Iii. распределение часов курса по темам и видам работ

Программа дисциплины

«Источниковедение»
030401.65 «ИСТОРИЯ» (цикл ОПД)

Составитель(-ли): Дорожкин А.Г.

д.и.н., профессор

Магнитогорск, 2011

Рабочая программа дисциплины ОПД. Ф.3 «Источниковедение»составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 02.07.00. «История» по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Рассчитана на студентов 1 курса (бакалавры; спец. «История»)

Семестр (ы) обучения: 1

Общее количество часов: 92

Из них:

- лекции 18

- семинарские занятия 18

самостоятельная работа 29

Итоговая форма отчётности: после четвёртого семестра – зачёт, пятый семестр заканчивается экзаменом.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. Цель курсаявляется теоретическое осмысление феномена исторического источника как объекта исторической и других гуманитарных наук, а также рассмотрение общих проблем источниковедения и выработки принципов и методов работы с источниками

1.2. Задачи курсасоставляют проблемы статуса отечественного источниковедения в современной эпистемологической ситуации, источниковедческие критерии сравнительно-исторических исследований, междисциплинарные связи источниковедения.

1.3.Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы. Источниковедение рассматривается как интегрирующая дисциплина в системе гуманитарных наук; показываются различные методологические подходы к решению наиболее значимых проблем, а также развитие методики исследования основных видов исторических источников. Изучение источниковедения предполагает, что студенческая аудитория уже знакома с отечественной историей, хотя бы на уровне фактографии.

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса обусловлены усвоением студентами исторического факультета суммы знаний (набор ключевых понятий, связанных с теоретико-методологическим и конкретно-прикладным аспектами данной дисциплины, краткие сведения об основных терминах источниковедения, структура источниковедения и классификации исторических источников), необходимой для самостоятельной исследовательской работы, а также основных приемов научной критики источников и стадии источниковедческого анализа. Студенты должны продемонстрировать умение выбирать те виды источников, которые важны для конкретно-исторического исследования; уметь ставить вопросы, находить в источниках ответы, уметь анализировать источники в их исторической перспективе – с древнейших времен до новейшего времени.

I. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Разделы курса:

- Теория источниковедения.

- Исторические источники XI – начала ХХ в.

- Исторические источники советского и постсоветского периода.

2.2. Темы и краткое содержание.

1. Введение. Предмет, структура и задачи Источниковедения. Место источниковедения в системе исторических дисциплин.

2. Понятие ‘‘исторический источник’’. Понятие ‘’Исторический источник’’ соотношение в нем объективного и субъективного. Механизм взаимосвязи исторической действительности и источника, источника и историка. Актуальная (выраженная) и потенциальная (структурная) информация. Методы повышения информационной отдачи источников.

3. Классификация источников и методы источниковедения. Необходимость классификации и ее критерии. Создание различных классификационных систем в процессе развития источниковедения. Эволюция источниковой базы. Особенности классификации письменных источников. Необходимость конкретно-исторического подхода к источнику; принципы историзма и объективности как основа научного метода источниковедения.

4. Поиск и отбор исторических источников. Сеть архивных учреждений в России и состав архивных материалов. Возникновение и развитие эвристики. Приемы поиска, отбора и вовлечения источников. Роль справочной литературы. История архивного дела в дореволюционной России и в СССР. Архивное дело в современной России. Виды архивных учреждений, их роль в исторической науке. Понятие архивного фонда, описи, единицы хранения. Порядок образования архивных фондов и складывания в них документов. Основные справочные издания.

5. Сущность источниковедческого анализа. Основные стадии работы исследователя с источниками (источниковедческий анализ). Возникновение и развитие исторической критики. Понятие высшей и внутренней критики источника. Структура исторической критики.

6. Определение подлинности источника. Мотивы и характер составления подделок. Основные разновидности фальшивок и необходимость их выявления. Понятие материального и интеллектуального подлога. Приемы выявления подделок и проверки подлинности источников. Возможность и специфика использования фальшивок как исторических памятников.

