Развитие управленческой мысли в России и Беларуси

Менедж. чел. отношений Джилбрет, Фолетт, Мейо.

Исслед. теории управл. направл. внимание на «человеч. фактор». Можно выделить 3 крупных этапа:

1910г. – 1930-е гг. научная организация труда;

1940-е – 1960-е гг. школа человеческих отношений;

1970-е / наст. время соц.-психологический менеджмент.

Лилиан Джилбрет. 1914г. книга «Психология менедж.». (чел. аспекты труда, взаимоотн. в проф. деят-ти, организац.-произв. психология, проблемы управления персоналом. Занималась пробл. произв. утомляемости (продолжит-ть и хар-р отдыха). Важную роль играли также произв. отнош., общий настрой, физич. и псих. сост. работника, и др. факторы.

Амер. социолог и политолог Мэри Фоллетт. Менедж. как «вып. работы с пом. др. людей». Менедж. – иск-во организов. труд др. Книги «Новое государство» (1918) и «Творч. опыт» (1924). Теор. упр. наз. «динамич. менедж.», сост. из 4 эл-тов:

1)Организов. целое всегда > суммы своих составляющих;

2)Первична произв. группа (орг-ция), а личность вторична;

3)Орг-ции динамичны, а не статичны

4)Улучш. чел. отнош. в орг-ции – глав. забота менедж-та.

Элтона Мейописал: «менеджеры должны ориентир-ся в большей степени на людей, чем на продукцию».

Мейо стал широко известен описанием и анализом Хоторнских экспериментов (Чикаго,1927–32). Суть сост. в исслед. влияния различ. факторов на ПТ: промышл. освещ., размеров помещения и др. Главными факторами стали соц.: чел. отнош., монотонность и утомляемость, психол. установка раб-ка. Он выдел. 2 фактора, оказыв. наиб. влияние на ПТ: групповая сплоченность (1) и ненавязчивое руководство (2). 1. сфера межличн. отнош. в производств. бригаде (на участке). 2. согласие менеджеров и рабочих путем осознания единства целей, достижения промышленной гармонии, недопущения антагонизма между руководством и рабочими.

4. Японская система (ЯС) менедж. Теория «Х», «Y», «Z»

5 элем. ЯС: 1) Вовлеч-ть всех раб-ков в заботу об успехах фирмы ч/з взаим. доверие и межлич. связи; 2) Пожиз. найм раб-ков; 3) Всеохват. движ. контроля кач-ва; 4) Коллектив. принятие реш.; 5) Коллект. ответств-ть и забота о фирме.

П.3 перевернул яп. промыш-сть. Низкое кач-во в 1940-е г. С 1950 г. Движ. кружков контр. кач-ва(ККК), где ок. 80% всего персонала. Привело к ­­ кач-ва. «Контролир. ку-ра» -полное самоподчин. кажд. японца традициям и обществ. мнению.

«эмэ»: 1) психол. завис-ть чел. от членов своей микрогруппы; 2) повыш. чув-во долга п/д группой, фирмой, страной.

Амер. Дуглас Мак-Грегор, разраб. 2 альтернат. концепции менедж-та: «теорию Х» и «теорию Y».

«Теория Х» вкл. традиц. видение управл. и контроля: чел. - фактор произв-ва. Учитывать его индивид-ть вредно для пр-ва. Менеджеры хорошо осознают значимость иерархии потребностей, но склонны видеть в этом знании помеху, чем средство осмысл. понимания основ чел. поведения.

«Теория Y» - интеграция индивид. и организац. целей. Чел. в кач-ве центр. фигуры произв-ва. Фигура наделена индивид., ее надо воспринимать в органич. связи с произв. средой. 5 эл-тов «теории»: 1) свобод. и более общее рук-во, без «мелочной опеки»; 2) децентрализ. офиц. полномочий; 3) меньший расчет на принужд. и контроль, а большая опора на индивид. активность и самоконтроль; 4) демократич. стиль рук-ва; 5) вовлечение рядовых работников в процесс принятия решений. Вытекает из иерархии потребностей Маслоу.

