Для студентов 2курса, обучающихся по специальности 1–03 04 02–02
Учебно–методическая карта дисциплины
«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
(Психология развития)(заочная форма получения образования)
для студентов 2курса, обучающихся по специальности 1–03 04 02–02
«Социальная педагогика. Практическая психология»
№ раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) | Литература | Формы контроля занятий | |||
лекции | практические (семинарские) занятия | лабораторные занятия | самостоятельная деятельность | |||||
1. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ (212 ч.) (Психология развития) | |||||||
1.1. | Предмет и задачи психологии развития | |||||||
1.1.1. | 1. Предмет и задачи психологии развития. Развитие как изменение во времени. 2. Виды изменений. Общие показатели развития. 3. Различные определения развития. 4. Место психологии развития в системе психологических наук. 5. Взаимосвязь психологии развития с другими науками. 6. Структура психологии развития. 7. Детская, возрастная, генетическая психология в структуре психологии развития. 8. Научные задачи описания, объяснения, прогноза и коррекции в психологии развития. 9. Прикладные задачи психологии развития. 10. Специфика методов психологии развития. | [1], [4], [5], [13], [1 доп.] | ||||||
1.1.2. | 1.Психология развития, возрастная психология и детская психология: сходства и различия. 2.Понятие развития. Деление временной дистанции. 3.Предмет психологии развития. 4.Структура (разделы) психологии развития. 5.Научные и прикладные задачи психологии развития. 6.Связи психологии развития с другими науками. 7.Методы психологии развития. | [1], [4], [5], [13], [1 доп.], [2 доп.], | Конспект, защита рефератов | |||||
1.2. | Классические понятия психологии развития | |||||||
1.2.1. | 1. Понятия и категории психологии развития. 2. Рост: биологический и психологический смысл понятия. Кривые роста. 3. Созревание: эндогенные и экзогенные факторы. 4. Дифференциация и централизация. 5. Концепции дифференциации. 6. Научение. Виды научения (Б.Скиннер, А.Бандура, К. Халл). Запечатление (К. Лоренц). Сенсибильность. 7. Критические и сензитивные периоды. 8. Социализация. Модели социализации. «Воронковая» модель И. Чайлда. 9. Социализация как освоение ролей. 10. Социализация как решение задач развития. 11. Двунаправленная модель социализации. 12. Эко-психологический подход У. Бронфенбреннера. 13. Семейная социализация. | [1], [4], [5], [13], [1 доп.], [2 доп.], | Конспект | |||||
1.2.2. | 1. Рост. Кривые роста 2. Созревание, его показатели 3. Дифференциация: понятие, концепции 4. Научение: понятие, виды 5. Запечатление: признаки, этологическое понятие 6. Социализация, понятие, модели, значение | [1], [4], [5], [13], [1 доп.], [2 доп.], | Конспект , контрольная работа | |||||
1.3. | Теории и модели психического развития | |||||||
1.3.1. | 1. Понятия направления, теории, модели в науке. 2. Критерии оценки теорий развития. 3. Постановка проблемы развития в контексте взаимоотношений «субъект-среда». 4. Научно-теоретические направления в психологии развития. | [1], [4], [5], [7], [1 доп.], [2 доп.], | Конспект | |||||
1.3.2. | 1. Понятия научного направления, теории модели 2. Традиционная постановка проблемы развития 3.Общая характеристика теорий эндогенного направления. 4.Ранние теории созревания. 5.Теория трех ступеней развития К.Бюлера. 6.Ортогенетическая концепция Х.Вернера. 7.Теория развития А.Буземана. 8.Биогенетический подход в объяснении развития (концепции рекапитуляции). 9.Нормативный подход к исследованию развития (теории А.Гезелла, Л.Термена). | [1], [4], [5], [7], [1 доп.], [2 доп.], | Дискуссия , текущий контроль, защита реферата | |||||
1.3.3. | 1.Теория конвергенции двух факторов развития В.Штерна. 2.Общая характеристика теорий экзогенного направления. 3.Ранние бихевиористические трактовки. 4.Взгляды Дж. Уотсона 5.Взгляды Б.Скиннера. 6.Теория развития С.Бижу и Д.Баера. 7.Отход от классического бихевиоризма (теория Р.Сирса). | Конспект | ||||||
1.4. | Эндогенное направление в психологии развития | |||||||