7. Установление времени и места создания источника и его автора. Необходимость знания места и времени создания источника. Основные методы установления их: по внешним признакам и по содержанию, их соотношение. Приемы установления атрибуции, раскрытия криптограмм и псевдонимов. Роль количественных методов в решении текстологических задач.

8. Выявление обстоятельств происхождения памятников прошлого. Подготовка источников к опубликованию. Приемы установления конкретно-исторической обстановки и побудительных мотивов создания исторических источников. Необходимость правильного прочтения текста. Понятие видов, изводов, редакций и версий исторических текстов. Археологические задачи.

9. Основные проблемы использования методов палеографии, геральдики, сфрагистики и дипломатии в источниковедение. Понятие текстологического анализа. Теоретические проблемы палеографии, геральдики, сфрагистики и дипломатии и связь их с источниковедением. Использование методов ВИД в источниковедении, их роль на различных стадиях источниковедческого анализа.

10. Проблемы интерпретации текста и определения его научной ценности. Основные задачи герменевтики. Особенности истолкования различных видов письменных источников. Определение полноты, репрезентативности и научной значимости источников. Синтетическая критика и ее роль в создании необходимой совокупности фактов для исторического исследования.

11. Летописные источники. Понятие летописи и летописного свода. Возникновение летописания на Руси. Источники и содержания “Повести временных лет”, ее историческое значение и влияние на развитие летописания. Летописи периодов раздробленности, создания и упрочнения государства. Развитие методики источниковедческого анализа летописных источников.

12. Законодательные акты XI-XVIII вв. “Русская правда”, ее редакции, их состав и происхождение. Судные и уставные грамоты. Создание и содержание Судебников 1497 и 1550 г., Соборное уложение 1649 г. Основные виды законодательных актов XVIII в. Значение законодательных источников для изучения экономических, социальных, политических и юридических отношений. Методика источниковедческого анализа законодательства.

13. Актовые и делопроизводственные материалы эпохи феодализма. Классификация актового материала и его научная значимость. Методы анализа актов. Делопроизводственные материалы XVI-XVIII вв. и их основные виды. Происхождение, состав и особенности писцовых книг, методы их изучения и значение для исследования социально-экономической истории.

14. Нарративные источники периода феодализма (литературные произведения и публицистика). Русские литературные памятники XI-XVII вв. Специфика их использования как исторического источника. Значение русской публицистики для изучения истории отечественной общественно-политической мысли. Основные приемы источниковедческого анализа литературных памятников.

15. Законодательные акты и делопроизводственная документация XIX-начала XX вв. как источник. Основные виды законодательных актов и их общая характеристика. Публикации законодательных материалов. Делопроизводственная документация, ее основные группы, значение для изучения социально-экономической истории и методы источниковедческого исследования.

16. Судебно-следственные материалы XIX-начала XX вв. как источник по истории общественного движения. Государственные карательные и судебные органы в дореформенной о пореформенной переход и порядок ведения делопроизводства в них. Основные виды судебно-следственных материалов в первой половине XIX в. Материалы политических процессов пореформенной эпохи. Документы судебно-следственных материалов в первой половине XIX в. Материалы политических процессов пореформенной эпохи. Документы судебно-следственных материалов в первой половине XIX в. Материалы политических процессов пореформенной эпохи. Документы судебно-следственных органов начала XX в. Приемы источниковедческой критики судебно-следственных материалов.

17. Периодическая печать дореволюционной России как исторический источник. Условия и особенности развития периодики в дореволюционный период. Группировка периодической печати по принадлежности издания, политической направленности и целевому назначению. Источниковедческий анализ различных групп периодической печати.

18. Статистические источники XIX-начала XX вв. Значение статистики как источника. Статистический учет, его органы и основные публикации статистических сведений. Статистика промышленности и рабочих, сельского хозяйства и крестьянства, народонаселения. Возникновение и развитие земской статистики. Основные принципы научных статистических материалов; роль качественных методов.

19. Документы КПСС как источник по истории советского общества. Значение документов КПСС. Основные публикации партийных документов, их классификация и общая характеристика основных групп материалов КПСС. Методы и источниковедческого анализа партийных документов.

