Профессиональный отбор как элемент управления персоналом
Под профессиональным отборомпонимают процесс практического выделения из имеющихся кандидатов на рабочее место тех, которые способны в данных условиях обеспечивать наиболее эффективное выполнение возложенных на них задач. Близким является понятие подборакак создания резерва кадров (кандидатов на должности). Задача отбора возникает в ситуациях избытка претендентов и особых требований к деятельности человека на данном рабочем месте; задачи подбора и расстановки персонала существуют всегда.
Под расстановкойкадров понимают распределение работников по рабочим местам в организации в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями, профессиональной подготовленностью и требованиями деятельности на конкретном рабочем месте.
Практика показывает, что возложенные на профотбор задачи будут успешно решены лишь при ясном понимании заказчиком и исполнителем (психологом, работником отдела кадров) особенностей всего цикла движения персонала в организации. Обычно выделяют следующие этапы работы с персоналом:
1 0.1. Профессиональный отбор как элемент управления персоналом 289
♦ прием — изучение и отбор кандидатов, их знакомство с организацией;
♦ начальная профессиональная подготовка — вводный курс, стажировка;
♦ психологическое сопровождение — поддержка в кризисные периоды адаптации человека к особенностям деятельности;
♦ профессиональная подготовка и переподготовка — обучение, ротация, продвижение по должности;
♦ профессий}галъная реабилитация — профилактика профессиональной деформации личности, профессиональных заболеваний, восстановление здоровья и работоспособности;
♦ увольнение — ритуалы, статистика, причины, фазы принятия решения и др. [57, 86, 99, 124].
Профессиональный отбор эффективен при соблюдении ряда важных условий:
1) знание требований трудового поста и конкретного рабочего места, которое интегрировано в профессиограмме (неэффективен отбор «вообще»);
2) разработка количественных критериев отбора: с одной стороны, профессионально важных качеств работника (концентрированно выраженных в психограмме), с другой — норм отбора по эквивалентным шкалам психодиагностических методик (отбор без объективных критериев профпригодности невозможен);
3) обеспечение психометрических требований к психодиагностическому инструментарию (надежности, валидности психологических тестов и методик, психометрических норм отбора, адаптированных к условиям данной организации) (несовершенство инструментария, значительные систематические ошибки и промахи в организации измерения резко снижают прогностичность выводов).
Психодиагностическая культура исследователя предполагает адаптацию тестов к специфике трудовых постов, рабочих мест и особенностям контингента испытуемых, выделение тестовых норм — количественных характеристик профпригодности, их периодическую проверку и коррекцию.
При использовании стандартных тестов необходим учет как средних показателей по выборке профессионалов, так и статистики их разброса (максимальные, минимальные, среднеквадратичные отклонения). При подборе адекватных тестов (надежных и валидных)
10 Зак. 1109
290 Глава 10. Профессиональный отбор персонала организации
обычно выделяются критериальные факторы (шкалы теста с минимальным разбросом статистики) и факторы с широкой вариацией показателей.
Помимо того, необходимо учитывать часто наблюдающуюся временную динамику личностного профиля специалиста, а также зависимость типичного личностного профиля от специфики организации и рабочих мест. В этом подходе необходимо обстоятельно анализировать не только отдельные факторы, но и их совокупности — сим-птомокомплексы, паттерны личностных качеств. Большое значение имеет эталонная выборка профессионалов, на основании которой выносятся суждения о критериях профотбора, ее гомогенность/гетерогенность (пол, возраст, стаж, опыт, образование, должностные позиции и др.).
Успешность профессионалов, входящих в исследуемую выборку, чаще определяют по совокупности критериев (оценка психологического климата, сработанности, совместимости, удовлетворенности людей трудом), для чего нередко привлекают экспертов [21, 78, 113, 127]. В отдельных случаях можно ограничиться объективными критериальнымипоказателями деятельности (в табл. 10.1 объединены сведения о водителях и машинистах локомотивов — профессионалов, не менее 5 лет работающих без аварий).