1.4.1. | 1. Общая характеристика теорий эндогенного направления. 2. Преформизм Ф.Арьес. Ранние теории созревания. 3. Романтический натурализм Ж.-Ж. Руссо. Теория трех ступеней развития К.Бюлера. Ортогенетическая концепция Х.Вернера. 4. Теория развития А.Буземана. 5. Биогенетический подход в объяснении развития (концепции рекапитуляции). Нормативный подход к исследованию развития (теории А.Гезелла, Л.Термена). Теория конвергенции двух факторов развития В.Штерна. Этологические теории развития. Ч. Дарвин и теория эволюции. Современная этология К.Лоренца и Н.Тинбергена. Теория привязанности Д.Боулби и М. Эйнсуорт. | [1], [4], [5], [7], [1 доп.], [2 доп.], | Конспект | |||||
1.5. | Экзогенное направление в психологии развития | |||||||
1.5.1. | 1. Общая характеристика теорий экзогенного направления. 2. Ранние бихевиористические трактовки: теория влияния окружающей среды Д. Локка. 3. Взгляды Б.Скиннера. 4. Теория развития С.Бижу и Д.Баера. Отход от классического бихевиоризма (теория Р.Сирса). 6. А. Бандура и теория социального обучения. | [1], [4], [5], [7], [1 доп.], [2 доп.], | ||||||
1.6. | Психоаналитические модели развития | |||||||
1.6.1. | 1. Возникновение психоанализа. 2. Классический психоанализ З.Фрейда и его трактовка стадий развития. 3. Эпигенетическая теория развития Э.Эриксона. 4. Формирование детского психоанализа. 5. Развитие концепций З. Фрейда в работах А. Фрейд. 6. Теория отделния/индивидуализации М. Малер. 7. Теория развития детских переживаний Э. Шахтеля. 8. Теория зрелости К. Юнга. 9. Психоаналитическое направление: общая характеристика 10. Классический психоанализ З.Фрейда. Возрастная периодизация. Классические понятия психоанализа. 11. Неофрейдизм: А.Адлер, Э.Фромм, К.Юнг, К. Хорни 12. Теория психосоциального развития Э.Эриксона 13. Гуманистическая теория К.Роджерса | [1], [4], [5], [7], [1 доп.], [2 доп.], | Конспект | |||||
1.7. | Когнитивные модели развития | |||||||
1.7.1. | 1. Возникновение когнитивных теорий развития. Ж.Пиаже и концепция генетической эпистемологии. 2. Экспериментальные исследования детского мышления. 3. Теория развития интеллекта Ж.Пиаже. 4. Стадии интеллектуального развития ребенка в концепции Ж.Пиаже. 5. Теория морального развития Л.Колберга. 6. Теория развития умений К.Фишера. 7. Развитие как решение задач: Р.Кейз. 8. Моделирование когнитивного развития: Д.Клаар. | [1], [4], [5], [7], [1 доп.], [2 доп.], | ||||||
1.7.2. | 1. Когнитивное направление: общая характеристика 2. Структурно-генетическая теория Ж.Пиаже 3. Теория морального развития Л.Кольберга 4. Теории К.Фишера, Р.Кейза, Д.Клаара 5. Направление социализации: общая характеристика теорий | [1], [4], [5], [7], [1 доп.], [2 доп.], | Текущий контроль, письменный опрос | |||||
1.8. | Контекстуальные модели развития | |||||||
1.8.1. | 1. Возникновение контекстуальных теорий. 2. Культурно-историческая теория Л.Выготского. 3. Диалектическая теория развития А.Валлона. Анаболизм и катаболизм. 4. Стадии онтогенетического развития ребенка. 5. Деятельностная теория онтогенеза А. Н. Леонтьева. | [1], [4], [5], [7], [1 доп.], [2 доп.], | Конспект | |||||
1.8.2. | 1. Внешняя и внутренняя плоскости деятельности. 2. Ведущий вид деятельности. Модель развития общения М. И. Лисиной. 3. Формы общения у детей от рождения до семи лет. 4. Модель развития личности Л. И. Божович. 5. Экопсихологическая теория У.Бронфенбреннера. 6. Антиравновесная теория Ригеля. | [1], [4], [5], [7], [1 доп.], [2 доп.], | ||||||
1.8.3. | 1. Теория персонализации А.В.Петровского. 2. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции. 3. Теория развития мышления Н.Н.Поддъякова. 4. Психологическая теория развития деятельности Р.Лернера, основные положения его теории. | [1], [4], [5], [7], [1 доп.], [2 доп.], | ||||||
1.8.4. | 1. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского 2. Теория развития психики А.Валлона 3. Теория А.Н. Леонтьева 4. Периодизация развития психики Д.Б. Эльконина 5. Теория развития личности Л.И. Божович 6. Модель развития общения М.И. Лисиной 7. Эко-психологическая теория У. Бронфенбреннера, Антировновесная теория К.Ф. Ригеля 8. Теория персонализации А.В. Петровского 9. Направление саморазвития. Системное направление. | [1], [4], [5], [7], [1 доп.], [2 доп.], | Текущий опрос, тестирование | |||||