20. Акты законодательных и исполнительных органов Советского государства как исторический источник. Значение законодательных актов и постановлений как источника. Публикация актового материала. Основные виды законодательных актов и народных постановлений советского периода. Стадии создания законодательного акта; особенности источниковедческой критики.

21. Статистические источники. Особенности организации статистики в советский период и основные публикации статистических материалов. Статистические источники по истории народонаселения, культуры, промышленности и рабочих, сельского хозяйства и крестьянства. Приемы источниковедческого анализа статистических материалов. Возможности применения ЭВМ, корреляционный, регрессивный и факторный анализ статистических данных.

22. Периодическая печать советского периода. Особенности советской периодики и ее значения для исследования проблем общественного развития. Газетные жанры и специфика их анализа. Основные группы периодической печати и их характеристика. Обзор важнейших периодических изданий. “Самиздатская” печать, ее особенности как источника, группировка по идейно-политической направленности и целевому назначению. Методы изучения периодической печати. Применение контент-анализа.

23. Мемуарная литература. Особенности и значение мемуаров как исторических источников, их группировка. Основные тематические комплексы советской и постсоветской мемуарной литературы. Методы источниковедческого анализа.

2.3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Источниковедение и ВИДы.

2. Основные приемы источниковедческого анализа.

3. Классификации исторических источников.

4. Основные категории подделок исторических источников и приемы их разоблачения.

5. Специфика историографических источников.

6. Система хранения исторической документации.

7. Понятие летописи и летописного свода. Основные центры русского летописания.

8. Развитие научного анализа летописных текстов.

9. Нарративные источники феодальной эпохи.

10. «Русская правда»: история изучения.

11. Судные и уставные грамоты как источник по отечественной истории периода раздробленности и начала централизации.

12. Судебники XV – XVI века.

13. Основные группы российского законодательства XVII – XVIII вв. и его источниковедческий анализ.

14. Делопроизводственная и актовая документация феодальной эпохи как исторический источник.

15. Судебно-следственная документация как источник по политической истории России Х1Х – начала ХХ вв.

16. Законодательные акты и делопроизводственнаяф документация Х1Х – начала ХХ вв.: источниковая значимость и приемы научного анализа.

17. Особенности изучения русской периодической печати.

18. Русская мемуаристика дореволюционного и советского периодов как источник.

19. Специфика фото- фоно- и киноисточников.

20. Партийная документация как источник по истории советского периода.

21. Статистические источники по истории советского государства.

22. Законодательные материалы советской эпохи как исторический источник.

2.4. Тематика рефератов, курсовых работ

1. Теоретические проблемы источниковедения на современном этапе.

2. Развитие источниковедения в дореволюционной России.

3. Советское источниковедение: достижения и проблемы развития.

4. Основные подделки документов по российской истории XVIII – XX вв.

5. Специфика мемуарных источников.

6. Механографические источники: специфика и возможности использования.

7. А.А.Шахматов и изучение русского летописания.

8. Художественная литература как исторический источник.

9. Периодическая печать как источник по изучению локальной истории.

10. Мемуары русских белоэмигрантов как источник по изучению Гражданской войны в России.

11. Мемуары современных общественных деятелей как источник по изучению истории постсоветского периода.

12. Советские Конституции как исторический источник.

13. Уставы КПСС как источник по изучению политической истории СССР.

14. Материалы переписей населения ХХ – ХХ1 вв. как исторический источник.

2.5. Перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1. Развитие системы хранения архивной документации в досоветский период.

2. Архивное дело в советский период.

3. Принципы организации архивного дела и порядок хранения документации на современном этапе.

4. Основные категории архивных материалов.

5. Русские летописи как источник по Отечественной истории до 17 в.

6. Состав и источники «Повести временных лет». Основные редакции ПВЛ.

7. Особенности отечественного летописания 13-17 вв.

8. Развитие методики источниковедческого анализа летописей.

9. Понятия нарративного источника. Основные разновидности нарративных источников эпохи феодализма.