Таблица 10.1
Трудовые посты профессий типа «человек-техника» и личностные профили успешных профессионалов по 16-факторному тесту Р. Б. Кеттелла
Факторы | Машинисты | Водители | Летчики | |||
Ж/д транспорта | Инкассация | Администрация губернатора | Грузовой транспорт | Командиры (пилоты) | Штурманы | |
Л | 6Д | 6,3 | 5,8 | 5,2 | 6,2 | 4,3 |
В | 5,4 | 6,2 | 5,5 | 4,1 | 6,2 | 8,1 |
с | 4,1 | 6,3 | 6,3 | 5,2 | 7,3 | 6,1 |
Е | 4,8 | 5,1 | 5,3 | 4,0 | 6,4 | 3,9 |
F | 4,2 | 3,1 | 3,5 | 4,2 | 4,4 | 3,2 |
G | 6,1 | 6,5 | 6,8 | 5,4 | 6,3 | 7,4 |
II | 4,3 | 5,4 | 5,3 | 6,5 | 8,2 | 5,3 |
1 0.1. Профессиональный отбор как элемент управления персоналом 291
Факторы | Машинисты | Водители | Летчики | |||
Ж/д транспорта | Инкассация | Администрация губернатора | Грузовой транспорт | Командиры (пилоты) | Штурманы | |
1 | 6,0 | 5,3 | 5,8 | 4,8 | 5,9 | 3,7 |
L | 6,8 | 5,2 | 4,7 | 6,2 | 7,1 | 4,9 |
М | 5,1 | 4,4 | 3,3 | 5,7 | 4,7 | 4,3 |
N | 5,0 | 6,1 | 6,6 | 5,6 | 7,0 | 5,2 |
О | 6,8 | 6,0 | 7,0 | 6,8 | 4,6 | 5,3 |
Q1 | 5,4 | 5,1 | 6,5 | 6,1 | 4,8 | 6,1 |
Q2 | 6,2 | 6,1 | 6,5 | 6,1 | 5,9 | 8,0 |
Q3 | 7,0 | 8,1 | 7,7 | 7,0 | 8,9 | 8,7 |
Q4 | 6,8 | 4,2 | 5,8 | 6,2 | 5,8 | 6,1 |
В обсуждении ПВК представителей разных профессий мы ограничимся анализом средневыборочных данных как учебно-методическим приемом. Понятно, что в практической работе крайне нежелательно в принятии того или иного решения (прием, увольнение, перемещение, обучение и др.) ограничиваться каким-либо одним приемом, алгоритмом, формулой, личным предпочтением.
Проблемы профессионального психологического отбора иллюстрируются в данном учебном пособии на примере личностных психологических профилей специалистов, согласно 16-факторному тесту Р. Б. Кеттелла:].
1. Это делается главным образом в учебно-методических целях. Широкое освещение проблемы профотбора можно найти в монографиях признанных специалистов в этой области [21, 78 и др.].
2. Это стандартный тест, что крайне важно в контексте нашего анализа. Кроме того, он «прозрачен» в своей методологической и методической основе, добротно разработан, хорошо описан в отечественной литературе.
3. В отечественной научной литературе можно найти сотни публикаций и ссылок на данные психодиагностики с помощью теста Р. Б. Кеттелла. Таким образом, возможно сопоставление и анализ эмпирических и литературных данных, что крайне желательно, особенно для начинающего психолога.
292 Глава 10. Профессиональный отбор персонала организации
4. Автор располагает собственной базой данных и позитивным опытом использования данного теста.
5. С середины 1990-х гг. специалисты отмечают факты намеренного искажения тестируемыми данных диагностики (саботаж, аггравация и пр.), связанные с публикацией в открытой печати тестов и ключей, с использованием в разных организациях одних и тех же методик, высокой социальной значимостью результатов тестирования.
Этот своеобразный методический кризис относится ко многим стандартным и проективным тестам, разработанным в середине XX столетия, что необходимо учитывать в практической работе.