1.9. | Системные модели развития | |||||||
1.9.1. | 1. Идеи системности в науке. 2. Принцип системности в психологии. 3. Системность теории и системность объекта. 4. Системные теории развития. 5. Новейшие вариации. | [1], [4], [5], [7], [1 доп.], [2 доп.], | Конспект | |||||
1.10. | Возрастные кризисы психического развития | |||||||
1.10.1. | 1. Понятия социальной ситуации развития, ведущей и базовой психических функций. 2. Механизм интериоризации психической функции. Л.С.Выготский о периодах развития. 3. Возрастные кризисы психического развития. | [1], [4], [5], [7], [1 доп.], [2 доп.], | ||||||
1.11. | Проблема периодизации развития | |||||||
1.11.1. | 1. Поиски движущих сил психического развития человека. 2. Возрастная периодизация как отражение системных представлений о развитии человека. 3. Понятие периодизации. Л.С. Выготский о критериях периодизации психического развития. 4. Группы периодизаций детского развития (В.Штерн, Р.Заззо, П.П.Блонский, З.Фрейд, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконина, М.И.Лисина, Л.И.Божович). | Мультимедийное сопровождение: презентация лекции | [1], [4], [5], [7], [1 доп.], [2 доп.], | |||||
1.11.2. | 1. Периодизации зрелого возраста (Ш.Бюлер, Р.Гаулд, Левинсон). 2. Периодизации жизненного пути (Э.Эриксон, Дж.Биррен, Д.Бромлей). 3. Попытки построения системной периодизации психического развития (В.И.Слободчиков, Ю.Н.Карандашев). 4. Различия в параметрах имеющихся периодизаций. | [1], [4], [5], [7], [1 доп.], [2 доп.], | ||||||
1.11.3. | 1. Понятие периодизации развития. 2. Анализ вариантов "классических периодизаций" развития в работе Л.С.Выготского "Проблема возраста". а) Периодизации, построенные по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития (биологических, исторических, педагогических и др.). б) Периодизации, построенные на одном или нескольких признаках развития. в) Периодизации, связанные с выделением существенных признаков самого психического развития. г) идеи Л.С.Выготского о построении периодизации развития. 3. Критерии периодизации психического развития 4. Группы периодизаций психического развития 5. Современные подходы к периодизации психического развития человека. a. Периодизация Э.Эриксона. б. Периодизация В.И.Слободчикова. | [1], [4], [5], [7], [1 доп.], [2 доп.], | Конспект лекции, конспект первоисточ-ников, рефераты. | |||||
1.12. | Феномен детства | |||||||
1.12.1. | 1. Детство как историческая категория. 2. Феномен человеческого детства. 3. Продолжительность современного человеческого детства. 4. Проблема границ детства. Парадоксы детства. | [1], [4], [5], [10], [1 доп.], [2 доп.], | ||||||
1.13. | Пренатальный период и рождение | |||||||
1.13.1. | 1. Морфологические предпосылки возникновения эмоционально-чувственной сферы ребенка. 2. Физиологическое развитие плода с момента зачатия до четырех месяцев внутриутробного периода. 3. Развитие эмоциональных реакций плода с четырех месяцев внутриутробности до рождения. 4. Двигательная основа эмоционального поведения в период внутриутробного развития. 5. Развитие нервной системы в период внутриутробного развития. | Мультимедийное сопровождение: фрагменты видеофильма | [1], [4], [5], [10], [1 доп.], [2 доп.], | |||||
1.13.2. | 1. . Влияние среды на пренатальное развитие. 2. Психологическая связь плода с матерью. 3. Влияние образа жизни матери на психическое развитие плода. 4. Проблемы пренатальной психологии. 5. Психологический аспект рождения. 6. Проблема психологической родовой травмы и базового доверия ребенка к миру. | Мультимедийное сопровождение: фрагменты видеофильма | [1], [4], [5], [10], [1 доп.], [2 доп.], | |||||
1.14. | Новорождённость | |||||||
1.14.1. | 1. Общепсихологическая характеристика новорожденности. 2. Новорожденность как критический период. 3. Границы возраста. 4. Психофизические особенности новорожденности. 5. Рефлексы и их значение. 6. Центральное новообразование возраста. 7. Другие новообразования новорожденности. 8. Особенности психической жизни новорожденного. 9. Цели воспитания и правила общения с новорожденным ребенком. | [1], [4], [5], [10], [1 доп.], [2 доп.], | ||||||