10. Особенности источниковедческого анализа нарративных источников феодальной эпохи.

11. «Русская Правда» как исторический источник.

12. Судебные и уставные грамоты 14-15 вв. как источник по социальной истории Руси.

13. Происхождение, состав и содержание Судебников 1497, 1550 гг. и Соборного Уложения 1649 г.

14. Основные виды законодательных актов 18 века.

15. Виды законодательных актов 19-нач. 20 вв. и их характеристика.

16. Основные публикации законодательных материалов в 19 –нач. 20 вв.

17. Источниковедческий анализ законодательных актов эпохи феодализма.

18. Приемы и изучения законодательства 2 пол. 19 – нач. 20 вв.

19. Классификация и научная значимость актовых материалов эпохи феодализма.

20. Методы источниковедческого анализа актовых источников.

21. Делопроизводственная документация в 15-17 вв. как исторический источник. Основные группы делопроизводственных материалов 16-18 вв.

22. Писцовое делопроизводство и его значение для изучения социально-экономической истории России.

23. Официальная делопроизводственная документация 19- нач. 20 вв. как исторический источник.

24. Документация банков, предприятий монополистических объединений периода модернизации как источник по изучению экономической истории России.

25. Русская периодическая печать 19- нач. 20 вв. Основные группы, значение как источника методы анализа.

26. Статистические материала дореволюционного периода как источник для изучения социальной и экономической истории России.

27. Сыскные и судебные органы самодержавия и система делопроизводства в них. Особенности судебно-следственных материалов как источник по истории антисамодержавных движений.

28. Основные разновидности судебно-следственных документов первой пол. 19 в.

29. Материалы политических процессов второй пол. 19 в. как источник по истории революционного движения в России.

30. Данные агентурного наблюдения как источник по изучению либерально и революционного движения в России нач. 20 вв.

31. Значение документов КПСС как источника по изучению советского периода.

32. Сборы и основные публикации партийных документов.

33. Классификация и приемы источниковедческого анализа документов КПСС.

34. Значение и своеобразие советской периодики как исторического источника.

35. Основные разновидности газетных материалов советского периода.

36. Основные группы советской и постсоветской печати.

37. Приемы изучения и источниковедческого анализа периодики.

38. Особенности организации статистической службы в советский период и основные публикации в статистических материалах.

39. Промышленная и трудовая статистика как источник по изучению экономической истории советского периода.

40. Сельскохозяйственная статистика советской эпохи как исторический источник.

41. Демографическая статистика советского периода.

42. Основные методы источниковедческого анализа статистических материалов.

43. Документы личного происхождения 19-20 вв. как источник для изучения Отечественной истории.

44. Современные проблемы источниковедения.

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО ВСЕМУ КУРСУ:

ВАРИАНТ – 1

1. Источниковедение – это…

2. К остаткам относили:

А) только письменные источники;

Б) лишь вещественные источники;

В) только кинофотодокументы;

Г) вещественные и частично письменные источники;

Д) только натуральные источники

3. В перечне типов исторических источников уберите лишнее:

А) письменные

Б) вещественные

В) сказания

Г) изобразительные

Д) механографические

4. Выберите относящееся к внешней критике источника:

А) способы анализа статистических данных;

Б) приемы проверки удостоверительных знаков;

В) « » метрологических данных;

Г) « » сведений о персоналиях;

Д) « » фактических данных в тексте

5. Материальный подлог – это…

6. Вставка в первоначальный текст источника, графически не сливающаяся с оригиналом, именуется…

7. Раздел исторической критики источника по выявлению вставок в первоначальный текст -…

8. Аналитическая критика источника подразумевает:

А) приемы источниковедческой критики, применяемые при работе с одним источником;

Б) низшую конъектуральную критику;

В) высшую конъектуральную критику;

Г) только внешнюю критику источника;

Д) приемы научной критики, применяемые при работе с комплексом источников

9. Архивный фонд – это…

10. Фактические приемы проверки показаний источников подразумевают:

А) сопоставление данных одного источника со сведениями других;