Оучи с А. Йегером «Орг-ция типа Z: стабильность в условиях мобильности» (1978). В 1981 г. Оучи опубликовал книгу, ставшую бестселлером «Теория Z: чем должен ответить американский бизнес на японский вызов». «Теория Z» продолжила теор. X и Y – соед. Америк. индивид. и предприимчивости с яп. коллективизмом и трудолюбием.


Развитие управленческой мысли в России и Беларуси

Соц. заказ на проф. подготовку руководит. в Рос. и Бел. (СССР) стал осознаваться лишь в 70г ХХв. «Менеджмент» вошёл позже, с переходом к рын. преобраз. в экономике.

Индустр. развит. XVIIIв. Глав. в фабрич.-завод. промышл. выступали купцы, они опред. становл. в России промыш. капитализма. У них был капитал, кот. инвестир. в промыш-ть.

Рос. предприн. имели «кодекс чести», о принц. ведения хоз-ва, торговли, получ. пр. Предприн. раздел. на «почтенных» и «непочтенных». 1. «по чести и без обмана». 2. ростовщики, спекулянты-перекупщики, биржевые игроки и пр.

Нач. ХХ ­ предприним, подгот. спец-тов: Москов. коммерч. институт, ряд училищ. Появ-ся профессиографические опис. предприн. деят-ти, вним.: честности, порядоч., корректности.

След по реформир. экон. жизни - премьерыС.Ю. Витте и П.А. Столыпин. Д.И. Менделеев:1) сочетание запад. мысли с рос. самобыт-тью; 2) просвещ. и образов. населения; 3) развитие предприимч. и подготовка предпринимат.кадров.

А.А.Богданов:все виды управл. (в прир., общ-ве, тех. сист.) имеют общ. черты «организов. целое > простой å его частей».

Октяб. револ.1917. А.К. Гастев.1920 Центр. инстит. труда с 1-ой психол. лабор. орг. труда и управ. 16 «правил-заповед.» труда, «соц. инженерию» и «концеп. труд. установок».

20-30г. П.М. Керженцев«теория факторов эфф-ти работы орга-ции», «методика самопознания и самоконтроля» раб-ка, «3 осн. задачи руководителя»: что именно д.б. выполнено, в какой срок, на ком лежит ответ-ть за вып. задания.

50-60г. А.И. Берг - наука об оптимал. управл. слож. проц. – кибернетика, рассмат. и пробл. ­ эфф-ти труда чел. Препят. сложив. в СССР централиз. командно-админист. сист. гос. упр., а также монополия власти в руках органов Компартии.

Распад СССР (1991)в Рос, Бел. развитие менедж., новое крупное явление в управлении экономикой наших стран.

Яркий след в организационно-управленческой деятельности по реформированию экономической жизни страны оставили ее премьеры С.Ю. Виттеи П.А. Столыпин.Весьма конструктивные взгляды о путях развития страны высказывал выдающийся ученый-химик Д.И. Менделеев. Ряд положений его теории не утратили своего значения и по сей день. Среди них: 1) сочетание западной мысли с российской самобытностью; 2) просвещение и образование населения; 3) развитие предприимчивости и подготовка предпринимательских кадров. Первым теоретиком, автором системного подхода в управлении в Российской империи был крупный ученый и политический деятель А.А. Богданов.С 1913г., то есть всего лишь через два года после «Управления фабрикой» Тейлора, вышел первый том его трехтомного труда «Всеобщая организационная наука (тектология)». Автор показывал, что все виды управления (в природе, обществе, технических системах) имеют принципиально общие черты. Им было заявлено и одно из ключевых положений системной методологии: организованное целое превосходит простую сумму его частей.