1.14.2. | 1. Традиционные взгляды на пренатальный возраст 2. Стадии пренатального развития 3. Средовые факторы в пренатальный период (возраст матери, питание, эмоциональное состояние и т.д.) 4. Психологический аспект рождения. 5. Проблема психологической родовой травмы и базового доверия ребенка к миру. | [1], [4], [5], [10], [1 доп.], [2 доп.], | Текущий контроль, рефераты, тематические сообщения. | |||||
1.15. | Период младенчества Психическое развитие в раннем возрасте | |||||||
1.15.1. | 1. Младенческий возраст как отправной пункт сенсорного развития человека. Общепсихологическая характеристика младенчества.3. Границы возраста. 2. Кризис первого года жизни. Социальная ситуация развития. «Комплекс оживления» и его значение. 3. Дознаковый характер психического развития в младенческом возрасте. 4. Развитие сенсорики и моторики ребенка в младенчестве. 5. Предпосылки развития внимания, памяти, мышления. 6. Развитие рецепторной и двигательной сферы младенца. 7. Развитие зрительной, слуховой и кожной чувствительности. Избирательность восприятия. 8. Узнавание близких как предпосылка развития социальной перцепции. 9. Роль ориентировочного рефлекса в развитии внимания младенца. 10. Развитие движений рук: хватательные движения, неспецифическое и специфическое предметное манипулирование. 11. Влияние манипулирования на формирование двигательных навыков и развитие интеллекта ребенка. 12. Овладение прямохождением и его значение для психического развития ребенка. 13. Развитие форм общения младенца. 14. Развитие предличностных образований у младенца в контексте генезиса общения (М.И. Лисина, Н.Н. Авдеева). 15. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте. 16. Особенности эмоциональной жизни младенца. 1. Предпосылки перехода от младенческого возраста к раннему возрасту. Понятие «знака» – центральное понятие раннего возраста. Традиционные взгляды на ранее детство. 2. Становление речи – основное новообразование раннего возраста. 3. Социальная ситуация развития и общие условия психического развития ребенка. 4. Ведущий вид деятельности в раннем детстве. 5. Основные линии психического развития. Основные новообразования раннего детства. Кризис трех лет. 6. Развитие моторной сферы ребенка. Формирование предметной деятельности. 7. Развитие речи и активного говорения. 8. Развитие восприятия, мышления, памяти, воображения ребенка в раннем детстве. 9. Умственное развитие в раннем возрасте. 10. Развитие общения с детьми и взрослыми. Роль делового общения со взрослыми в овладении ребенком предметно-практической деятельностью. 11. Становление элементов самосознания. 12.Развитие эмоциональной сферы ребёнка в раннем возрасте. 13.Формирование элементов нравственного поведения | [1], [4], [5], [10], [1 доп.], [2 доп.], | ||||||
1.15.2. | 1. Общепсихологическая характеристика новорожденности. 2. Новорожденность как критический период. o Границы возраста. o Психофизические особенности новорожденности. o Рефлексы и их значение. 3. Центральное новообразование возраста. 4. Другие новообразования новорожденности. 5. Особенности психической жизни новорожденного. 6. Цели воспитания и правила общения с новорожденным ребенком. 7. Общепсихологическая характеристика младенчества. - Границы возраста. - Кризис первого года жизни. - Социальная ситуация развития. - "Комплекс оживления" и его значение. 8. Развитие сенсорики и моторики ребенка в младенчестве. 9. Основное психологическое новообразование младенческого возраста. 10. Развитие форм общения младенца. 11. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте. 12. Кризис первого года жизни. 13. Особенности эмоциональной жизни младенца. 1. Общепсихологическая характеристика периода раннего детства. o Социальная ситуация развития в раннем детстве. o Основные новообразования раннего детства. 2. Передвижение ребенка в пространстве. 3. Психологическое значение овладения прямохождением. 4. Формирование предметной деятельности. 5. Игровая деятельность ребёнка. Игрушка как средство развития общения ребёнка раннего возраста. 6. Развитие речи и активного говорения. 7. Развитие восприятия, мышления, памяти, воображения ребенка в раннем детстве. 8. Развитие общения с детьми и взрослыми. 9. Развитие эмоциональной сфера ребёнка в раннем возрасте. 10. Формирование элементов нравственного поведения. 11. Становление элементов самосознания 12. Возникновение стремления к самостоятельности. Кризис трёх лет. | [1], [4], [5], [10], [1 доп.], [2 доп.], | Текущий контроль, рефераты, тематические сообщения. | |||||