При решении типовых кадровых задач необходимо учитывать, что отбор всегда имеет вероятностный характер, он лишь прогноз возможной успешности субъекта. По существу, путь отбора — путь сужения возможностей приспособления людей к требованию трудового поста; формирование индивидуального стиля деятельности — путь расширения возможностей человека. Поэтому отбор в интересах организации, работодателя целесообразен лишь тогда, когда он объективно необходим. Кроме того, необходимо учитывать, что стандарты отбора, по существу складывались в узкой сфере профессиональной деятельности — в профессиях типа «человек-техника». Многообразие профессий, весомые социально-психологические факторы успешной деятельности людей требуют дифференцированного подхода в формулировании задач и критериев отбора персонала в соответствии с особенностями конкретных трудовых постов и рабочих мест.
10.2. Особенности деятельности в системе «человек-техника»
Именно проблемы адаптации людей к профессиям этого типа послужили серьезной причиной признания необходимости профессионального отбора. Уже в начале XX в. было замечено, что не все люди способны эффективно выполнять определенный круг профессиональных задач в производстве и на транспорте. В 1950-1960-х гг. «человеческий фактор» был выделен как основная причина надежности функционирования технических систем. Постепенное усложнение профессиональных задач управленцев разных категорий (ру-
10.2. Особенности деятельности в системе «человек-техника» 293
ководителей, менеджеров) способствовало применению психологического отбора и в этой сфере профессиональной деятельности.
По оценкам зарубежных экспертов, после введения предварительного тестирования людей брак на производстве снижается на 25-40%, аварийность в промышленности и на транспорте — на 40-70%, надежность систем управления повышается на 20-25%; затраты на подготовку специалистов уменьшаются на 30-40%. И хотя задачи, поставленные перед психологами, не всегда решаются в полном объеме, имеет место значительный выигрыш материальных средств и времени, а также сохранение здоровья и жизни людей [21, 51, 78, 97].
Задачи психологического отбора в профессиях типа «человек-техника» успешно решаются при использовании сравнительно простых алгоритмов. Их применение определяется рядом условий. При инженерно-психологическом проектировании технических средств и самой деятельности оператора закладываются стандарты, определяющие объем и время для переключения внимания, время принятия решений, колебаний работоспособности, в определенных ситуациях учитываются также анатомические особенности исполнителя. Таким образом, технические характеристики средств отображения информации, органов управления, рабочего места, типовых и аварийных производственных ситуаций позволяют определять необходимый уровень развития профессионально важных качеств субъекта и опираться в последующем на уже известные при конструировании техники количественные параметры его профессиональной пригодности.
Эргономический подход в аспекте адаптации технических средств к психофизиологическим особенностям человека, оптимизация режимов труда и отдыха, реализация принципа «активного оператора» и — как его развитие — активного субъекта деятельности позволяют несколько снизить жесткость требований к профессиональной пригодности работника. Исключением пока остаются «особые» профессии, или профессии первого типа по К. М. Гуревичу, и профессии с экстремальными и субэкстремальными условиями [21, 43, 46].
Рассмотрим профессиографию и профпригодность с позиции личностных профилей успешных работников по данным 16-факторного теста Р. Б. Кеттелла. Как ранее отмечалось, основными характеристиками профессии являются совокупность социально предопределенных трудовых постов, общность людей, их профессиональная подготовка, особенность материального и иного вознаграждения за труд, процесс труда, социальный статус, создаваемый человеку его профессией, должностью, стажем, профессиональными достижениями и т. д. Следовательно, успешные профессионалы в своей совокупно-
294Глава 10. Профессиональный отбор персонала организации
сти отражают характерные личностные типы и ПВК, которые можно выявить, в частности, посредством психологических тестов.
Сравним личностные профили инженеров разных специальностей (табл. 10.2). Разнообразие трудовых функций инженера и опосредующая роль техники выражаются в широком диапазоне личностных переменных. Поэтому требования профессий этого типа к коммуникативным умениям и навыкам субъекта — психологической компетентности инженера не всегда имеют доминирующее значение. Для профессий типа «человек-техника» критериями выступают такие ПВК, как интеллект (причем более высокие показатели отмечаются в более технологичных профессиях — у инженеров-электриков и полиграфистов), ответственность и осмотрительность, самоконтроль эмоций и поведения — факторы В, F, G, Q3 (табл. 10.2).
Таблица 10.2