Дальнейшее развитие управленческой мысли происходит уже после Октябрьской революции 1917 года. Крупным практиком и теоретиком научного управления был А.К. Гастев. В 1920 году он создал Центральный институт труда (ЦИТ), который впоследствии многое сделал в развитии управленческой науки. В ЦИТ появилась и первая в стране психологическая лаборатория организации труда и управления.

Гастев создал 16 «правил-заповедей» для всякого труда, «социальную инженерию» и «концепцию трудовых установок». В своих «правилах-заповедях» он излагал методику организации труда. «Прежде, чем делать, – писал он, – надо продумать, спланировать, подготовить (материалы, инструмент) и выработать алгоритм, что и за чем делать». «Социальная инженерия» Гастева представляла собой синтетическую науку о труде и управлении. «Концепция трудовых установок» Гастева включала ряд взаимосвязанных положений: 1) теорию трудовых движений в производственных процессах; 2) организацию рабочего места; 3) методику рационального производственного обучения; 4) теорию управленческих процессов. Еще одним известным теоретиком управления 20-30-х годов был П.М. Керженцев. Им создана «теория факторов эффективности работы организации», «методика самопознания и самоконтроля» работника, сформулированы «три основные задачи руководителя». В задачи он включал: что именно должно быть выполнено, в какой срок, на ком лежит ответственность за выполнение задания. На рубеже 50-60-х годов, в первую очередь усилиями академика А.И. Берга, в стране получила официальное признание наука об оптимальном управлении сложными процессами – кибернетика.Она рассматривала и проблемы повышения эффективности труда человека. Предпринимались попытки совершенствования системы управления экономикой с позиции кибернетики. Однако препятствием этому стала сложившаяся в СССР жестко централизованная командно-административная система государственного управления, а также монополия власти в руках органов Компартии. После распада СССР (1991) и в России, и в Беларуси развитие теории менеджмента получает мощный импульс. Менее чем за 10-летний период в Москве, Санкт-Петербурге и Минске возникают настоящие школы менеджмента. Наиболее известными современными теоретиками менеджмента являются:

в Минске – Н.П. Беляцкий, А.А. Брасс, Н.И. Кабушкин, Р.С. Седегов, В.Г. Янчевский и др.


6. Методы менеджмента

Методы менеджм - способы воздействия на людей и события для достижения определенной цели.

Административные методы менедж - спосо­бы управл. воздействия через офиц. власть. Виды администр. методов:

1.Организац. мет: регла­ментир., норматив., инструктир.

2.Распорядит: способы оператив­ного управления- приказы, постановления, распоряже­ния, указания.

3.Дисциплинар. методы. Это различные формы наказания за ненадлежащее исполнение: замечания, вы­говоры, предупреждения о служебном несоответствии, по­нижение в должности и др.

Экономич. методы менеджмента — это способы управления посредством материального воздействия. Существуют три уровня применения экономических методов менеджмента: государственный, внутризаводской и персональный.

1. Государств. – экономич. спо­собы влияния гос-ва на отдельное предприятие (орга­низацию): налогообложение, финансирование и госзаказ.

2. Внутризаводской - способы экономич. управл. структур. подразделения­ми предприятия - цехами, отделами.

3.Персональный. Глав. его инструм. – индивид. материал. стимулир. работников: ↑ЗП, надбавки, премии, выплаты, пособий ит.д. В ка­ч. экономич. наказания могут использ. штрафы, ↓ЗП, полное или частичное ли­шение премии и т.д.

Соц-псих. мет. - это способы управл. посредством соц. и пси­холог. воздействия. Соц. воздейств направлено на весь коллектив предпр. или его подразделения. Т.о., соц-псих. ме­тоды имеют два уровня применения – коллектив. и индивид.

Коллектив. уровень - способы управл. влияния предпр. на сотрудников путем пре­доставления им определ. соц. благ.

Индивид. уровень применения соц-псих. методов менедж. - это способы управл. воздействия менеджеров на психологию сотрудников.

Наши рекомендации