1.16. | Психическое развитие в дошкольном возрасте | |||||||
1.16.1. | 1. Традиционные взгляды на дошкольный возраст. Предпосылки перехода от раннего возраста к дошкольному возрасту. Социальная ситуация и общие условия психического развития дошкольников. Основные линии психического развития дошкольников. Характеристика психических новообразований дошкольного возраста. 2. Игровая деятельность и ее значение для психического развития ребенка. Анализ теорий детской игры. Структура детской игры. Использование предметов-заместителей. Игровые и реальные отношения. Этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте. Психологические особенности изобразительной, конструктивной и трудовой деятельности дошкольников. 3. Развитие познавательной сферы ребенка в дошкольный период. Общая характеристика сенсорного развития дошкольников. Развитие внимания, памяти, мышления в дошкольном возрасте. Специфика детского мировоззрения. Развитие речи в дошкольном возрасте. Роль речи в развитии познавательных процессов. Развитие воображения и творчества в дошкольном возрасте. | [1], [4], [5], [10], [3 доп.], [4 доп.], | ||||||
1.16.2. | 1. Дошкольный возраст и его границы. 2. Изменение социальной ситуации развития на протяжении дошкольного детства. 3. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. 4. Другие виды деятельности дошкольника. - Рисование и его психологические особенности. - Конструирование в дошкольном возрасте. 5. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. - Характеристики общения дошкольника с взрослым. - Стили общения взрослого с ребёнком. - Общение дошкольника со сверстниками. 6. Становление личности в дошкольном возрасте. 7. Особенности эмоциональной жизни дошкольника. 8. Психосексуальная идентификация. 9. Развитие способностей в дошкольном возрасте. 10. Познавательное развитие дошкольника. - Развитие восприятия и мышления ребёнка. - Развитие внимания и опосредствованного поведения. - Развитие памяти. o Развитие воображения и креативных возможностей ребёнка. o Развитие знаково-символической функции. 11. Становление элементов учебной деятельности. 12. Кризис шести-семи лет: симптоматика, новообразования, причины появления, особенности протекания, строение, психологическое значение. 13. Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе. - Структура психологической готовности к обучению. - Психофизиологические параметры готовности к школе. | [1], [4], [5], [10], [3 доп.], [4 доп.], | Конспект лекции. Текущий контроль, тематические сообщения | |||||
1.17 | Психическое развитие в младшем школьном возрасте | |||||||
1.17.1. | 1. Традиционные взгляды на младший школьный возраст. 2. Предпосылки перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Общие условия развития в младшем школьном возрасте. 3. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности как ведущей. 4. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в младшем школьном возрасте. 5. Конкретное мышление как характеристика первой половины младшего школьного возраста. Появление абстрактного мышления во второй половине этого возраста. | [1], [4], [5], [10], [9 доп.], [4 доп.], | ||||||
1.17.2. | 1. Развитие личности младшего школьника. 2. Формирование рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. 3. Становление характера младших школьников. 4. Формирование мотивационно-потребностной сферы. 5. Особенности развития эмоционально-волевой сферы. 6. Интересы, мотивы, способности в отроческом возрасте. 7. Начальные формы рефлексии. Формирование самооценки. Особенности нравственного развития. 8. Социальная жизнь в младшем школьном возрасте: общение с учителем и сверстниками. | [1], [4], [5], [10], [9 доп.], [4 доп.], | ||||||
