом» среди других дисциплин.

Тема 2. Корпоративная культура.Миссия и цели организации. Манифест или кодекс организации. Возникновение корпоративной культуры. Общие признаки организаций. Корпоративная культура: характеристика корпоративной культуры, развитие корпоративной культуры. Формальная и неформальная системы ценностей организации. Последовательность работ по поддержанию корпоративной культуры. Миссия организации. Этапы стратегического планирования.

Тема 3. Организационные структуры и персонал.Требования к организационной структуре. Понимание организационной структуры. Ключевые понятия организационной структуры. Правила при передаче полномочий. Плюсы и минусы централизации и децентрализации. Диапазон контроля. Плоские и многоуровневые структуры. Бюрократические организационные структуры: функциональная департаментализация, дивизионные структуры. Адаптивные организационные структуры: проектные структуры, матричные структуры. Организационные структуры XXI в.: горизонтальные структуры, эдхократические структуры, многомерные структуры, сетевые структуры, оболочечные структуры, виртуальные структуры, фрактальные структуры.

Тема 4. Кадровая политика и кадровое планирование.Основные направления деятельности современных кадровых служб. Организационная структура службы персонала. Организационно-штатная структура отдела развития персонала. Типы кадровой политики. Основные принципы кадрового планирования. Должностная инструкция.

Тема 5. Набор персонала. Классификация источников набора персонала. Источники набора персонала. Плюсы и минусы источников набора персонала. Квалификационные требования. Резюме кандидата на работу. Заповеди составления резюме. Главные правила для ищущего работу.

Тема 6. Отбор персонала.Собеседование (интервьюирование). Испытания кандидатов на работу: анализ анкет, измерение способностей, психологическое тестирование, медицинский осмотр, тестирование на полиграфе, ролевые игры, центр оценки, домашнее эссе. «Институт« рекомендаций: рекомендательные письма, телефонные рекомендации, статистические рекомендации. Испытательный срок. Конфликт целей кандидата и организации. Принятие решения о найме. Парадоксы рекруитмента. Адаптация персонала.

Тема 7. Оценка персонала.Досье на сотрудника. Общий смысл аттестации персонала. Метод управления по целям. Фазы оценки персонала. Необходимость аттестации (оценки) персонала. Правила проведения аттестационных встреч. Наиболее распространенные ошибки при проведении оценки персонала.

Темы 8-9. Аргументы в пользу необходимости развития персонала.Основные цели обучения персонала. Необходимые условия эффективного обучения. Особенности обучения. Методы обучения на рабочем месте. Методы обучения вне рабочего места. Преимущества и недостатки методов обучения. Контроль (оценка) результатов обучения. Электронное обучение – основной фактор успеха. Этапы деловой карьеры персонала. Кадровый резерв компании. Технология планирования карьеры.

Тема 10. Мотивирование персонала. Понятие мотивации. Теории трудовой мотивации. Основные цели и базовые принципы построения системы стимулирования сотрудников. Формы стимулирования персонала: Заработная плата, участие в капитале компании, социальные выплаты (бенефиты), моральное стимулирование. Современные факторы, мотивирующие труд.

Тема 11. Кадровое делопроизводство.Кадровый аудит. Кадровый контроллинг. Информационное обеспечение системы управления персоналом. Прикладное программное обеспечение. Некоторые вопросы трудового законодательства.

Тема 12. Психология и социология управления.Диагностика трудовых коллективов. Конфликты и их классификация. Некоторые способы разрешения конфликтов. Тактика ведения переговоров. Создание эффективных команд.

2.Темы семинарских занятий

Тема 1. Эффективное управление персоналом – мода или реальность

Тема 2. Корпоративная культура.

Тема 3. Организационные структуры и персонал.

Тема 4. Кадровая политика и кадровое планирование.

Тема 5. Набор персонала.

Тема 6. Отбор персонала.

Тема 7. Оценка персонала.

Темы 8-9. Аргументы в пользу необходимости развития персонала.

Тема 10. Мотивирование персонала.

Тема 11. Кадровое делопроизводство.

Тема 12. Психология и социология управления.

3. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Традиционная система управления персоналом.

2. Аутсорсинг, реинжиниринг (М. Хаммер, Дж. Чампи).

3. Экономика для менеджеров.: десять важных инструментов для руководителей. Принцип Дильберта.

4. Корпоративная культура.

5. Последовательность работ по поддержанию корпоративной культуры.

6. Плоские и многоуровневые структуры.

7. Задачи и организационные основы менеджмента.

8. Типы кадровой политики.

9. Теория управления кадрами в рыночной экономике.

10. Классификация источников набора персонала.

11. Как получить хорошую работу в новой России.

12. Психографология.

13. Отбор персонала и введение в должность.

14. Методы обучения на рабочем месте.

15. Программа профессиональной подготовки.

16. Основные цели и базовые принципы построения системы стимулирования сотрудников.

17. Модели и методы управления персоналом.

18. Кадровое делопроизводство.

19. Планирование и контроль: концепция контроллинга.

20. Психология и социология управления.

21. Создание эффективных команд.

22. Социально-психологический климат коллектива.

23. Психология управления.

24. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера.

25. Коммуникативные технологии двадцатого века.

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. Основные тенденции изменения внутренней среды организаций.

2. Традиционная система управления персоналом.

  1. Курс «Управление персоналом» в классификации Ф. Лютенса.
  2. Аутсорсинг, реинжиниринг (М. Хаммер, Дж. Чампи).
  3. Управление современным предприятием.
  4. Становление и развитие системы социального партнерства в России.
  5. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе.
  6. Миссия и цели организации.
  7. Формальная и неформальная системы ценностей организации.
  8. Этапы стратегического планирования.

11. Организационные структуры и персонал.

  1. Бюрократические организационные структуры: функциональная департаментализация, дивизионные структуры.
  2. Организационные структуры XXI в.

14. Кадровая политика и кадровое планирование.

  1. Организационно-штатная структура отдела развития персонала.
  2. Основные принципы кадрового планирования.
  3. Методика разработки, утверждения и внесения изменений в Положение о подразделениях и в должностные инструкции.
  4. Современные персонал-технологии.

19. Набор персонала.

  1. Человеческие ресурсы управления.
  2. Основы кадрового мене

Наши рекомендации