Б) сопоставление информации источника с известным нам ходом событий;

В) применение исключительно приемов внешней критики источника;

Г) применение исключительно приемов внутренней критики источника;

Д) определение вставок в первоначальный текст

11. К нарративным источникам феодальной эпохи не относятся:

А) хронографы;

Б) сюжетные повествования;

В) житийная литература;

Г) сказания;

Д) статейные списки

12. Источниковедческий анализ законодательства прежде всего направлен на:

А) истолкование правовых норм;

Б) выборочный анализ формуляра;

В) определение авторства;

Г) сопоставление редакций;

Д) проверку статистических данных

13. Летописи являлись основным нарративным источником на Руси в:

А) в 1Х-Х вв.;

Б) в 1Х-Х1 вв.;

В) в 1Х-ХШ вв.;

Г) в Х-ХУ1 вв.;

Д) в Х-ХУШ вв.

14. К законодательным актам Х1Х в. не относятся:

А) манифесты;

Б) указы;

В) журналы решенным делам;

Г) уставы;

Д) положения

15. Из перечня судебно-следственной документации Х1Х – начала ХХ вв. уберите лишнее:

А) стенограммы процессов;

Б) заключения следственных комиссий;

В) приговоры;

Г) протоколы допросов;

Д) указные грамоты.

16. Среди русской периодики Х1Х в. выделяют:

А) официальные, официозные и оппозиционные издания;

Б) газеты, журналы, информационные бюллетени;

В) ведомственную, многотиражную, нелегальную прессу;

Г) легальные, нелегальные и справочные издания;

Д) частную, казенную и профсоюзную прессу

17. К партийной документации советской эпохи относятся:

А) указы;

Б) предписания;

В) экстракты;

Г) постановления;

Д) уставные грамоты

18. Из законодательных актов в советский период не встречались:

А) указы;

Б) кодексы законов;

В) конституции;

Г) манифесты;

Д) постановления

19. Среди материалов промышленной статистики с начала 1930-х гг. преобладают:

А) материалы общесоюзных промышленных переписей;

Б) материалы республиканских переписей;

В) материалы краевых, областных и городских переписей;

Г) документы текущей отчетности предприятий;

Д) бюджетные обследования

20. Метод контент-анализа особенно распространен при обработке:

А) летописей;

Б) хронографов;

В) делопроизводственной документации;

Г) актовой документации;

Д) периодической печати.

ВАРИАНТ – 2

1. Исторический источник – это…

2. К преданиям относили:

А) только устные источники;

Б) произведения устного народного творчества;

В) источники, не рассматривавшиеся как фрагменты событий, о которых они сообщали;

Г) источники, считавшиеся фрагментами этих событий;

Д) кинофотодокументы

3. В перечне видов исторических источников уберите лишнее:

А) летописи;

Б) периодика;

В) публицистика;

Г) кинофотодокументы;

Д) делопроизводственная документация

4. К внутренней критике источника относятся способы проверки:

А) почерка;

Б) языка и стиля;

В) фактуры;

Г) типографского шрифта;

Д) орнамента рукописей

5. Интеллектуальный подлог – это…

6. Вставка в первоначальный текст, сросшаяся с ним по содержанию и по существу - …

7. Раздел исторической критики, устанавливающий знание из отношения между фактами, передаваемыми источником - …

8. Синтетическая критика источников подразумевает:

А) приемы источниковедческой критики, применяемые при работе с одним источником;

Б) низшую конъектуральную критику;

В) высшую конъектуральную критику;

Г) только внешнюю критику источника;

Д) приемы научной критики, применяемые при работе с комплексом источников

9. Наименьшая единица хранения документации в пределах архивного фонда - …

10. Логические приемы проверки показаний источников подразумевают:

А) сопоставление данных одного источника со сведениями других;

Б) сопоставление информации источника с известным нам ходом событий;

В) применение исключительно приемов внешней критики источника;

Г) применение исключительно приемов внутренней критики источника;

Д) определение вставок в первоначальный текст

11. К актовым источникам феодальной эпохи не относятся:

А) циркулярные письма;

Б) жалованные грамоты;

В) тарханные грамоты;

Г) правые грамоты;

Д) уставы

12. В настоящее время акты классифицируют чаще всего:

А) по рангу их составителей;

Б) по характеру сделки, зафиксированной в документе;

В) на частноправовые и публичноправовые;

Г) по эволюции формуляра;

Д) так же, как и законодательство

13. Хронографы известны

А) с Х в.