1.17.3. | 1. Общие условия развития в младшем школьном возрасте. 2. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности как ведущей. 3. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воли в младшем школьном возрасте. 4. Развитие мышления и воображения у младшего школьника 5. Развитие личности младшего школьника. - Формирование мотивационно-потребностной сферы. -Особенности развития эмоционально-волевой сферы. - Начальные формы рефлексии. - Формирование самооценки. - Особенности нравственного развития. 6. Социальная жизнь в младшем школьном возрасте: общение с учителем и сверстниками. | [1], [4], [5], [10], [9 доп.], [4 доп.], | Текущий контроль. | |||||
1.18 | Психосоциальное развитие в подростковом возрасте | |||||||
1.18.1. | 1. Традиционные взгляды на подростковый возраст. Л.С.Выготский о трех линиях созревания. Органическое, половое и социальное созревание. Отсутствие единения трех линий созревания у современного подростка. 2. Подростковый возраст как историческое образование, зависящее от социальной ситуации развития. Предпосылки перехода от младшего школьного к подростково-юношескому возрасту. Два подхода в изучении подростково-юношеского возраста. Первый подход – связь перехода с физическим и физиологическим развитием ребенка. Формирование нового образа физического «Я». Влияние темпа полового развития на самосознание. Пубертатность. Второй подход – связь перехода с формированием социальной функции личности. Влияние измененных внутрисемейных отношений в период пубертата на отношение со сверстниками и учителями. 3. Кризис подросткового возраста. Анализ психологических исследований подросткового возраста: Л.С.Выготского, Т.В.Драгуновой, Л.И.Божович, С.Холла, Э.Шпрангера, Ш.Бюлер, В.Штерна, Э.Эриксона, Ж.Пиаже и др. Основа подросткового кризиса – кризис самосознание. Структура самосознания. Краткая характеристика компонентов самосознания. Влияние самосознания на психическое развитие. 4. Общепсихологическая характеристика отрочества. Развитие видов деятельности в подростковом возрасте. Общение с взрослыми и сверстниками. Мотивация общения. 5. Развитие познавательной сферы. Формирование элементов теоретического мышления и системы интеллектуальных (профессионально ориентированных) интересов. 6. Эмоции в подростковом возрасте. «Подростковый комплекс» эмоциональности. Развитие социальных эмоций в подростковом возрасте. 7. Особенности личности подростка. Интенсивное развитие самосознания как главный фактор развития личности подростка. Формирование самооценки. Подростковый возраст как сензитивный для формирования «личного сознания» как самосознания. 8. Развитие мотивационно-потребностной сферы. Поведенческие особенности. Развитие взаимодействия с физическим миром. Развитие социального поведения. | [1], [4], [5], [10], [9 доп.], [6 доп.], | ||||||
1.18.2. | 1. Общепсихологическая характеристика подросткового возраста - Исследования подросткового возраста в психологии. - Диалектика "детского" и "взрослого" в отрочестве. - Границы возраста. -Подростковый кризис. 2. Развитие видов деятельности в подростковом возрасте. 3. Общение со взрослыми и сверстниками. 4. Развитие познавательной сферы. 5. Формирование элементов теоретического мышления и системы интеллектуальных (профессионально ориентированных) интересов. 6. Особенности личности подростка. - Виды взрослости. - Становление самосознания. - Психосексуальное развитие. - Становление идентичности. | [1], [4], [5], [10], [9 доп.], [6 доп.], | Контрольная работа, конспект первоисточ-ников, рефераты. | |||||
1.19 | Психосоциальное развитие в юношеском возрасте | |||||||
1.19.1. | 1. Психосоциальное развитие в юношеском возрасте. Отличие юношеского возраста от подросткового. 2. Потеря конкретности частного лица в образце для подражания. Появления представления об идеальной личности. Нравственный идеал. 3. Формирование мировоззрения в юношеском возрасте. Особенности развития личности в юношеском возрасте. Формирование устойчивого самосознания и образа «Я». Осознание себя во времени. Структура Я-концепции. 4. Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте. 5. Развитие интеллектуальной сферы в юношестве. Эмоциональное развитие в юношестве. 6. Проблема юношеского кризиса. 7. Социальная активность в юношестве. Юношеский мир и мир взрослых. Любовь, чувство принадлежности и поиски интимности. | [1], [4], [13], [10], [15 доп.], [16 доп.], | ||||||
1.19.2. | 1. Юность в контексте жизненного пути личности. 2. Психологические трактовки юности. 3. Границы возраста. 4. Развитие интеллектуальной сферы в юношестве. 5. Формирование мировоззрения в юношеском возрасте. 6. Эмоциональное развитие в юношестве. 7. Особенности развития личности в юношеском возрасте. - Формирование устойчивого самосознания и образа "Я". - Осознание себя во времени. - Проблема юношеского кризиса. 8. Социальная активность в юношестве. 9. Юношеский мир и мир взрослых. 10. Любовь, чувство принадлежности и поиски интимности. | [1], [4], [13], [10], [15 доп.], [16 доп.], | Контрольная работа, конспект первоисточ-ников, рефераты. | |||||
1.20. | Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости | |||||||
1.20.1. | 1. Определение понятия «взрослость». Биологическое и физическое развитие во взрослом возрасте. Теории развития взрослого человека. 2. Ранняя взрослость как социально-историческая категория. Границы возраста. Кризис молодости. Развитие личности в возрасте ранней взрослости. Выстраивание системы жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций. Становление индивидуального жизненного стиля. 3. Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости. Критерии когнитивной зрелости в период ранней взрослости: диалектическое мышление, обязательность и ответственность, гибкость мышления. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости. Особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости. Мотивационные установки периода ранней взрослости. 4. Возраст ранней зрелости как отправной пункт профессионального развития личности. Развитие сознания и самосознания в возрасте ранней взрослости. Профессиональная деятельность и ее влияние на развитие сознания и самосознания. Семейная микросреда как фактор становления семейно-ролевого сознания и самосознания. Особенности развития Я-концепции в период ранней взрослости. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Гендерные особенности Я-концепции. Развитие личного «Я»: идентичность, близость и генеративность. 5. Важнейшие сферы активности взрослого человека. Индивидуальный стиль поведения и деятельности. Тип личности и взаимодействие с физическим миром. Социальное поведение: профессиональная деятельность, семейно-брачные отношения, родительские отношения. | [1], [4], [13], [10], [15 доп.], [16 доп.], | Контрольная работа, конспект первоисточ-ников, рефераты. | |||||
1.21. | Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости | |||||||
1.21.1. | 1. Культурно-историческое развитие личности до возраста средней зрелости. Его предпосылочный характер и реализация в других функциональных линиях развития. Знания, умения и навыки как основа культурно-исторического развития человека. Убеждения и нравственные позиции: их влияние на культурно-историческое развитие личности. 2. Возраст средней зрелости как отправной пункт культурно-исторического развития личности. Социально-ролевая ориентация личности в возрасте средней зрелости. Статусная иерархия: поиски места в социальной структуре. Профессиональный статус. Притязания на успех, признание, статус. Мировоззренческая основа культурно-исторического развития личности. Мировоззрение как совокупность взглядов личности на себя, социальную микросреду, общество в целом, достижения цивилизации. Определение своего положения в обществе в целом. 3. Общепсихологическая характеристика взрослости. Границы возраста. Проблемы переходов от возраста к возрасту. Акмеология. 4. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости. Кризис середины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни. 5. Аффективная сфера в период средней взрослости. Роль эмоций в профессиональной деятельности. Стресс в жизни человека в период средней взрослости. Влияние брачных отношений на эмоциональную сферу личности. 6. Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте. Я-концепция самоактуализирующейся зрелой личности. Самоактуализация в сфере выбранной профессиональной деятельности. Особенности самооценки личности возраста средней зрелости. Личность и творчество. Творческое развитие личности в возрасте зрелости. Социальное поведение, трудовая деятельность и досуг в период средней зрелости. Расширение сферы социальной активности и социальной ответственности в зрелости. | [1], [4], [13], [10], [15 доп.], [16 доп.], | Конспект лекции. Текущий контроль, тематические сообщения | |||||