Б) с Х1 в.;

В) с ХП в.;

Г) с Х1У в.;

Д) с ХУ в.

14. К делопроизводственной документации Х1Х в. не относятся:

А) рескрипты;

Б) рапорты;

В) распоряжения;

Г) писцовые книги;

Д) ревизские сказки

15. Из перечисленных документов Х1Х в. к материалам официального производства относились:

А) указы;

Б) положения;

В) всеподданнейшие доклады;

Г) приходо-расходные книги;

Д) долговые книги

16. Из перечня различных категорий периодических изданий уберите не относящееся к Х1Х в.:

А) центральные издания;

Б) региональнная пресса;

В) заводские многотиражные газеты;

Г) официозы;

Д) официальная пресса

17. Из перечня источников уберите не относящееся к партийным документам:

А) программы;

Б) уставы;

В) циркуляры;

Г) отчетные доклады;

Д) резолюции

18. Из перечня законодательных актов выберите относящееся к советской эпохе:

А) уставные грамоты;

Б) регламенты;

В) учреждения;

Г) указы;

Д) указные грамоты

19. Сплошные профсоюзные переписи относятся к:

А) первым полутора десятилетиям советского периода;

Б) 1930-1940-м гг.;

В) 1950-м гг.;

Г) 1960-1970-м гг.;

Д) 1980-м гг.

20. Корреляционный анализ особенно часто применяется при обработке:

А) летописей;

Б) хронографов;

В) сюжетных повествований;

Г) статистики;

Д) периодики

ОТВЕТЫ

Вариант 1.

1. Наука об исторических источников, теория и практика их выявления, изучения и использования в исторических трудах.

2. Г.

3. В.

4. Б.

5. Подлог, выполняемый лицом, не имеющим права составлять документ либо вносить изменения в его содержание.

6. Глосса.

7. Низшая конъектуральная критика.

8. А.

9. Часть документального фонда (либо весь документальный фонд), принятая на государственное хранение.

10. А.

11. Д.

12. А.

13. Г.

14. В.

15. Д.

16. А.

17. Г.

18. Г.

19. Г.

20. Д.

Вариант 2.

1. Памятник прощлого, созданный в процессе человеческой деятельности и несущий информацию о различных сторонах исторической действительности.

2. В.

3. Г.

4. Б.

5. Подлог, выполняемый посредством составления подложного по существу документа либо посредством внесения в него заведомо ложных сведений лицом, формально уполномоченным составлять документ либо менять его содержание.

6. Интерполяция.

7. Высшая конъектуральная критика.

8. Д.

9. Единица хранения, дело.

10. Б.

11. А.

12. Б.

13. Д.

14. Г.

15. В.

16. В.

17. В.

18. Г.

19. А.

20. Г.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

№ п/п Наименование тем и разделов курса Аудиторные занятия (часы)
Всего часов В том числе
Лекции С/з С/р
1. Предмет, структура и задачи Источниковедения.  
2. Понятие “исторический источник”.    
3. Классификация источников и методы источниковедения.  
4. Поиск и отбор исторических источников. Сеть архивных учреждений в России и состав архивных материалов.    
5. Сущность источниковедческого анализа и его основные стадии.      
6. Определение подлинности источника.  
7. Установление времени и места создания источника и его автора.  
8. Выявление обстоятельств происхождения памятников прошлого. Подготовка источников к опубликованию.      
9. Основные проблемы использования методов палеографии, геральдики, сфрагистики и дипломатии в источниковедении.  
10. Проблемы интерпретации текста и определения его научной ценности.    
11. Летописные источники.  
12. Законодательные акты XI-XVIII в.  
13. Актовые и делопроизводственные материалы эпохи феодализма.
14. Нарративные источники периода феодализма (литературные произведения и публицистика).  
15. Законодательные акты и делопроизводственная документация XIX-начала XX вв. как источник.    
16. Судебно-следственные материалы XIX-начала XX вв. как источник по истории общественного движения.      
17. Периодическая печать дореволюционной России как исторический источник.  
18. Статистические источники XIX-начала XX вв.      
19. Документы КПСС как источник по истории советского общества.    
20. Акты законодательных и исполнительных органов Советского государства как исторический источник.    
21. Статистические источники по истории советского периода        
22. Периодическая печать советского периода.        
  Мемуарная литература как исторический источник    
Итого:

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (1 семестр, 18 часов)

Тема № 1. Предмет источниковедения. Место источниковедения в системе вспомогательных исторических дисциплин. (1 час)

План занятия:

1. Понятия источниковедения.

2. Становление источниковедения как самостоятельной научной дисциплины.

3. Источниковедение в системе ВИД.

Литература:

1. Источниковедение истории СССР /Под ред. И.Д.Ковальченко. – М., 1981 (гл. 1).

2. Фарсобин В.В. Источниковедение и его метод. – М., 1983 (гл. 2).

3. Стрельский В.И. Теория и методика источниковедения истории СССР. – Киев, 1976 (гл. 3).

4. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие. – М., 1998.

Тема № 2. Понятие исторического источника. Исторический источник в свете учения об информации. Типология источников. (3 часа)

План занятия:

1. Исторический источник в свете учения об информации.

2. Исторический источник и исторический факт: проблема взаимодействия.

3. Основные классификации источников.

4. Специфика кинофотодокументов как источника.

Цель занятия: закрепить у студентов понимание сути исторического источника и знание основных классификаций источников. Рассмотреть взаимодействие исторического источника и исторического факта. Проанализировать специфику кинофотоматериалов.

Практическое задание: подготовить доклад о кинофотодокументах.

Вопросы для самоконтроля:

1. Определить место исторического источника в системе исторического исследования с позиций теории информации.

2. Соотнести факты исторической действительности, факты исторических источников и научно установленные факты.

Литература:

1. Источниковедение истории СССР /Под ред. И.Д.Ковальченко – М., 1981.

2. Барг М.А. Исторический факт: структура, форма, содержание //История СССР, 1976, № 6.

3. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М., 1987.

4. Егоров В.Л. Развитие и становление понятия «памятник истории» //История СССР, 1988, № 1.

5. Ханпира Э.И. Что такое документальный памятник ( к постановке вопроса) //История СССР, 1988, № 1.

6. Шмидт С.О. О классификации исторических источников //Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. XVI. – Л., 1985, с.3-24.

7. Шмидт С.О. Документальные памятники в системе памятниковедения //История СССР, 1989, № 5.

8. Магидов В.М. Кинофотодокументы как исторический источник //Отечественная история, 1992, № 5.

9. Медушевская О.М. Архивный документ, исторический источник в реальности настоящего //Отечественные архивы, 1995, № 2.

Тема № 3.Выявление и методы критического анализа подделок (2 часа)

План занятия:

1. Мотивы изготовления подделок.

2. Приемы фабрикации подложных исторических источников.

3. Основные способы разоблачения подлогов.

Практическое задание: выполнить сообщение, на примере «Красной симфонии» (т.н. «показаний Раковского») рассмотреть применение приемов внутренней критики источника для разоблачения фальшивок.

Вопросы для самоконтроля:

1. Проследить основные способы фальсификации документов;

2. Рассмотреть применение методов внешней и внутренней критики для разоблачения подделок.

Источники и литература:

1. Ландовский. Красная симфония (показания троцкиста Раковского) – М., 1991.

2. Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. – М., 1986.

3. Козлов В.П. Тайны фальсификации. – М., 1996.

4. Козлов В.П. Обманутая, но торжествующая Клио. – М., 2001.

Наши рекомендации