1.21.2. | 1. Возраст ранней зрелости, понятие «Молодость» как социально-историческая категория. - Границы возраста. - Кризис молодости. 2. Развитие личности в возрасте ранней зрелости. - Выстраивание системы жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций. - Становление индивидуального жизненного стиля. 3. Социальная активность в молодости. - Человек для самого себя и для других. 4. Любовь, брак, создание семьи в молодости. 5. Профессиональное самоопределение и обретение нового социального статуса. | [1], [4], [13], [10], [15 доп.], [16 доп.], | ||||||
1.22. | Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости | |||||||
1.22.1. | 1. Общая характеристика периода поздней взрослости и старости. Границы и стадии возраста. Биологические аспекты геронтогенеза. Психологическое переживание старения и старости. Теории старения. 2. Старческий возраст. Условность проводимых границ. Внутреннее деление на пожилой возраст, старость и дряхлость. Причины и факторы, влияющие на процессы старения. Длительность жизни. Морфологическое развитие в старческом возрасте. Изменения в опорно-двигательном аппарате. Структура тканей и органов. Физиологическое развитие в старческом возрасте. Взаимодействие гомеостатических систем. Процессы обмена веществ, питание, выделение. Моторное развитие в старческом возрасте. Половая сфера. Сенсорное развитие в старческом возрасте. 3. Комплексность нарушений развития как причина старения. Генетические нарушения. Морфологические нарушения. Физиологические нарушения. Нейрофизиологические нарушения. Психофизиологические нарушения. Психофизические нарушения. Психологические нарушения. Социально-психологические нарушения. Социальные нарушения. Общая характеристика нарушений в старости. 4. Когнитивные особенности в возрасте поздней взрослости и старости. Изменения в функционировании психических функций в старости. Факторы развития когнитивных функций в период поздней взрослости и старости. Характеристика динамики восприятия, двигательной сферы, действий. Речевое развитие в старческом возрасте. 5. Особенности личности пожилого (старого) человека. Типы старения. Личностные новообразования в старости. Я-концепция поздней взрослости как совокупность установок на себя. Теории «относительности» старения. Специфика Я-образа на этапе старения. Старение и специфические изменения эмоциональной сферы. Эмоционально-чувственная сфера. Смена мотивов у пенсионеров. Структура мотивов, ее изменения. Возрастная динамика интересов. Чувство удовлетворенности жизнью и мотивационное здоровье. Социальная среда старых людей. Изменение структуры социальной активности в старости. Их интересы, установки, взаимоотношения. Выполняемые социальные роли. Мотивация семейных отношений. Отношения с детьми, внуками. Проблема одиночества. Изменения временной перспективы в старости. | [1], [4], [13], [10], [15 доп.], [16 доп.], | ||||||
1.23. | Инволютивное развитие личности | |||||||
1.23.1. | 1. Нарушения развития детей. Генетические нарушения. Морфологические нарушения. Физиологические нарушения. Нейрофизиологические нарушения. Психофизиологические нарушения. Психофизические нарушения. Психологические нарушения. Социально-психологические нарушения. Общая характеристика нарушений у детей. 2. Нарушения развития взрослых. Генетические нарушения. Морфологические нарушения. Физиологические нарушения. Нейрофизиологические нарушения. Психофизиологические нарушения. Психофизические нарушения. Психологические нарушения. Социально-психологические нарушения. Социальные нарушения. Общая характеристика нарушений у взрослых. 3. Феномен смерти. Теоретические осмысления проблемы смерти и умирания. Проблема «жизни после жизни». Смерть как кризис индивидуальной жизни. Основные показатели смерти. Этические аспекты эвтаназии. Психологические аспекты умирания. | [1], [4], [13], [10], [15 доп.], [16 доп.], |